Свою статью хочу начать с высказывания великого французского философа
Альбера Камю: “Великий вопрос жизни – как жить среди людей?”
Этот вопрос стоит перед каждым человеком. Особенно остро он стоит перед подростком. Как подросток социализируется в свои 13-17 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. Процесс социализации сложен и проблематичен.
Но, как говорят, есть проблема – есть идея, которая заключается в создании детско-взрослого сообщества активно мыслящих и действующих подростков и педагогов, готовых к самостоятельной позитивной, граждански выверенной, социально и личностно значимой самореализации. Мною был разработан инновационный проект “Архитектоника социального проектирования”.
Актуальность проекта заключается в формировании у школьников комплексного подхода к решению проблем в современных условиях путем внедрения в учебный и воспитательный процесс технологии социального проектирования.
Цель проекта: выстраивание пространства, создающего условия для развития социальных компетенций старшеклассников.
Задачи проекта:
Вовлечение обучающихся в активные формы обучения: на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности – социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив и школьных проектов.
Привитие навыков исследования, анализа, выработки оптимальных решений и формирование активной жизненной позиции в решении социально-значимых проблем.
Формирование лидерских качеств.
Новизна проекта состоит в расширении образовательного пространства за счет интеграции учебной, внеклассной деятельности и дополнительного образования.
Планируемые результаты:
Развитие у школьников следующих ключевых компетентностей:
- компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
- компетентности в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетентности в сфере трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- компетентности в бытовой сфере.
Первый этап – аналитический
Второй этап – внедренческий
Третий этап – обобщающий.
Для осуществления данного проекта имеются ресурсы: внутренние, внешние, технические, информационные.
Архитектоника образовательного пространства представлена на схеме (слайд №7).
В ней отражены механизмы реализации проекта, процессы анализа, ресурсы.
Позвольте привлечь ваше внимание к центральной части: “Формы реализации проекта”. Это:
1) Клуб старшеклассников “Моя
гражданская позиция” в рамках дополнительного
образования и внеклассной работы.
2) Учебная деятельность с элементами социального
проектирования.
3) Элективный курс “Мой социальный проект”.
Остановлюсь на дополнительном образовании и внеклассной работе.
Наш первый опыт показал, что необходимо создать систему гражданского воспитания, которая будет способствовать гражданскому становлению личности школьника.
Реализация задуманного была осуществлена через создание школьного клуба “Моя гражданская позиция” в 2008 года. Члены клуба – это ученики 9-11 классов. В течение трех лет 45 учащихся стали участниками социально-значимых проектов и акций.
Первые результаты деятельности клуба представлены на слайдах № 11-16:
– Это наши проекты.
– Социально-значимые акции и социологические опросы.
– Участие в городском Гражданском форуме, где ученики представили свой проект “Крепкая семья – сильная страна”. Факт участия подростков в политической акции взрослых был серьёзным стимулом для продолжения проектной деятельности.
– Участие в окружном Форуме старшеклассников “Школа. Карьера. Югра” в г. Ханты-Мансийске.
– Участие и победы в городских и окружных конкурсах лидеров детских и молодежных объединений “Лидер 21-го века” в г.Сургуте, г.Излучинске, г.Пыть-Яхе.
– Участие школьной команды в региональном этапе 7 и 9 Всероссийской акции “Я – гражданин России” с проектами “Воспитывать патриотов”, “От сердца к сердцу”.
Условия для социализации школьников создаю на уроках обществознания, используя элементы социального проектирования. Проектная деятельность является вариантом методического сопровождения урока, помогающим мне, как учителю, придать ей деятельностный характер и практическую направленность.
На уроке “Семья в современном обществе”, учащиеся, работая в группе, на основе статистических данных заполняют кластер проблем современной семьи и создают древо решений.
За месяц до изучения темы “Права ребенка” стартовал исследовательский проект “Твои права”. Ученики дали ему название “Ребята, давайте жить дружно!”. Продуктами проекта стали интересные исследования, которые были использованы для работы с младшими школьниками.
Использование элементов социального проектирования в учебной деятельности позволяет формировать высокую мотивацию к учению, что нашло отражение в результатах участия моих воспитанников в интеллектуальных конкурсах различного уровня.
Элективный курс “Мой социальный проект”, разработан с целью ознакомления учащихся с технологией социального проектирования. Результатом работы стал проект “История в граните” на его основе создан школьный выставочный зал “Горизонты”, который мы открыли накануне празднования 65-годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
В настоящее время мы подошли к третьему (обобщающему) этапу проекта.
Образовательное пространство, выстроенное в соответствии с идеей инновационного проекта, позволило достичь определенных результатов: (исходя из задач)
- 100% обучающихся продолжили образование в ВУЗах, из них 40% выбрали профессии социальной направленности.
- 60 % обучающихся вовлечены в различные виды социально значимой и проектной деятельности.
- У большинства учащихся сформированы социальные компетентности, которые помогут им успешно функционировать в обществе.
- Наиболее важно, на мой взгляд то, как сами ученики оценили степень сформированности определенных знаний и умений, включенных в требования к уровню подготовки учащихся и востребованных в повседневной жизни, позволяющих ориентироваться в социальной среде и делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Результаты диагностики представлены в диаграмме на слайде № 22.
На начало проекта только 12 старшеклассников были организаторами социально-значимых проектов. Сегодня таких старшеклассников стало – 82. Причем среди этих старшеклассников были как авторы индивидуальных (45), так и групповых (55) проектов.
Реализация проекта продолжается. Сегодня были представлены промежуточные результаты. Работа по проекту заканчивается в 2011 году.
Данный проект оказался востребованным учителями истории и обществознания, педагогами-организаторами, классными руководителями и социумом города.
На слайде №23 я представила формы взаимодействия с моими коллегами. Это говорит о том, что я не только внедряю технологию социального проектирования, но и обучаю ее внедрению.
Представляется, что у социального проектирования большое будущее. Развиваясь и совершенствуясь, существующие и новые проекты будут приближать педагогов к ответу на поставленные жизнью вопросы, а также способствовать активному включению подростков и молодежи в общественную жизнь.
Желаю вам творческого горения и приобретения собственного педагогического мастерства. Как сказал поэт Ушаков:
Пока владеют формой руки, пока твой
опыт не иссяк,
На яростном печатном круге верти Вселенной так и
сяк.
Мир не закончен и неточен, – поставь его на
пьедестал.
И надавай ему пощечин, чтоб он из глины мыслью
стал.