Пояснительная записка
Все мы, родители и педагоги хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом хотели бы видеть личность. Интересную личность. А личность, это, прежде всего знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние художественной деятельности на человека. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Всё начинается с детства. На занятиях ребёнок сможет руками и душой прикоснуться к настоящему делу и уже в этом возрасте почувствовать свою сопричастность к тому, что неразрывно связано с жизнью. Важно, чтобы этот путь открывался перед ним постепенно и с любовью.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность.
Данная программа составлена для детей 5-7 лет с учётом их возрастных особенностей. Программа включает в себя 10 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия не превышает 30 мин.
Цель программы: – раскрыть творческие способности детей через освоение различных видов художественно-прикладного искусства.
Задачи программы:
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
- Формировать всесторонне развитую личность:
– развивать образную, ассоциативную память, внимание;
– развивать воображение, как основу творческой деятельности;
– развивать координацию и мелкую моторику;
– развивать аккуратность, художественный вкус, фантазию;
– развивать речь, коммуникативные качества.
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Сохранять и укреплять психологическое здоровье ребенка.
- Воспитывать стремление к разумной организации своего рабочего места.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов, геометрических фигур. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате. Особое внимание уделяется повышению мотиваций детей. Важно создать на занятиях особый эмоциональный фон, заинтересовать детей, вызвать у них тягу к творчеству. Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи сказок. С целью психологической разгрузки проводятся малоподвижные игры, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Чему бы мы ни обучали детей, самое важное, о чем мы должны помнить – это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, агрессию, тревогу …), это сразу же отражается в его рисунке. Поэтому основной целью является предоставление детям психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей.
На занятиях используются различные приемы, игры позволяющие сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка:
– Релаксация – дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность.
– Развивающие игры – это игры направленные на: развитие речи, познавательной сферы, навыков общения, сенсорных систем.
– Пальчиковые игры.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Программное содержание.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
I. |
Радужный мир |
3 |
II. |
Чудеса из бумаги |
3 |
III. |
Игрушки делаем сами |
4 |
Итого: |
10 |
1. Радужный мир.
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.
2. Чудеса из бумаги.
Бумага, её виды, Природные свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж. Простые геометрические фигуры.
3. Игрушки делаем сами.
Знакомство с пластическими материалами: пластилином, солёным тестом. Воспитание художественно-пластического видения окружающего мира, его форм, ритма. Понятие – рельеф.
Тематическое планирование занятий
Прогнозируемые результаты.
Должны знать: – название основных и составных цветов; понимать значение терминов: краски, композиция, линия, пятно, орнамент,, аппликация, симметрия, рельеф.
Должны уметь: – пользоваться инструментами: кистью, карандашами, фломастерами; полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешиванием; применять различные способы лепки.
Методические рекомендации к занятиям
Литература
- Алёхин А. Д. Когда начинается художник. – М., 1993.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
- Бугуславская Э., Смирнова Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
- Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. Ташкент, 1988.
- Каменева Е. А. Какого цвета радуга. – М., 1971.
- Качесова М.А. Сказки и краски. Программа развития детей дошкольного возраста на основе изобразительной деятельности. Из опыта работы рук-ля изостудии “МДОУ детский сад №55”.-Томск, 2006.
- Кузин В. С. Психология. Учебник. – М., 1997.
- Одноралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983.
- Петрова И. М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2002.
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей. / Сост. А. Г. Лазарева. – М., 2002.
- Черныш И. В. Удивительная бумага. – М., 2000.