Составление таблицы сложения (учебник И.И. Аргинской, развивающая система обучения Л.В. Занкова). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Создать справочник-таблицу для индивидуального пользования.
  • Формировать вычислительные навыки.
  • Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
  • Воспитывать интерес к математике.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Встаньте и поздоровайтесь с нашими гостями.

1) Психологический настрой.

Скажем «Здравствуйте!» руками
Скажем «Здравствуйте!» глазами
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом
Станет радостно кругом.(слайд 1)

II. Устный счет (слайд 2)

1) Рассмотрите ряд чисел: 3,9,14,7,0.(Слайд 3)

- Найдите лишнее число и докажите. (I вариант:0 – это не натуральное число, II вариант: 14 – это двузначное число).

- Назовите к каждому из данных чисел последующее число.(4, 10, 15, 8, 1.)

2) – Я приготовила ещё одно интересное задание (слайд 4).Внимательно послушайте. Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Вдруг он замечает, что из-под дощатой перегородки виднеются 8 ног. Сколько детей стоит за перегородкой? (4)

- Молодцы! Докажите, почему думаете, что именно 4 друзей стояли за перегородкой? (Потому, что у каждого по 2 ноги. )

III. Работа по теме урока.

Задание 108.

- Найдите значение сумм.

4+1=5
5+1=6
6+1=7
7+1=8

- Сравните в каждом равенстве первое слагаемое и значение суммы. Что вы заметили? (Слагаемое увеличивается на 1 и значение суммы увеличивается на 1.)

- Нужно ли заучивать эти равенства? Почему? (Если к любому числу прибавить 1, то получится следующее число)

- Можно ли что-то изменить в таблице, чтобы она стала удобной и меньше?(У каждого ученика листочки с таблицей сложения и они зачеркивают эти равенства, а учитель работает на доске.)(Слайд 5. )

1+2=3 1+3=4 1+4=5 1+5=6 1+6=7 1+7=8 1+8=9
2+2=4 2+3=5 2+4=6 2+5=7 2+6=8 2+7=9  
3+2=5 3+3=6 3+4=7 3+5=8 3+6=9    
4+2=6 4+3=7 4+4=8 4+5=9      
5+2=7 5+3=8 5+4=9        
6+2=8 6+3=9          
7+2=9            

- Внимательно рассмотрите таблицу. Как её можно ещё сократить для удобств?(Используя переместительное свойство сложения.)

- Молодцы! Давайте мы с вами используя переместительное свойство сложения сократим таблицу.

- Молодцы! У нас остались эти равенства. (слайд 6)

2+2=4 3+3=6 4+4=8
3+2=5 4+3=7 5+4=9
4+2=6 5+3=8  
5+2=7 6+3=9  
6+2=8    
7+2=9    

-Выпишите эти равенства на карточку. У вас получилась карточка –справочник.

И эту таблицу вам нужно будет запомнить.

Физминутка

IV. Работа по учебнику

Задание 112.

- А теперь используя нашу таблицу найдите значение сумм 5+2, 4+2, 3+2.

- Почему значение каждой следующей суммы меньше предыдущего? (Потому, что первое слагаемое каждой следующей суммы меньше предыдущего на 1.)

- Какие ещё равенства таблицы сложения подойдут к записанным? Найдите и запишите их в тетрадях. (7+2=9, 6+2=8, 2+2=4)

Зарядка для ума.

- Вы молодцы, ребята! Вы проявили свою смекалку и облегчили себе работу, мы сократили таблицу.

- Мы с вами сделали зарядку для рук и для ног, а теперь сделаем зарядку для ума. Внимательно посмотрите на доску и прочтите задание.(слайд 8)

Росло 2 вербы, на каждой вербе 2 ветки. На каждой ветке – по 2 груши. Сколько всего груш? (Нисколько, т.к. на вербе груши не растут.)

Задание 110.

- Молодцы! Среди данных записей найдите выражения.(8-3 4+1 6+2 3+5)

- По какому признаку вы их нашли?(Выражение – это запись, в которой числа соединены знаками действий. Знаков сравнения в выражениях нет.)

Физминутка

Задание 113.

- А теперь мы с вами разделимся на три группы для того, чтобы быстрее выполнить это задание. В 1- ой группе будут работать Саша, Илюша и Аня. Ваше задание: У вас на партах лежат готовые детали тетрамино и вы должны из этих деталей собрать фигуру, которая дана в учебнике.

Во 2-ой группе будут работать Эльвина, Вова и Оля. Вам я начертила данную фигуру на отдельных листочках, а вы должны выделить и раскрасить детали тетрамино на этой фигуре.

В 3-ей группе будут работать Жасмина, Настя и Паша. Вам нужно начертить другую фигуру, состоящую из этих же деталей и раскрасить детали указанным цветом.

Зарядка для ума.

- Молодцы! У вас на партах лежат 7 палочек. Ваша задача составить из этих одинаковых палочек 2 одинаковых квадрата. (слайд 9.)

V. Итог урока.

Рефлексия.

- Молодцы! Что вам понравилось на уроке? (То, что мы сократили таблицу сложения и она стала удобной.)

- Какие суммы вы записали в таблицу сложения?

- До свидания! Спасибо за урок. (слайд 10)

Презентация.