Цель:
- Познакомить учащихся с состоянием окружающей среды школьного двора и школьного здания.
- Сформировать умение навыки необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды.
- Воспитать в учащихся чувства правильного отношения к своему здоровью.
Оборудование: Плакаты и рисунки учащихся.
План лекции.
- План школы.
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Ход урока:
- Новая тема.
План урока:
- Положение школы в микрорайоне.
- Воздух, которым дышим.
- Уровень шума.
- Озелененность школы.
Эпиграф:
"Просто знать еще не все,
Знания нужно иметь использовать".
Гёте
Учитель:
"Слышу я Природы голос,
Прорывающийся крикнуть:
Как и с кем, она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть?
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с Вами,
Но, чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами.
И звучит природы голос:
В вашей власти,
В вашей власти,
Чтобы все не раскололось,
На бессмысленные части!"
Леонид Мартынов
Еще вчера самым страшным словом была "война", сегодня к нему добавилось еще одно - "экологическая катастрофа" сказать, что сегодня не совсем точно. Уже вчера и позавчера мы ощущали тревожное дыхание. Россия занимает 45 место в мире по продолжительности жизни, 36 место по уровню детской смертности.
По данным ВОЗ среди ваших сверстников больны:
- 20% - неврозами,
- 10% - гипертонией,
- 18% - гастритами,
- 17% - болезнями органов зрения,
16% - сколиозом.
Только 19% относительно здоровы. От чего же зависит здоровье человека?
- На 40% - от образа жизни;
- На 20% - от наследственности;
- На 10% - от здравоохранения;
- На 30% - от состояния окружающей среды.
Мы с вами проводим в школе каждый по 6 -7 часов. Какая экологическая ситуация нас окружает? Что мы можем сделать для ее улучшения? Давайте поговорим, об этом на этом уроке.
(На доске появляется план)
План.
- Положение школы в микрорайоне
- Воздух, которым дышим
- Уровень шума
- Озелененность школы.
I Положение школы в микрорайоне.
По плану школьной территории школа расположена на расстоянии: от жилых домов - от 10 до 20 метров, от магазина - 20 метров, от автодороги - 10 метров.
Из всего сказанного понятно, что самым неблагоприятным в положении школы является близость к автодороге. По которой за 1 час проходит от 200 до 500 автомобилей.
Какое же количество выхлопных газов от автомашин поступает, а атмосферу школьной территории, если известно, что один автомобиль в течение суток выбрасывает 1 кг, выхлопных газов, состоящих из: 3
- 0 грамм угарного газа,
- 6 грамм оксидов азота,
- 5 грамм соединений свинца,
- 2 грамма серы и других соединений.
(Интерактивной доске появляется таблица)
Влияние выхлопных газов автомобилей на органы дыхания.
Загрязнители | Вредные последствия для организма. |
Бензопирен | Возникновение раковых опухолей. |
Оксид углерода (СО) | Блокирование гемоглобина крови и нарушение тканевого дыхания. |
Оксиды азота | Воспалительные процессы в органах дыхания. |
Аэрозоль свинца | Свинцовое отравление, вплоть до смертельного исхода. |
В городе эти заболевания в 3 - 4 раза чаще, чем в селе. Что же может защищать человека от такого сильного воздействия вредных веществ? Прежде всего, растения. Деревья в городе называют своеобразными "пылесосами", так как очень эффективно защищают от вредных веществ.
За счет посадок деревьев, кустарник и газонов содержание токсичных веществ на территории школьного двора снижается 3 раза. За летний период оседает на листьях:
- Тополя - 34 кг, пыли
- Липы - 27 кг, пыли.
На территории нашего школьного двора растет 128 деревьев. По видовому составу:
- Яблоня-42
- Тополь-32
- Береза-5
- Липа-13
- Рябина-21
- Ель-15
Кустарников растет - 10, газоны - 5. Соответствует ли это санитарным нормам? По санитарным нормам ширина защитной полосы 6 метров, должна быть многоярусной, тогда она уменьшает шум на 14 дБ. А у нас двух ярусная, а ширина соответствует.
II Воздух, которым дышим.
Без пищи человек может прожить около 50 дней, без воды около 5 дней, а без воздуха не более 3 -4 минут.
Сколько же нам надо воздуха?
За сутки человек поглощает 460 литра кислорода и выдыхает 403 литра углекислого газа.
Всегда ли одинакова активность дыхательных процессов?
Нет!
За час человек поглощает кислорода:
- Во время сна - 20 литров,
- При ходьбе - 40 литров,
- При умственной работе - 60 литров,
- При физической работе - 120 литров.
