Занятие-игра. Тур любознательных "Особенности национальной одежды"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Расширить знания детей о национальной одежде северных народов.
  2. Познакомить с национальными орнаментами.
  3. Формировать интерес к быту и традициям народов севера.
  4. Воспитывать уважение к труду людей, развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей.

Оборудование: написанные пословицы «Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее», «У оленя мех-камус крепок на ногах от того, что не ленится копаться им в снегах». Орнаменты, сделанные из бумаги, работы из бисера, листы с логическими заданиями, палка для игры, альбомные листы, фотографии с ненецкой одеждой.

Ход занятия

Воспитатель. Я рада приветствовать всех присутствующих на нашей игре «Тур любознательных». Тема сегодняшней игры звучит так: «Особенности национальной одежды».

В нашем северном крае живёт очень смелый, отважный, закалённый суровыми природными условиями, народ-ненцы. Люди этой национальности занимаются охотой, рыболовством, разводят оленей. Женщины выделывают шкуры, шьют одежду, меховую обувь, украшают её узорами – орнаментами.

Ненецкие орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдёшь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
(М. Шульгин).

Орнаменты не только радуют нас своей красотой, они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет своё название. Попробуйте эти названия угадать.

I тур. «Угадай название орнамента».

  1. В наших северных лесах есть красавица в мехах. Чёрно-серебристая шубонька пушистая, пышный хвост – её краса. Кто это? (Лиса) Орнамент «Локоть лисы».

  2. Без языка, а охотнику всё расскажут. (Следы)

  3. Глаза маленькие, лапы широкие, в лесу живёт в берлоге. (Медведь) Орнамент «След медведя».

  4. Чёрная птица
    Меня не боится
    Моргнёт удивлённо и каркнет.
    (Ворона) Орнамент «Ворона».

  5. Литературная загадка Л. Лапцуя.
    В ночь беззвездную до чума
    Кто разыщет путь по ветру,
    Если в тундре бездорожье?
    (Олень) Орнамент «Оленья тропа».

  6. Становятся на чумовище других. (Рога Оленя) Орнамент «рога молодого оленя». Орнамент «Рога оленя».

  7. Лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пускает. (Собака)

  8. Ты же вспомни дом из шкур и скажи, дружище, как назвали пастухи скромное жилище. (Чум)

  9. Когда кушать захочет, начинает выть. (Волк) Орнамент «Волчий капкан».

  10. Летом серый, зимой белый. (Заяц) Орнамент «Заячьи уши».

  11. У мохнатой кочки семь дырок. (Волосы)

  12. Живой – глаза смотрят, умрет – глаза смотрят. (Рыба)

  13. Под водой зубастая собака. (Щука). Орнамент «Щучьи зубы»

  14. Когда плавает – прекрасен.
    Когда шипит – опасен.
    (Гусь) Орнамент «Крылья гуся».

Воспитатель. Нашим командам было домашнее задание: подготовить по три орнамента от каждой команды. (Жюри оценивает орнаменты).

Воспитатель. На какую бы тему мы с вами не говорили о северном крае, о её коренных жителях, всегда присутствует тема поэзии.

Послушайте, пожалуйста, ненецкую песню «Ловля оленей» в исполнении Худи Гриши. Слова Л. Лапцуя, музыка С. Няруя. (Звучит песня «Ловля оленей).

Воспитатель. Поэт Р. Ругин сказал об особенностях национальной одежды следующие слова:

Коль слаба твоя одежда –
Сам на себя тогда пеняй.
Как недозревшая морошка,
Замерзнешь в камень, так и знай.

Воспитатель. Сейчас мы проведем

II тур. «Викторина о ненецкой одежде, её принадлежностях, об обуви».

  1. Какие качества имеет олений мех? (Основное – внутри оленьего волоса имеется воздушная полость, что делает мех не только очень теплым, но и хрупким; лёгкость, тепло и ветрозащитность, непроницаемость).
    Писательница, первый кандидат наук на Ямале Е.Г. Сусой в своей книге «Из глубины веков» писала, что олений мех может оказывать психотерапевтическое воздействие на нервную систему. А так же, что невысокий волосок на оленьей шкуре освобождает наше тело, как в бане от всех нечистот, то есть каждая ворсинка вбивает в себя из пор кожи все потовые отложения и под их тяжестью обламывается. (До начала 20 века ненцы не носили бельё и надевали одежду мехом к телу.)

  2. Что помогает ненцам не замёрзнуть, если они вынуждены сделать в пути остановку и заночевать? (Они вырывают в снегу ямку, в которую ложатся прямо в одежде). И называется эта ямка – «Куропаткин чум».
    Ненецкая пословица: «Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее».

  3. Что такое камус? (Шкура с ноги оленя, используемая для изготовления обуви).

  4. Что такое ягушка? (Меховая одежда женщины).

