Цели урока:
– Формировать у детей представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
– Познакомить малышей со свойствами и качествами льда.
– Закреплять умение узнавать и называть цвета.
– Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
– Побуждать к высказываниям в виде полных предложений.
– Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.
Словарная работа:
холодный, мокрый, скользкий, теплый, мягкий, пушистый, растаял.
Материал:
игрушки: заяц, белка, медведь; угощение для животных: капуста, морковь, шишка, конфеты, цветные бусы из льда; крупные бусины разных цветов; шнур с жестким кончиком для нанизывания бусинок.
Ход занятия
Воспитатель:
Все садитесь рядком
Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки
Начинаем нашу сказку
Я сегодня в лес пошла
Бусы дивные нашла
Смотрите-ка какие – блестящие, цветные (протягиваю детям на веревочке цветные ледяные бусы).
– Потрогайте. Какие они?
– Почему они такие? Из чего наши бусы?
Давайте вместе скажем: ледяные.
– Кто же потерял такие бусы? Пойдемте все вместе в лес и поищем хозяина. А бусы пока вот сюда положим, чтобы не потерялись.(Кладу бусы в блюдечко на подоконник).
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки, шагают наши ножки,
Через лужу прыг, через ямку скок,
Шли мы, шли, в темный лес пришли.
А у кочки, под кусточком белый заинька сидит, хвостик у него дрожит.
– Как хвостик дрожит у зайчика?
Упражнение “Зайкин хвостик” (движения языком влево, вправо)
– Давайте позовем зайчика тихонечко “Иди к нам зайка!”
Теперь погромче.
– Посмотрите, какой зайка!
– Какого цвета у него шубка?
Скоро закончится зима, снег растает, зайка поменяет шубку и станет не белым, а серым.
– Потрогайте зайку. Какая у него шубка?
– Какие у зайки ушки?
– Какой хвостик?
– Давайте угостим зайку, чем– нибудь вкусным. Что зайка любит есть? Вот у меня в корзинке капуста, морковка, шишки, конфеты. Что дадим зайчику?
А теперь спросим у зайки: “Это ты бусы потерял ?”
– Зайка нам, ребята, не ответил, убежал!
Интересно кто зайку напугал?
– Может быть, это зверек в золотистой шубке, который на соседнем дереве в дупле живет?
– Кто это?
– Здравствуй белочка! (воспитатель цокает языком)
– Это так белочка здоровается с нами.
– Давайте и мы с ней так же поздороваемся.
– Ребятки, а может белочка зайца напугать? Почему?
– Посмотрите, какие у белочки ушки? Хвостик? Глазки? Носик? Потрогайте белочку.
Какая у нее шубка?
– Ребята, а где у белочки дом? Высоко на дереве строит белочка себе домик из веточек. А рядом в дупле у белочки кладовочка. Что там она хранит?
– Давайте и мы угостим белочку (дети выбирают между конфетой и шишкой).
Ребята, мы знаем пальчиковую гимнастику про белочку, давайте мы в нее поиграем.
Проводится пальчиковая игра “Белка и ворона”.
– Белочка тебе понравилось? Ребята она еще раз просит повторить.
– Спросите у белочки, не она ли потеряла бусы. И белочка нам ничего не ответила, видно не она хозяйка ледяных бус.
– А теперь пойдем тихонечко на носочках. Здесь где-то рядом мишка живет. Может он еще спит. Ведь медведь спит всю зиму.
Мишка, мишка лежебока,
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежинками не кидался
Все бы Мишеньке храпеть
Эх ты, Мишенька– медведь. (р-р-р)
– А вот и мишка проснулся, уже не спит. Зима закончилась и наступило какое время года? Правильно, весна.
– Ребята, скажите какой мишка? Посмотрите, какой у него нос, ушки. Давайте попросим мишку показать хвостик. Нет у мишки хвостика.
– Что это ты, мишка, плачешь? Как мишка плачет? Почему ты мишка плачешь?
– Ребята, он говорит, что потерял красивые ледяные бусы, которые хотел подарить маме.
Наверное, это те бусы, которые мы с вами нашли. Отдадим мишке бусы?
Воспитатель показывает детям блюдечко, на котором лежали ледяные бусы. Во время занятия бусы растаяли.
– Где же бусы? Почему их нет? Да потому, что у нас тут тепло и лед растаял. На улице солнышко стало пригревать, снег и лед тоже тают.
– Как нам мишку успокоить? А давайте сделаем ему другие бусы: не ледяные, а настоящие.
Дети по очереди нанизывают разноцветные бусинки на веревочку. В ходе работы воспитатель задает детям вопросы: “Какого цвета у тебя бусинка?” “Какая она?” и т.д.
– Готовы бусы. Возьми, Мишка, теперь ты сможешь подарить их маме.
– Ребята, мы помогли мишке? Давайте скажем ему: “До свидания”. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.
Литература
- Алябьева Е.А. Читаем детям 3-7 лет.– М.: Сфера, 2009.
- Смирнова Л.Н.Развитие речи у детей 2-3 лет.-М.: Мозайка – Синтез, 2007.
- Ткаченко Т.А.Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: Эсмо, 2008.