Цели урока:
- Закреплять понятие о правиле проверки в словах буквосочетаний ча-ща и применять правило на практике; закреплять умение находить в словах изученные ранее орфограммы и объяснять их написание; закреплять умение проводить разбор предложения;
- развивать память, внимание, творческое мышление детей, способствовать развитию речи;
- прививать интерес к русскому языку, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи, наблюдательности и любви к природе.
Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер, учебник “Русский язык” авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева , карточки для индивидуальной и самостоятельной работы, изображения улыбки и грусти.
Ход урока
I. Организационное начало.
II. Психологический настрой (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”).
– Дети! Давайте улыбнемся друг другу. На минуту закроем глаза и представим прекрасный зимний день. Красивые деревья и кусты в белоснежном уборе. А снег, как искрится на солнышке. Вдохните запах морозной свежести. Откройте глаза и пусть все эти прекрасные чувства останутся с вами весь урок.
III. Нацеливание.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Презентация. Слайд 2 Но для того, чтобы узнать, куда нам предстоит отправиться, нужно выяснить, что написано на стрелке, указывающий путь. Слайд 3
ЗАМОКБУКВОСОЧЕТАНИЙ
– Что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?
(Разделить на слова.)
– Сколько здесь слов? (Два.)
– О чем нужно помнить при записи? (Начало пишу с большой буквы. Если предложение
повествовательное, то в конце ставлю точку.)
– Итак, у нас получилось название Замок буквосочетаний.
Слайд 4
– Хотите туда попасть? Что же это за замок такой и что за жильцы в нем
живут?
– Но нам предстоят испытания и если мы с ними справимся, то двери замка
раскроются перед нами.
– Посмотрите, вот плывет облачко и на нем что-то написано. Давайте прочитаем.
(Читает ученик.) Слайд 5
Свою “родную” букву имеет каждый звук,
Она ему надежный и постоянный друг;
Но если правило писать ее не разрешает,
То эту букву в слове другая заменяет.
– Мы знаем, что почти все звуки на письме обозначаются своими буквами.
– Давайте приведем примеры, я вам называю звук, а вы мне его букву
/М/ – эм, /В/ – в, /О/ – о
– А какие буквы правило писать не разрешает, и мы их заменяем другими
буквами?
– Мы вернемся с вами еще к облачку. Нам предстоит вспомнить эти буквы и правило.
– А облачко поплыло дальше, указывая нам путь. Слайд 5,
Слайд 6
– Смотрите, здесь запутанные следы. На что они похожи?
– Назовите буквы, которые вы заметили.
П, Т, К, Х, Ж, Ш, Ч, Щ
– Давайте в тетрадях запишем буквы только шипящих звуков. Назовите их. Слайд 6
Ж, Ш, Ч, Щ
IV. Чистописание.
– Записываем число, классная работа
– Записываем Ж ж Ш ш Ч ч Щ щ Слайд 7
– Эти шипящие приносят нам много хлопот. Вот появляются слова, но в них
пропущены буквы. Слайд 8
Чашка чайник щавель пищат чайка машина ёжик щука
– Прочитайте их на какие подгруппы их можно разбить. Какое нужно применить
правило, чтобы записать эти слова?
– Запишите только слова с буквосочетаниями ча-ща
– Как графически обозначим правило?
V. Словарная работа.
– Слово щавель словарное, ударение падает на второй слог, в первом слоге а запоминаем. Слайд 8
Щавель растет не только в огородах, но и на лесных опушках, в изреженных лесах. Листья у него мельче, чем у огородного, и не такие сочные. Но люди однажды выкопали этот щавель в лесу и высадили на грядках. Вот и стал он великаном. Лесной щавель неприхотлив. Его семена переживают морозные зимы и прорастают ранней весной, как только сойдет снег. Каждый листочек похож на наконечник копья. На вкус листья кислые. Потому что в них много витамина С. Именно поэтому щавелевые щи очень полезны.
– Как вы думаете, над чем будем работать, чтобы попасть в Замок
буквосочетаний?
– Мы будем доказывать свои знания в правильности написания буквосочетаний.
VI. Самостоятельная работа (на карточках 5 учеников).
– Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Карточка 1
Белый снег пуш .стый
(В) воздухе круж . тся
И (на) землю тихо
Падает, лож . тся.
VII. Развитие речи
– Пока у нас ребята доказывают свои знания на карточках, мы с вами поработаем
по картинкам, которые лежат у вас на партах.
