Урок изучения нового материала по курсу “География России” (учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Дронова в двух книгах). Учебный материал рассчитан на 1 учебный час для учащихся 8 класса (изучение предмета при 68-часовой программе). Учитывая, что материал урока объемный можно использовать второй час из резервного времени.
При проведении урока используются презентация “Реки России” и Физическая карта России (интерактивное наглядное пособие), атласы и контурные карты.
Используемые учебные материалы позволяют расширить иллюстративный, картографический материал по данной теме для лучшего усвоения учащимися основных понятий изучаемой темы, повышают уровень концентрации внимания школьников.
Цели урока:
- Определить особенности влияния на реки рельефа и климата.
- Повторить понятия: исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек.
- Познакомить учащихся с новыми понятиями: уклон реки, падение реки.
- Сформировать представление о реках России и их особенностях: распределение рек по бассейнам, источниках питания, режиме, размера.
- Продолжить формирование умений работать с географическими картами и дополнительными источниками информации (таблицы)
- Воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать речь и обогащать словарный запас
- Способствовать воспитанию у школьников любви к родной природе.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности.
Оборудование:
- учебник И.И. Баринова География. Природа России 8 класс;
- атласы;
- контурные карты;
- Физическая карта России;
- таблицы;
- компьютер;
- проектор;
- презентация “Реки России” (Приложение 1)
- Физическая карта России (интерактивное наглядное пособие)
- Интерактивная доска.
I. Организационный момент Приветствие учителя.
II. Актуализация знаний
Александр Иванович Воейков – русский географ –климатолог. Александр Иванович рано потерял родителей! С 5 лет воспитывался у дяди. Знал 4 языка. Удостоен степени доктора философии. Он был неутомимым путешественником, обследовавшим многие части Европы, Америки и Азии. Свою долгую жизнь отдал науке и своему народу.
И может быть в будущем кто-нибудь из вас станет великим ученым, гидрологом, который будет изучать состояние рек, озер, искусственных водоемов нашей области, а может и всей России. И посвятит свою жизнь науке, как и Александр Иванович Воейков.
Без воды нет жизни!
??? Почему в запасе горноспасателей, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале только 8 дней?
Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы.
Уважительно и ласково русский человек обращался к рекам: Волга – матушка, Амур – батюшка, Цна – голубка, Енисей – богатырь, Ока – красавица.
Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.
Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”. (Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды)
III. Изучение нового материала
Сегодня мы посветим наш урок самого используемому компоненту внутренних вод – это реки.
Запишите тему урока: “Реки России”.
На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии. С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами вспомним основные понятия:
Вопросы для повторения ранее изученного материала (работа со схемой, изображённой на доске)
Крупные реки России
Работа с картой: учитель называет и показывает реки на интерактивной карте – распределение рек по бассейнам). Учащиеся находят их на карте атласа и обозначают в контурных картах реки.
Прошу открыть контурные карты и с помощью физической карты в атласе, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите на карту, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте
Найдите и отметьте реки СЛО: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.
Найдите и отметьте реки Тихого океана: Амур, Анадырь.
Найдите и отметьте реки Атлантического океана: Дон и Кубань, Нева.
Найдите и отметьте реки : Волгу, Урал, Терек.
– Что объединяет отмеченные вами реки?
(Ответы учащихся: они впадают в Каспийское море и не имеют выхода в океан, значит относятся к области внутреннего стока
– Куда текут крупнейшие реки России? Почему?
(Ответы учащихся: большая территория России имеет уклон к северу)
– Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере?
(Ответы учащихся: на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).
Влияние рельефа на реки.
Падение – превышение истока реки над устьем (м). Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км)
Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сделать вывод: падение горных или равнинных рек больше.
Для выполнения заданий используем таблицу:
Справочный материал “Реки России”
Реки |
Исток |
Устье |
Длина реки, км |
Высота истока, м |
Высота устья |
Притоки |
Амур |
Б. Хинган |
Охотское море |
4440 |
1000 |
0 |
Сунгари, Уссури, Шилка, Аргунь |
Волга |
Валдайская возвышенность |
Каспийское море |
3531 |
256 |
-28 |
Кама, Ока |
Дон |
Среднерусская возвышенность |
Азовское море |
1870 |
300 |
0 |
Северный Донец, Хопер |
Енисей |
Восточный Саян |
Карское море |
4102 |
1000 |
0 |
Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска |
Лена |
Байкальский хребет |
море Лаптевых |
4400 |
930 |
0 |
Алдан, Вилюй, Олекма, Витим |
Обь |
Телецкое озеро (Бия и Катунь) |
Карское море |
5410 |
1000 |
0 |
Иртыш |
Нева |
Ладожское озеро |
Финский залив |
74 |
4 |
0 |
Охта, Тосна |
“Реки – продукт климата” А.И.Воейков.
С помощью карты на экране определите типы питания рек. (Ответы учащихся: снеговое, ледниковое, дождевое).
– Один ли источник питания у рек России? (Ответы учащихся: нет несколько, значит питание смешанное)
Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.
С помощью карты на экране определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом.
– Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.
– Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д.
Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)
Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.
Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек?
(Ответы учащихся: на питание и режим рек большое влияние оказывает климат)
Стихийные явления на реках.
На реках в результате обильных дождей могут возникнуть стихийное явление.
IV. Закрепление знаний.Составьте пары: река-приток
1) Волга | 1) Аргунь |
2) Енисей | 2) Иртыш |
3) Лена | 3) Ока |
4) Обь | 4) Алдан |
5) Амур | 5) Ангара |
Исключите реку:
- Индигирка, Лена, Колыма, Амур, Обь
- Амур, Анадырь, Уссури, Шилка, Ока
- Дон, Нева, Яна, Западная Двина