Цели урока:
1) Продолжить работу над произведением. Обучать составлению характеристики главного героя.
2) Развивать навыки аналитического чтения, внимание, мышление, монологическую речь.
3) Воспитывать интерес к чтению и художественной литературе.
Оборудование: выставка картинок из жизни П.П.Бажова, выставка детских рисунков, карточки с буквами, слайды, словарь Ожегова, книга П.П. Бажова”Сказы”.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент.
II. Конкурс знатоков
1. Конкурс знатоков произведений Бажова.
– Из каких произведений взяты строки?
(Подготовленные учащиеся читают отрывки из разных сказов Бажова)
– Что общего в отрывках этих произведений?
III. Актуализация знаний.
– Что помните об авторе данных произведений?
(Приложение 1, слайд 2,3,4)
– Что такое сказы? В “Словаре Ожегова” записано:
“Сказ – это устная речь, перенесенная в книгу. В сказах часто встречаются разговорные выражения”. (Приложение 1, слайд 5)
– К какому литературному жанру близки сказы?
– Что общего в сказах и сказках?
– Чем они отличаются?
При чтении сказов, особенно вслух, кажется, что это произведение не читают, а рассказывают, слышен голос рассказчика.
IV. Работа над содержанием
1.Собрать выражения из сказа. (Приложение 1, слайд 6)
Не думал | а на житье не плакались |
Добра много не наживали | дураком остаться |
Не взять | не гадал |
Раз побывает | в другой раз не запросится |
2. Тест
– А сейчас проверим, как вы внимательно читали дома сказ, проведем тест.
Я читаю вопрос, в а вы поднимаете карточку с вариантом ответа.
Сколько лет было Дарёнке? 1) 8; 2) 6; 3) 7.
Какого цвета была кошка Мурёнка?
1) серая; 2) белая; 3) бурая.
Из скольких веточек были рога у козлика?
1) 5; 2) 3; 3) 6.
На какой ноге у козлика серебряное копытце?
1) левая нога; 2)правая передняя; 3) обе передние ноги.
Какое полное имя было у Дарёнки?
1) Дарья Григорьевна; 2) Дарёнка Григорьевна; 3) Даша Георгиевна.
Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?
1) 5; 2) 3; 3) 2.
Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?
1) зеленые; 2) фиолетовые; 3) голубые.
3.Составление плана.
– Дома вы должны были составить план.
– На сколько частей разделили сказ?
– Как озаглавили части?
– Посмотрите на выставку рисунков. Какие рисунки вы отнесете к первой части?
– 2,3, 4,5,6,7 частям?
4.Составление характеристики главного героя. (Коллективно)
– Кто главные герои сказа? Какие они? (положительные, отрицательные, нейтральные?
– Назовите других героев сказа.
– Какие они?
– А теперь дадим более подробную характеристику одному из героев.
План характеристики на слайде. (Приложение 1 , слайд 7)
5.Монологический рассказ учащихся.
– А теперь обобщите то, что мы с вами говорили и каждый составьте свою характеристику этому или другому герою. Используйте словарик синонимов.
6.Выборочное чтение.
– Какой момент в сказе является главным? Зачитайте.
7.Пересказ по картинке. (Приложение 1, слайд 8)
8.Вывод.
– За что же козлик наградил Кокованю и Дарёнку
– Какие качества главных героев вызвали симпатию?
Почему?
– Какими мыслями хотел поделиться П.П.Бажов со своими читателями? Почему?
9.Работа с пословицами. (Приложение 1 слайд 9)
Без дела сидит, да в пустой угол глядит.
Без труда нет добра.
Каков работник, такова ему и плата.
За все берется, да не все удается.
– Перед вами пословицы, какие бы вы отнесли к произведению?
Почему?
V. Итог.
– В сказах П.П.Бажова главными героями являются простые рабочие, люди смелые, добрые, с “золотыми” руками, не отступающие перед трудностями. Они любят труд, любят жизнь, не гоняются за богатством, не терпят несправедливости.
Если вам понравились сказы П.П.Бажова, то можете прочитать книгу П.П.Бажов “Сказы”.
VI. Домашнее задание.
Дома вы составите характеристику на одного из героев (по выбору).