Исследовательская деятельность в начальной школе как средство развития творческих способностей учащихся

Разделы: Начальная школа


Ценнейшее в жизни качество - вечно юное любопытство,
не утоленное годами и возрождающееся каждое утро.
Р. Ролан

Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается
инициатива и самодеятельность, стремление к науке:
учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.
Н. А. Умов

Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, фиксирующий обязательные базовые ориентиры образовательной системы на определенном этапе ее существования. Содержание стандарта должно отвечать насущным задачам образования и своевременно обновляться по мере постановки новых задач, продиктованных теми или иными изменениями в жизнедеятельности социума.

В соответствии с действующим Государственным стандартом образования и концепцией модернизации российского образования основная цель общего среднего образования – способствовать становлению социально – ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально – культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Образование выступает важнейшим средством самореализации человека как субъекта, сознающего цель, смысл и ценность своего существования в глобальном мире, строящемся на принципах информационной открытости и свободы, обмена интеллектуальными и трудовыми ресурсами. Только образованием можно развивать свой капитал – способность личности (общества) к увеличению своего вклада в решение социально важных задач.

Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования - становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявления его способностей к осмысленному продуктивному действию абсолютный критерий качества образования.

Основные и дополнительные образовательные программы, учебная и другие виды образовательной деятельности школы должны стремиться к достижению стратегической цели - раскрытию с их помощью человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально - культурной и социально- экономической перспективе.

Происходящие в наше время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формированию у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В решении данной проблемы участвуют как семья так и школа.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, распознать способности ребенка и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

Задача школы – поддерживать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируются к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершая ошибки на своем творческом пути, способен к исправлению.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека - творца, созидателя и новатора. В современной жизни воспитанию творческой личности уделяется большое внимание во всем мире. В Японии, еще в конце 19 века, главными государственными приоритетами были всеобщее образование и поощрение творческой инициативы.

Говоря о развитии творческих способностей личности, следует помнить о том, что творчество невозможно без практической продуктивной деятельности.

Л. С. Выготский писал: “Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что – либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев”.

Начальная школа не стоит в стороне от решения этих проблем. Она является основой, фундаментом для дальнейшего качественного образования.

Ученые, психологи, методисты отмечают, что в наше время снижается интерес к учебной деятельности.

Учителя в постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения, которые привлекли бы школьников к учебе, создавали бы мотивацию образования.

Современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массового образования, именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей.

Развитию индивидуализации личности, формированию мотивации к получению знаний у учащихся способствует научно-исследовательская деятельность.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Еще в эпоху Возрождения ученые педагоги – гуманисты в своих работах освещали основы исследовательского обучения – Я. А. Коменский, Ж. Ж.Руссо, И. Песталоцци и другие. В России идея исследовательского подхода в обучении впервые была выдвинута просветителем Н. И. Новиковым во второй половине 18 века. Н Г.Чернышевский, Д И Писарев, Н.А. Добролюбов, К. Д. Ушинский и другие общественные деятели и педагоги принимали участие в обосновании проблемы исследовательской деятельности. Пропагандировали этот метод Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, Б. Е. Райков. С середины 50-х годов 20 века в разработке этого метода принимали участие известные дидакты и методисты как М. Н Скаткин, И. Я. Лернер, С. Г. Шаповаленко, М. И. Махмутова и другие.

В течение ряда лет я работаю с учащимися, которые имеют недостаточно развитые для успешного обучения психические процессы: внимание, память, логическое мышление. Своей задачей считаю помочь детям в преодолении этих проблем, развивать их творческие способности, активизировать познавательный интерес, расширить кругозор, развивать устную и письменную речь, развивать умение обобщать и систематизировать информацию; формировать наблюдательность и внимание, умение работать с художественными и научными текстами, коммуникативные навыки.

Мною проводится большая работа в этом направлении. Одним из методов для достижения своих целей, считаю, правильно организованную научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Обучение учащихся основам исследовательской деятельности возможно и осуществимо в процессе урока, и внеурочное время через защиту рефератов, проектов, научно - образовательную и поисково - творческую деятельность. В отличие от исследовательской деятельности учащихся старших классов, где принимают участие только отдельные, сильные учащиеся, в начальных классах могут принимать участие все дети.

Я убеждена, что использование в преподавании нетрадиционных методов способствует интеллектуальному развитию учащихся, развитию положительной мотивации к учению. В этом можно убедиться на примере учащихся моего третьего класса. Путь к результату был непростым.

Пришлось провести большую объяснительную работу не только среди учащихся, но и родителей, убеждать тех и других в важности исследовательской деятельности.

