Урок по теме "Внутренние воды России. Реки"

Разделы: География


Урок изучения нового материала по курсу “География России” (учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Дронова в двух книгах). Учебный материал рассчитан на 1 учебный час для учащихся 8 класса (изучение предмета при 68-часовой программе). Учитывая, что материал урока объемный можно использовать второй час из резервного времени.

При проведении урока используются презентация “Реки России” и Физическая карта России (интерактивное наглядное пособие), атласы и контурные карты.

Используемые учебные материалы позволяют расширить иллюстративный, картографический материал по данной теме для лучшего усвоения учащимися основных понятий изучаемой темы, повышают уровень концентрации внимания школьников.

Цели урока:

  1. Определить особенности влияния на реки рельефа и климата.
  2. Повторить понятия: исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек.
  3. Познакомить учащихся с новыми понятиями: уклон реки, падение реки.
  4. Сформировать представление о реках России и их особенностях: распределение рек по бассейнам, источниках питания, режиме, размера.
  5. Продолжить формирование умений работать с географическими картами и дополнительными источниками информации (таблицы)
  6. Воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать речь и обогащать словарный запас
  7. Способствовать воспитанию у школьников любви к родной природе.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности.

Оборудование:

  • учебник И.И. Баринова География. Природа России 8 класс;
  • атласы;
  • контурные карты;
  • Физическая карта России;
  • таблицы;
  • компьютер;
  • проектор;
  • презентация “Реки России” (Приложение 1)
  • Физическая карта России (интерактивное наглядное пособие)
  • Интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент Приветствие учителя.

II. Актуализация знаний

Александр Иванович Воейков – русский географ –климатолог. Александр Иванович рано потерял родителей! С 5 лет воспитывался у дяди. Знал 4 языка. Удостоен степени доктора философии. Он был неутомимым путешественником, обследовавшим многие части Европы, Америки и Азии. Свою долгую жизнь отдал науке и своему народу.

И может быть в будущем кто-нибудь из вас станет великим ученым, гидрологом, который будет изучать состояние рек, озер, искусственных водоемов нашей области, а может и всей России. И посвятит свою жизнь науке, как и Александр Иванович Воейков.

Без воды нет жизни!

??? Почему в запасе горноспасателей, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале только 8 дней?

Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы.

Уважительно и ласково русский человек обращался к рекам: Волга – матушка, Амур – батюшка, Цна – голубка, Енисей – богатырь, Ока – красавица.

Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”. (Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды)

III. Изучение нового материала

Сегодня мы посветим наш урок самого используемому компоненту внутренних вод – это реки.

Запишите тему урока: “Реки России”.

На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии. С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами вспомним основные понятия:

Вопросы для повторения ранее изученного материала (работа со схемой, изображённой на доске)

Крупные реки России

Работа с картой: учитель называет и показывает реки на интерактивной карте – распределение рек по бассейнам). Учащиеся находят их на карте атласа и обозначают в контурных картах реки.

Прошу открыть контурные карты и с помощью физической карты в атласе, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите на карту, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте

Найдите и отметьте реки СЛО: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.

Найдите и отметьте реки Тихого океана: Амур, Анадырь.

Найдите и отметьте реки Атлантического океана: Дон и Кубань, Нева.

Найдите и отметьте реки : Волгу, Урал, Терек.

– Что объединяет отмеченные вами реки?

(Ответы учащихся: они впадают в Каспийское море и не имеют выхода в океан, значит относятся к области внутреннего стока

Куда текут крупнейшие реки России? Почему?

(Ответы учащихся: большая территория России имеет уклон к северу)

– Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере?

(Ответы учащихся: на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).

Влияние рельефа на реки.

Падение – превышение истока реки над устьем (м). Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км)

Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сделать вывод: падение горных или равнинных рек больше.

Для выполнения заданий используем таблицу:

Справочный материал “Реки России”

Реки

Исток

Устье

Длина реки, км

Высота истока, м

Высота устья

Притоки

Амур

Б. Хинган

Охотское море

4440

1000

0

Сунгари, Уссури, Шилка, Аргунь

Волга

Валдайская возвышенность

Каспийское море

3531

256

-28

Кама, Ока

Дон

Среднерусская возвышенность

Азовское море

1870

300

0

Северный Донец, Хопер

Енисей

Восточный Саян

Карское море

4102

1000

0

Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска

Лена

Байкальский хребет

море Лаптевых

4400

930

0

Алдан, Вилюй, Олекма, Витим

Обь

Телецкое озеро (Бия и Катунь)

Карское море

5410

1000

0

Иртыш

Нева

Ладожское озеро

Финский залив

74

4

0

Охта, Тосна

“Реки – продукт климата” А.И.Воейков.

С помощью карты на экране определите типы питания рек. (Ответы учащихся: снеговое, ледниковое, дождевое).

– Один ли источник питания у рек России? (Ответы учащихся: нет несколько, значит питание смешанное)

Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.

С помощью карты на экране определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом.

– Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.

– Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д.

Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек?

(Ответы учащихся: на питание и режим рек большое влияние оказывает климат)

Стихийные явления на реках.

На реках в результате обильных дождей могут возникнуть стихийное явление.

IV. Закрепление знаний.

Составьте пары: река-приток

1) Волга 1) Аргунь
2) Енисей 2) Иртыш
3) Лена 3) Ока
4) Обь 4) Алдан
5) Амур 5) Ангара

Исключите реку:

  1. Индигирка, Лена, Колыма, Амур, Обь
  2. Амур, Анадырь, Уссури, Шилка, Ока
  3. Дон, Нева, Яна, Западная Двина

V. Домашнее задание: §23, отметить в к/к водоразделы рек; подобрать стихи о реках.

Презентация