Формирование идеала отца у детей с системным специфическим нарушением в развитии

Разделы: Коррекционная педагогика


Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни – важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного процесса в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи и школы составляют основу духовно-нравственного воспитания.

Большое место в воспитательном процессе детей с системным специфическим нарушением в развитии уделено духовно-нравственному воспитанию, усвоению основ морали, основных норм и обычаев того общества, с которым ребенку так или иначе придется контактировать. Очень важно, чтобы с ранних лет прививалось нравственное чувство. Это касается всего: быта семьи, культуры поведения. После окончания школы выпускникам придется строить свою жизнь, заводить свои семьи, поэтому они должны иметь представление о модели семьи, ее ценностях и традициях.

Сложные социально-экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентиров молодежи, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Размытость понятий “долг”, “совесть”, “любовь”, “достоинство” вносит свой вклад в морально-психологическое состояние общества. Поэтому забота о духовно-нравственном воспитании подростков приобретает сегодня для нас судьбоносное значение.

Известно, что семья – один из важнейших фундаментов настоящего и будущего. Именно в семье закладываются основы характера ребенка, формируются духовно-нравственные качества, которые определяют становление личности человека. Семья служит для людей первым источником социальных идеалов и образцов поведения. Нельзя оставить в стороне такой тип семьи как неполная. Семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, довольно часто распадаются. Мать любит ребенка таким, какой он есть, просто за то, что это ее ребенок. Отец, прежде всего, смотрит в будущее. Его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. И если он не видит никаких перспектив, а усилия жены к тому же целиком направлены на уход за больным ребенком и она полностью поглощена своим горем, то дальнейшее начинает ему видеться совершенно беспросветным и он покидает семью. Проигрывают все и, прежде всего, ребенок. Ведь сколько не убеждай себя: вон сколько детей растут без отца, факт остается фактом: в неполной семье гармоничное развитие ребенка практически невозможно.

Также нужно отметить, что и в полных семьях воспитанием детей занимается преимущественно мать. Общеизвестно, что такая ситуация сложилась повсеместно. Сначала женщина находится в декретном отпуске и большую часть времени проводит с ребенком, потом такое положение сохраняется по инерции. Отец включается в процесс воспитания крайне редко, исключительно в “аварийных” ситуациях”.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе в 2009-2010 учебном году обучается 125 учащихся. Из них 41 учащихся воспитываются матерями в неполных семьях. Методом анкетирования выявлено, что отцы покинули свои семьи и не помогают своим бывшим супругам ни в воспитании своего ребенка, ни материально.

В целях системности и непрерывности помощи родителям были разработана программа родительского всеобуча “Родительские университеты”. Реализация программы сыграла положительную роль в активизации роли семьи в воспитании детей. Вся работа была ориентирована на потребности конкретных родителей или групп семей в той или иной информации. Учесть потребности каждой семьи, сориентировать их на опыт семейного воспитания и его недостатки помогают спецпрактикумы. Целевые установки спецпрактикумов: выяснить в какой помощи нуждаются родители, и какие имеются достижения в семейном воспитании. При ознакомлении с итогами диагностирования выяснилось, что 97 % матерей, воспитывающих самостоятельно мальчиков, испытывают трудности в воспитании своих сыновей.

В рамках оказания помощи родителям в проблемах развития и воспитания детей использованы различные формы работы. Психолого-педагогические консультации: “Роль семьи в развитии личности ребенка”, “Личный пример родителя”, “Родительский авторитет” и др. Педагогические практикумы на темы: “Трудности детей в обучении”, “Как передать свою любовь к ребенку”, “Какой у Вас ребенок” и другие. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

С целью повышения активности и ответственности отцов за воспитание детей, а также укрепления связи отцов со школой, повышения роли отцов в воспитательной работе школы ежегодно в рамках Недели отцов проводятся конкурсы: “Класс активных отцов”, “Лучший родительский коллектив”, “Я и папа”. Проведены конференции отцов на темы: “Мой дом – моя семья”, “Отцовская любовь – это справедливость”, “Кормилец, добытчик, глава семьи” для выявления наиболее активных отцов с целью пропаганды их опыта воспитания.

Организация совместной деятельности детей и родителей в сфере труда и досуга благотворно отражается на их взаимоотношениях. Сказанное можно проиллюстрировать на примере некоторых семей. Отцы вместе со своими детьми и друзьями своих детей проводили свои выходные на лоне природы (прогулки, походы, купания, рыбалка, сбор ягод и грибов) или в кинотеатре, цирке, спортивных учреждениях и т.д. Отцы этих семей настроены на желание понять своего ребенка и принять его таким, каков он есть. Взаимоотношения в их семьях также отличаются сбалансированностью и меньшей по сравнению с другими конфликтностью. Это отражается в детских сочинениях на темы: “Я и папа”, “Мой папа”, “Если я стану папой” и т.д.

В некоторых неполных семьях наблюдается неблагополучие позиции отцов. Оно отражается и в детских рисунках на темы “Мы с папой”, “Моя семья”. Как и следовало ожидать, на большинстве детских рисунков матери заняты хозяйственными хлопотами (готовят еду, стирают, убирают, шьют и т.д.), отцы, как правило, нарисованы отдыхающими - у телевизора, за газетой, дети - ни с матерью, ни с отцом, как бы сами по себе. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы он был окружен заботой, вниманием, лаской, любовью самых дорогих ему людей, чтобы во внутрисемейных отношениях удовлетворялась изначальная врожденная потребность ребенка в общении с родителями. Гармоничные семейные отношения - мощный фактор, обуславливающий гармоничность нравственного развития ребенка.

Таким образом, результаты всей проведенной работы по формированию идеала отца у детей с системным специфическим нарушением в развитии и использование некоторых приемов в процессе духовно-нравственного воспитания имеют большое значение в развитии личности учащихся специальной (коррекционной) школы.

Литература:

  1. Прудникова Т. Семья как общечеловеческая ценность //Воспитание школьников. – 2001. № 8. – С. 55–58.
  2. Спицын Н.П. Хроника семейного общения. – М. 1987.
  3. Хансахаева И.Н. Как растить ребенка. – М.: Знание, 1991.