  5. Самый яркий элемент на шапках и воротниках женщин – это меховые белые, пушистые опушки из песцовых хвостов.
    Вопрос. Почему именно хвост использовался для этой детали? (Ворс хвоста любого зверя самый прочный, он может служить много лет, защищая лицо человека от обморожения).

  6. Что такое чижи тобаю? (Меховая обувь – чулки).

  7. Чем отличается одежда девушек от одежды женщин? (Одежда девушек более орнаментована цветным сукном).

  8. Есть такие слова об охотниках: вместо малицы ловко затянут ремнями.
    Это на горле мороза – ремни!
    Лыжи наденут, помчатся снегами,
    Будто взнуздали морозные дни.
    Как называется ремень для малицы?
    (Тасма (ни(са) тобаява)

Воспитатель. Глядя на одежду и обувь, можно многое узнать о жизни, обычаях, условиях жизни коренных народов. Одежду шьют не только в семьях, но и в мастерских.

III тур. «Поэтический».

Воспитатель. Каждая команда приготовила одно стихотворение, придерживаясь нашей тематики.

1 команда. В меховой мастерской.

Мягкий свет, как сияние струится.
В мастерской – красота и уют:
За широким столом мастерицы меховые пимы людям шьют.
И движением неторопливым мех сшивают – стежок за стежком…
И орнамент, чтоб стал он красивым,
Обозначают, цветным лоскутком
Не пимы – сапоги – скороходы!
Заполярной зимой до весны ни мороз, ни снега, ни походы
Этим теплым пимам не страшны.

2 команда. Бисер.

Для северных хантов и ненцев
Есть золота вещи дороже.
И это не яшма, не жемчуг,
А простенький бисер. Но все ж
Он часто им нужен бывает
Для вышивок и для плетенья.
Одежду они надевают
И вся она в украшеньях.
Среди белоснежных просторов,
Где дым возле чума клубится,
В одеждах из ярких узоров
Они – как цари и царицы.

(Показ работ из бисера). 

IV тур. «Творческий»

Воспитатель. Сейчас дети младшего возраста споют для вас песню, которая называется «Полярная песенка».

Воспитатель. Прослушайте задание: В какую ненецкую одежду нарядилась природа? 

Полярная песенка.

1 куплет.
Под белою малицею лес,
в ягушке спит река.
В песцовых шапках средь небес
гуляют облака.

Припев:
Проходит здесь полярный круг
И вечно мерзлота
Но пусть укажет нам
Всегда полярная звезда.

2 куплет.
Ямал – далекий край земли
Пока лежит в снегах
Но солнце утром принесли
Олени на рогах.

Припев.

Ответ на задание: малица, ягушка, песцовая шапка.

Воспитатель. Из этих слов вытекают задания.

  1. Из слова малица составляем слова, не повторяя дважды одну букву.
  2. Игра-соревнование: «Художник». Кто лучше нарисует ягушку.

Каждой команде дается лист бумаги и фломастер. Первый игрок начинает рисовать ягушку, в это время ведущий ведёт счет до пяти. После этого первый игрок передает лист бумаги другому игроку и т.д. 

V тур. «Показ национальной одежды»

Воспитатель. А сейчас у нас пройдет показ ненецкой одежды, обуви и принадлежностей к одежде.

Задание. Показать одежду или обувь и рассказать о её предназначении.

Реклама. Песня «Олененок».

VI тур. «Умей найти дорогу».

Воспитатель. От каждой команды нужно выйти по одному игроку, чтобы получить рисунки. С правой стороны листа нарисованы охотники, а с другой – чумы. Между ними дорога – лабиринт. Над каждым чумом номера: 1, 2, 3.

Задание. Кто из охотников первым вернулся в чум, кто вторым, а кто третьим? Как только вы это выясните, то поставьте номера 1, 2, 3 над охотниками и сдайте выполненное задание.

VII тур. «Одежда и игра».

Одним из важнейших событий в жизни ненцев осенью является отбор добротных шкур для пошива зимней одежды. Отбирают шкуры после забойки оленей. А это в ненецких стойбищах радостный праздник. А какой праздник без игры? Сейчас мы проведем ненецкую игру «Борьба с палкой».

Слово жюри. Награждение.

Литература:

  1. Северные родники / автор-составитель Л.В. Федорова Тюмень: Из-во Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
  2. Ямальский калейдоскоп / Учебное пособие по литературному краеведению 2 класс / автор – составитель Л.В. Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС РАН, 2003.
  3. Аверьянова К.Н. Рабочая тетрадь (факультативный курс «Оленеводство Ямала») 7-9 кл.- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004.
  4. Культура народов Ямала (Борко Т.И., Галкин В.Т.) . Учебник 5-7 кл. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАНЮ, 2002.
  5. Педсовет №11, 2000.
  6. Ямальский калейдоскоп. Учебное пособие по литературному краеведению/ Автор-составитель А.Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, №3.