– Сколько перед вами картинок? (3)
– По ним мы составим небольшой рассказ. Что нужно сделать с картинками, чтобы
составить рассказ? (Расположить по порядку.)
– Положите картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.
– Какая картинка первая? Почему? Слайд 11
– Каких птиц вы видите? Как они себя чувствуют?
– Какая картинка вторая? Слайд 12
– Что делают дети?
– Какая картинка третья? Слайд 13
– Как изменилось настроение у птичек? Почему?
– Что делают дети, почему они отошли?
– Как их можно назвать?
– Посмотрите под каждой картинкой опорные слова, но в них пропущена буква.
Слайд 14
– Прочитайте их. Объясните написание.
ЗИМА КОРМУШКА РЕШИЛИ ПОЛОЖИЛИ УГОЩАЮТСЯ
– Составьте рассказ по картинкам используя опорные слова.
(Дети рассказывают.)
Затем предлагаю свой вариант.
Пришла зима. Снег засыпал кормушку. Голодно стало птицам!
Ребята решили помочь им. Коля смел снег с кормушки. Дети положили туда ягоды и
семена. Саша повесил сало.
Весело угощаются снегири, воробьи и синицы. Хорошие у них друзья!
Наши рассказы похожи?
Воспитательный момент.
Что самое главное мы хотели сказать в своем рассказе
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!
Слайд 15
VIII. Физкультминутка. Слайд 16
Мы снежок притопчем на большой поляне,
Елочку украсим , сядем, посидим,
Отдохнем немножко,
А потом мы встанем,
Всех зверей и птиц на праздник в гости пригласим.
IX. Работа по теме урока
– Давайте запишем предложения из рассказа в тетрадях.
(Работаем у доски.)
Дети положили в кормушку ягоды и семена.
1. Объяснить и подчеркнуть все орфограммы. Начинаем с первого слова.
2. Обозначить части речи. (Другой ученик с места.)
(Второй ученик у доски.)
Птицы весело угощаются.
– Подчеркните грамматическую основу.
X. Работа по учебнику.
1. Стр. 106 упр. 174.
– Прочитайте задание. (Устно объясняем, вставляем карандашом пропущенные
буквы. Закрываем учебники, раздаю карточки.)
– Вставляем на каточках в словах пропущенные буквы.
Карточка 2.
Птенцы пищ . т, стуч . т, крич .т –
Галч .та очень есть хотят!
Ч .стый дождик в окошко стуч . л.
И печ . льный Серёжа скуч . л.
– Слайд 17 Взаимопроверка или Самопроверка.
XI. Физкультминутка для глаз.
XII Самостоятельная работа. Картинный диктант. Слайды 18–20
– Мы работали с вами вместе, объясняли, рассуждали. Пришло время поработать каждому самостоятельно. Сейчас на экране будут появляться картинки, а вы должны будете записать словами, что они обозначают, выделяя орфограммы.
– Что ж, давайте проверим, что у вас получилось?
XIII. Домашнее задание.
– Придумать по 5 слов разной части речи на сочетания ча-ща. На следующем уроке проведем конкурс на самые интересные слова.
XIV. Итог урока. Выставление отметок.
– Вот мы и добрались до Замка. Вернемся к облачку и ответим, какие же буквы
правило не разрешает писать и где не разрешается? Какими заменяем?
Слайд 21
– Что нового узнали на уроке?
– Как нужно писать буквосочетания ча-ща?
– Что было самым интересным на уроке?
– О чем хотели бы услышать на следующем уроке?
– Что было трудно?
Самооценка.
– За работу на уроке отметку “5” получают ученик, который справился со всеми
заданиями, был активен, хорошо усвоил материал.
– Встаньте те дети, которые считают, что работали на отметку “5”.
– Мне очень приятно, что моя отметка совпадает с вашей.
– Встаньте дети, которые считают, что они работали на “4”.
– Остальным детям необходимо дома еще раз вспомнить, что изучали на уроке,
повторить правила, обратиться за помощью к учителю, к своим товарищам.
– Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всем на свете – и тогда
каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым.
Рефлексия.
У вас на парте лежат выражения улыбки (розового цвета) и грусти (голубого цвета). Если вы остались, чем-то недовольны, возьмите голубую карточку, а если у вас хорошее настроение, возьмите розовую карточку.
– Спасибо всем за работу! Слайд 23.