Урок-лекция "Экологический мониторинг школы № 1"

Разделы: Экология


Цель:

  • Познакомить учащихся с состоянием окружающей среды школьного двора и школьного здания.
  • Сформировать умение навыки необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды.
  • Воспитать в учащихся чувства правильного отношения к своему здоровью.

Оборудование: Плакаты и рисунки учащихся.

План лекции.

  1. План школы.
  2. Интерактивная доска.
  3. Компьютер.
  4. Ход урока:
  5. Новая тема.

План урока:

  1. Положение школы в микрорайоне.
  2. Воздух, которым дышим.
  3. Уровень шума.
  4. Озелененность школы.

Эпиграф:

"Просто знать еще не все,
Знания нужно иметь использовать".
Гёте

Учитель:

"Слышу я Природы голос,
Прорывающийся крикнуть:
Как и с кем, она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть?
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с Вами,
Но, чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами.
И звучит природы голос:
В вашей власти,
В вашей власти,
Чтобы все не раскололось,
На бессмысленные части!"
Леонид Мартынов

Еще вчера самым страшным словом была "война", сегодня к нему добавилось еще одно - "экологическая катастрофа" сказать, что сегодня не совсем точно. Уже вчера и позавчера мы ощущали тревожное дыхание. Россия занимает 45 место в мире по продолжительности жизни, 36 место по уровню детской смертности.

По данным ВОЗ среди ваших сверстников больны:

  • 20% - неврозами,
  • 10% - гипертонией,
  • 18% - гастритами,
  • 17% - болезнями органов зрения,

16% - сколиозом.

Только 19% относительно здоровы. От чего же зависит здоровье человека?

  • На 40% - от образа жизни;
  • На 20% - от наследственности;
  • На 10% - от здравоохранения;
  • На 30% - от состояния окружающей среды.

Мы с вами проводим в школе каждый по 6 -7 часов. Какая экологическая ситуация нас окружает? Что мы можем сделать для ее улучшения? Давайте поговорим, об этом на этом уроке.

(На доске появляется план)

План.

  1. Положение школы в микрорайоне
  2. Воздух, которым дышим
  3. Уровень шума
  4. Озелененность школы.

I Положение школы в микрорайоне.

По плану школьной территории школа расположена на расстоянии: от жилых домов - от 10 до 20 метров, от магазина - 20 метров, от автодороги - 10 метров.

Из всего сказанного понятно, что самым неблагоприятным в положении школы является близость к автодороге. По которой за 1 час проходит от 200 до 500 автомобилей.

Какое же количество выхлопных газов от автомашин поступает, а атмосферу школьной территории, если известно, что один автомобиль в течение суток выбрасывает 1 кг, выхлопных газов, состоящих из: 3

  • 0 грамм угарного газа,
  • 6 грамм оксидов азота,
  • 5 грамм соединений свинца,
  • 2 грамма серы и других соединений.

(Интерактивной доске появляется таблица)

Влияние выхлопных газов автомобилей на органы дыхания.

Загрязнители Вредные последствия для организма.
Бензопирен Возникновение раковых опухолей.
Оксид углерода (СО) Блокирование гемоглобина крови и нарушение тканевого дыхания.
Оксиды азота Воспалительные процессы в органах дыхания.
Аэрозоль свинца Свинцовое отравление, вплоть до смертельного исхода.

В городе эти заболевания в 3 - 4 раза чаще, чем в селе. Что же может защищать человека от такого сильного воздействия вредных веществ? Прежде всего, растения. Деревья в городе называют своеобразными "пылесосами", так как очень эффективно защищают от вредных веществ.

За счет посадок деревьев, кустарник и газонов содержание токсичных веществ на территории школьного двора снижается 3 раза. За летний период оседает на листьях:

  • Тополя - 34 кг, пыли
  • Липы - 27 кг, пыли.

На территории нашего школьного двора растет 128 деревьев. По видовому составу:

  • Яблоня-42
  • Тополь-32
  • Береза-5
  • Липа-13
  • Рябина-21
  • Ель-15

Кустарников растет - 10, газоны - 5. Соответствует ли это санитарным нормам? По санитарным нормам ширина защитной полосы 6 метров, должна быть многоярусной, тогда она уменьшает шум на 14 дБ. А у нас двух ярусная, а ширина соответствует.

II Воздух, которым дышим.

Без пищи человек может прожить около 50 дней, без воды около 5 дней, а без воздуха не более 3 -4 минут.

Сколько же нам надо воздуха?

За сутки человек поглощает 460 литра кислорода и выдыхает 403 литра углекислого газа.

Всегда ли одинакова активность дыхательных процессов?

Нет!

За час человек поглощает кислорода:

  • Во время сна - 20 литров,
  • При ходьбе - 40 литров,
  • При умственной работе - 60 литров,
  • При физической работе - 120 литров.