Первым этапом обучения учащихся исследовательской деятельности является выбор темы. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

-актуальность темы, важность ее в практическом отношении;

- соответствие интересам – исследователя;

- реальную выполнимость;

- возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов , изучаемых избранной наукой;

- обеспеченность необходимым количеством различных источников;

- грамотность формулировки темы с научной и литературной точки зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).

Далее с помощью учителя ребята учатся ставить цель – чего они должны добиться в процессе своего исследования. Определяют объект и предмет исследования. Учатся выдвигать гипотезы. Затем идет подбор информационного материала по выбранной теме (художественная и научная литература, справочники и энциклопедии, телепередачи, сеть Интернет).

Следующий этап - изучение школьником собранного материала, систематизация его, обобщение и оформление. Завершающим этапом исследовательской работы является защита. Здесь ребята могут самостоятельно выбрать форму реализации своей работы: реферат, публикация, веб – сайт. Защита проходит на уроках, на классных конференциях, школьных. Более серьезные работы принимают участие в городских конкурсах, в фестивале исследовательских и творческих работ “Портфолио”.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с различными методами, приемами и используют их:

- изучение теоретических источников;

- наблюдение;

- поисковый эксперимент (в переводе с латинского “проба”)

- анкетирование;

- итервьюирование;

- описательный.

Важно учесть, что для исследовательской деятельности младших школьников существует широкий круг учебных предметов и тем, это позволяет каждому ученику выбрать материал для исследования в зависимости от интересов. Чаще всего ребята выбирают темы по предметам: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, экология. Особый интерес вызывают у учащихся работы, когда тема объединяет разные предметы, например, окружающий мир и экология, окружающий мир и литературное чтение, русский язык и литературное чтение, литературное чтение и риторика. Существует вид исследования, которое строится на совместной деятельности учителя и учащегося, направленное на исследование конкретных личностно значимых для ученика проблем.

В педагогической литературе (автор идеи А. П. Трапицина) эти учебные исследования делятся на три вида:

- монопредметные

- межпредметные

- надпредметные

Темы над которыми работают учащиеся разнообразны. Например, по русскому языку: “Заглавная буква в именах людей”, “Имена моих родственников”, “Имена собственные в вывесках нашего города”. Интересное исследование проводили ребята по подбору конфетных фантиков с соответствующей орфограммой в названии. С удовольствием сами изготовляли модели конфет, придумывали название и объясняли. (Название конфеты “Аннушка”- это женское имя пишется с заглавной буквы, с двумя буквами НН. В слове 3 слога, потому что 3 гласных звука - а, у, а. Это имя существительное, отвечает на вопрос КТО?, собственное, одушевленное, ж.р., ед. ч., И. п., 2скл. в предложении является подлежащим. Можно подобрать однокоренные слова: Аня, Анюта, Анна, Анечка. Это имя носили и носят многие известные женщины: Анна Петровна Керн – знакомая А.С. Пушкина. Анна Ковальчук – известная современная актриса и другие.

К 8Марта ребята готовили материалы о знаменитых женщинах нашей страны. К 65-летию Победы учащиеся с удовольствием работали над написанием рефератов о защитниках нашей страны, Героях- земляках, родственниках-участниках Великой Отечественной войны, детях- героях войны.

. Интересные минутки чистописания на уроках математики проводили ребята, исследуя числа. “ Сегодня мы с Таней проведем минутку чистописания. Таня, начинай.

- Сколько пальцев на руке? (5)

- Какую отметку любят ученики? (5)

- Что стоит в конце страницы, украшая всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться?

- Ну, конечно, цифрой 5!

- Так какую цифру будем писать? (5)

Правильно, молодцы! Женя, продолжай.

- Числу “пять” Пифагор особое место, считая его самым счастливым и чисел. А вы, ребята, согласны с этим утверждением? Почему? (Ответы ребят).

- Древние приписывали этому числу непредсказуемость, энергичность, независимость. А что ждет ребят с именами Гриша, Валя, Нина, Марина, Виталий, Се режа, Вова?

- Они любители путешествий и приключений. Но больших достижений добьются, если направят всю свою энергию на повседневный труд, учебу. Из них могут получиться ученые, крупные философы.

- А что вы, ребята, знаете о числе 5?

(РЕБУС пятнашки. Пословицы: Как свои пять пальцев.

С пятого на десятое.

Пятое колесо в телеге.)

Большое количество работ выполняют ребята по окружающему миру. Темы самые разнообразные : “Города “Золотого кольца”, “Растения и животные Красной книги”, “Лекарство под ногами”, “Питание – витамины - здоровье”, “Вода- великое чудо природы” и другие.

“Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они – средство достижения творческих, трудовых целей”.
В.А. Сухомлинский