Количество микроорганизмов в воздухе (интерактивной доске)
Оценка воздуха | Летний режим | Зимний режим |
Чистый | 1500 | 4500 |
Грязный | 2500 | 7000 |
Через загрязненный воздух распространяются болезни. Как обстоит дело с инфекционными болезнями в школе? За 2009 - 2010 учебный год переболело в школе около 300 человек (в основном ОРЗ) О качестве воздуха принято судить не только по чистоте, но и по содержанию в нем углекислого газа. Человек чувствует комфортно, если содержание углекислого газа не превышает 0.7 %.
Скопление вредных газов происходит преимущественно в верхней части помещения. При высоте 3.5 наиболее загрязненной воздух находится поверх головы, в помещениях с низкими потолками к зоне дыхания.
Необходимо троекратная смена объема воздуха в классе достигается благодаря естественной вентиляции, проветриванию, очистке воздуха растениями. Нужно следить за чистотой воздуха! Владимир Маяковский выразил:
"Нельзя человека закупорить в ящик,
Жилище проветривай лучше и чаще"
(Вопрос к классу: Что надо чаще делать, чтобы очистить воздух?)
III Уровень шума.
Человек всегда жил в шуме звуков в нес в мир звуков речь и музыку. Сделал звук своим помощником. Проходили века. В мире появились все новые и новые источники шума, росла их сила. Сила шума измеряется в децибелах.
- Шелест листвы - 10 дБ,
- Шёпот - 20 дБ,
- Звук часов - 30 дБ,
- Спокойный разговор - 50 дБ,
- Уличный шум - 80 дБ,
- Громкая музыка - 110 дБ,
- Реактивный самолет - 140 дБ.
- Диапазон человеческого уха укладывается в 140дБ.
По санитарным нормам уровень шума должен составлять для учебных кабинетов 45дБ, для коридоров 60 дБ.
А у нас, подумайте, пожалуйста?
Постоянный шум является причиной многих болезней. У человека изменения физиологического состояния под влиянием шума идет в 3 фазы:
А) угнетение
Б) некоторые возбуждения
В) сильное подавленное состояние.
При уровне шума:
- В 40 -45дБ нарушается сон у 20 % населения;
- В50- 55 дБ нарушается сон у 50 % населения;
- В 70 - 75 дБ нарушается сон у 95 % населения.
Замечено что шумы природного происхождения: шум морского прибоя, шум дождя, шелест листвы, пение птиц - благоприятно влияют на организм человека. Они успокаивают, расслабляют организм, снижает стрессы.
А вот производственный шум, транспортный шум - ухудшают работу сердца, повышает артериальное давление и снижает производительность труда физического - на 30 %, умственного - на 60 %.
IV Озелененность школы.
Человек и зеленый росток визитная карточка земли. Будучи вместе они отражают царство жизни на нашей планете - это уникальное, может даже единственное для всего звездного мира явления. Если сегодня прекратился процесс фотосинтеза, то человечество может прожить около 30 лет, а затем гибель от недостатка кислорода. Посмотрите, пожалуйста, экологический мониторинг школьного здания.
(На доске аттестационный лист школы по озеленению второго этажа).
№ учебного кабинета | Кол-во комнатных растений | Ухоженность комнатных цветов |
203 | 7 | Хорошая |
204 | 9 | Хорошая |
205 | 35 | Хорошая |
206 | 12 | Хорошая |
207 | 27 | Хорошая |
208 | 24 | Хорошая |
209 | 27 | Хорошая |
211 | 14 | Хорошая |
212 213 214 215 217 |
9 9 0 0 7 |
Хорошая Хорошая - - хорошая |
(На интерактивной доске)
За сутки комнатный цветок выделяет 500 грамм кислорода и поглощает
- 450 грамм углекислого газа.
- Цветки за сутки выделяют:
- 35 цветка*500=17500 кг. О2
- 27 * 500=13500кг. О2
- 24 *500=1200кг. О2
- 35*450=15750 СО2
- 27*450=12150 СО2
- 24*450=10800 СО2
- 35*100=3кг 500гр пыли
- 27*100=2 кг 700гр пыли
- 24*100=2кг 400гр пыли
Вместе с кислородом растения обогащают воздух летучими веществами - фитонцидами, которые убивают болезнетворных бактерий. Воздух закрытых помещений насыщен микроорганизмами, в том числе болезнетворными. Самой высокой фитонцидной активностью обладают: бегония, герань, хлорофитум, традесканция. Каждый из этих комнатных цветов за одни сутки обеззараживает, очищает 6 кубических метров воздуха кабинета.
Заключение.
Таким образом, мы увидели, в каком микрорайоне находиться наша школа, положение ее по отношению к центральной дороге города. Что же нам делать, для того чтобы в такой ситуации сохранить здоровье?
Нужно: (примерный ответ учащихся)
- Создать многоярусность деревьев
- Увеличить количество комнатных растений
- Соблюдать чистоту в классах
- Соблюдать тишину и т.д.
Экзюпери:
"Когда мы осмыслим свою роль на земле,
Пусть самую скромную и незаметную,
Тогда лишь мы будем счастливы"