Цели:
- Создать справочник-таблицу для индивидуального пользования.
- Формировать вычислительные навыки.
- Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Воспитывать интерес к математике.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Встаньте и поздоровайтесь с нашими гостями.
1) Психологический настрой.
Скажем «Здравствуйте!» руками
Скажем «Здравствуйте!» глазами
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом
Станет радостно кругом.(слайд 1)
II. Устный счет (слайд 2)
1) Рассмотрите ряд чисел: 3,9,14,7,0.(Слайд 3)
- Найдите лишнее число и докажите. (I вариант:0 – это не натуральное число, II вариант: 14 – это двузначное число).
- Назовите к каждому из данных чисел последующее число.(4, 10, 15, 8, 1.)
2) – Я приготовила ещё одно интересное задание (слайд 4).Внимательно послушайте. Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Вдруг он замечает, что из-под дощатой перегородки виднеются 8 ног. Сколько детей стоит за перегородкой? (4)
- Молодцы! Докажите, почему думаете, что именно 4 друзей стояли за перегородкой? (Потому, что у каждого по 2 ноги. )
III. Работа по теме урока.
Задание 108.
- Найдите значение сумм.
4+1=5
5+1=6
6+1=7
7+1=8
- Сравните в каждом равенстве первое слагаемое и значение суммы. Что вы заметили? (Слагаемое увеличивается на 1 и значение суммы увеличивается на 1.)
- Нужно ли заучивать эти равенства? Почему? (Если к любому числу прибавить 1, то получится следующее число)
- Можно ли что-то изменить в таблице, чтобы она стала удобной и меньше?(У каждого ученика листочки с таблицей сложения и они зачеркивают эти равенства, а учитель работает на доске.)(Слайд 5. )
1+2=3 | 1+3=4 | 1+4=5 | 1+5=6 | 1+6=7 | 1+7=8 | 1+8=9 |
2+2=4 | 2+3=5 | 2+4=6 | 2+5=7 | 2+6=8 | 2+7=9 | |
3+2=5 | 3+3=6 | 3+4=7 | 3+5=8 | 3+6=9 | ||
4+2=6 | 4+3=7 | 4+4=8 | 4+5=9 | |||
5+2=7 | 5+3=8 | 5+4=9 | ||||
6+2=8 | 6+3=9 | |||||
7+2=9 |
- Внимательно рассмотрите таблицу. Как её можно ещё сократить для удобств?(Используя переместительное свойство сложения.)
- Молодцы! Давайте мы с вами используя переместительное свойство сложения сократим таблицу.
- Молодцы! У нас остались эти равенства. (слайд 6)
2+2=4 | 3+3=6 | 4+4=8 |
3+2=5 | 4+3=7 | 5+4=9 |
4+2=6 | 5+3=8 | |
5+2=7 | 6+3=9 | |
6+2=8 | ||
7+2=9 |
-Выпишите эти равенства на карточку. У вас получилась карточка –справочник.
И эту таблицу вам нужно будет запомнить.
Физминутка
IV. Работа по учебнику
Задание 112.
- А теперь используя нашу таблицу найдите значение сумм 5+2, 4+2, 3+2.
- Почему значение каждой следующей суммы меньше предыдущего? (Потому, что первое слагаемое каждой следующей суммы меньше предыдущего на 1.)
- Какие ещё равенства таблицы сложения подойдут к записанным? Найдите и запишите их в тетрадях. (7+2=9, 6+2=8, 2+2=4)
Зарядка для ума.
- Вы молодцы, ребята! Вы проявили свою смекалку и облегчили себе работу, мы сократили таблицу.
- Мы с вами сделали зарядку для рук и для ног, а теперь сделаем зарядку для ума. Внимательно посмотрите на доску и прочтите задание.(слайд 8)
Росло 2 вербы, на каждой вербе 2 ветки. На каждой ветке – по 2 груши. Сколько всего груш? (Нисколько, т.к. на вербе груши не растут.)
Задание 110.
- Молодцы! Среди данных записей найдите выражения.(8-3 4+1 6+2 3+5)
- По какому признаку вы их нашли?(Выражение – это запись, в которой числа соединены знаками действий. Знаков сравнения в выражениях нет.)
Физминутка
Задание 113.
- А теперь мы с вами разделимся на три группы для того, чтобы быстрее выполнить это задание. В 1- ой группе будут работать Саша, Илюша и Аня. Ваше задание: У вас на партах лежат готовые детали тетрамино и вы должны из этих деталей собрать фигуру, которая дана в учебнике.
Во 2-ой группе будут работать Эльвина, Вова и Оля. Вам я начертила данную фигуру на отдельных листочках, а вы должны выделить и раскрасить детали тетрамино на этой фигуре.
В 3-ей группе будут работать Жасмина, Настя и Паша. Вам нужно начертить другую фигуру, состоящую из этих же деталей и раскрасить детали указанным цветом.
Зарядка для ума.
- Молодцы! У вас на партах лежат 7 палочек. Ваша задача составить из этих одинаковых палочек 2 одинаковых квадрата. (слайд 9.)
V. Итог урока.
Рефлексия.
- Молодцы! Что вам понравилось на уроке? (То, что мы сократили таблицу сложения и она стала удобной.)
- Какие суммы вы записали в таблицу сложения?
- До свидания! Спасибо за урок. (слайд 10)