Количество микроорганизмов в воздухе (интерактивной доске)

Оценка воздуха Летний режим Зимний режим
Чистый 1500 4500
Грязный 2500 7000

Через загрязненный воздух распространяются болезни. Как обстоит дело с инфекционными болезнями в школе? За 2009 - 2010 учебный год переболело в школе около 300 человек (в основном ОРЗ) О качестве воздуха принято судить не только по чистоте, но и по содержанию в нем углекислого газа. Человек чувствует комфортно, если содержание углекислого газа не превышает 0.7 %.

Скопление вредных газов происходит преимущественно в верхней части помещения. При высоте 3.5 наиболее загрязненной воздух находится поверх головы, в помещениях с низкими потолками к зоне дыхания.

Необходимо троекратная смена объема воздуха в классе достигается благодаря естественной вентиляции, проветриванию, очистке воздуха растениями. Нужно следить за чистотой воздуха! Владимир Маяковский выразил:

"Нельзя человека закупорить в ящик,
Жилище проветривай лучше и чаще"

(Вопрос к классу: Что надо чаще делать, чтобы очистить воздух?)

III Уровень шума.

Человек всегда жил в шуме звуков в нес в мир звуков речь и музыку. Сделал звук своим помощником. Проходили века. В мире появились все новые и новые источники шума, росла их сила. Сила шума измеряется в децибелах.

  • Шелест листвы - 10 дБ,
  • Шёпот - 20 дБ,
  • Звук часов - 30 дБ,
  • Спокойный разговор - 50 дБ,
  • Уличный шум - 80 дБ,
  • Громкая музыка - 110 дБ,
  • Реактивный самолет - 140 дБ.
  • Диапазон человеческого уха укладывается в 140дБ.

По санитарным нормам уровень шума должен составлять для учебных кабинетов 45дБ, для коридоров 60 дБ.

А у нас, подумайте, пожалуйста?

Постоянный шум является причиной многих болезней. У человека изменения физиологического состояния под влиянием шума идет в 3 фазы:

А) угнетение

Б) некоторые возбуждения

В) сильное подавленное состояние.

При уровне шума:

  • В 40 -45дБ нарушается сон у 20 % населения;
  • В50- 55 дБ нарушается сон у 50 % населения;
  • В 70 - 75 дБ нарушается сон у 95 % населения.

Замечено что шумы природного происхождения: шум морского прибоя, шум дождя, шелест листвы, пение птиц - благоприятно влияют на организм человека. Они успокаивают, расслабляют организм, снижает стрессы.

А вот производственный шум, транспортный шум - ухудшают работу сердца, повышает артериальное давление и снижает производительность труда физического - на 30 %, умственного - на 60 %.

IV Озелененность школы.

Человек и зеленый росток визитная карточка земли. Будучи вместе они отражают царство жизни на нашей планете - это уникальное, может даже единственное для всего звездного мира явления. Если сегодня прекратился процесс фотосинтеза, то человечество может прожить около 30 лет, а затем гибель от недостатка кислорода. Посмотрите, пожалуйста, экологический мониторинг школьного здания.

(На доске аттестационный лист школы по озеленению второго этажа).

№ учебного кабинета Кол-во комнатных растений Ухоженность комнатных цветов
203 7 Хорошая
204 9 Хорошая
205 35 Хорошая
206 12 Хорошая
207 27 Хорошая
208 24 Хорошая
209 27 Хорошая
211 14 Хорошая
212

213

214

215

217

9

9

0

0

7

Хорошая

Хорошая

-

-

хорошая

(На интерактивной доске)

За сутки комнатный цветок выделяет 500 грамм кислорода и поглощает

  • 450 грамм углекислого газа.
  • Цветки за сутки выделяют:
  • 35 цветка*500=17500 кг. О2
  • 27 * 500=13500кг. О2
  • 24 *500=1200кг. О2
  • 35*450=15750 СО2
  • 27*450=12150 СО2
  • 24*450=10800 СО2
  • 35*100=3кг 500гр пыли
  • 27*100=2 кг 700гр пыли
  • 24*100=2кг 400гр пыли

Вместе с кислородом растения обогащают воздух летучими веществами - фитонцидами, которые убивают болезнетворных бактерий. Воздух закрытых помещений насыщен микроорганизмами, в том числе болезнетворными. Самой высокой фитонцидной активностью обладают: бегония, герань, хлорофитум, традесканция. Каждый из этих комнатных цветов за одни сутки обеззараживает, очищает 6 кубических метров воздуха кабинета.

Заключение.

Таким образом, мы увидели, в каком микрорайоне находиться наша школа, положение ее по отношению к центральной дороге города. Что же нам делать, для того чтобы в такой ситуации сохранить здоровье?

Нужно: (примерный ответ учащихся)

  • Создать многоярусность деревьев
  • Увеличить количество комнатных растений
  • Соблюдать чистоту в классах
  • Соблюдать тишину и т.д.

Экзюпери:

"Когда мы осмыслим свою роль на земле,
Пусть самую скромную и незаметную,
Тогда лишь мы будем счастливы"