Устный журнал "Азбука безопасности"

Разделы: Классное руководство


Цели урока:

  • познакомить с историей возникновения дорожных правил;
  • повторить правила уличного движения для пешеходов, дорожные знаки;
  • развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Подготовительная работа: подбор литературы по правилам дорожного движения; составление сценария; подготовка сообщений по истории появления правил дорожного движения; оформление класса; изготовление моделей светофоров, знаков дорожного движения.

Оформление: плакаты, рисунки детей по правилам дорожного движения, модель светофора, дорожные знаки.

1 ученик

– Везде и всюду правила
Их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.

2 ученик

– Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила, свои имеют правила
Шофёр и пешеход.

3 ученик

– Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья назубок.
Помни правила движенья, как таблицу умноженья,
Знай всегда их назубок.

4 ученик

– По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.

5 ученик

– Всё время будь внимательным
И помни назубок:
Свои имеют правила, свои имеют правила
Шофёр и пешеход!

1 ведущий – Ребята, мы приглашаем вас принять участие в устном журнале “Азбука безопасности”.

(Приложение. Слайд 1.)

Презентация взята из внеклассного мероприятия “Школа светофорных наук” Банзановой С.Б. и Банзанова В.Д. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2009-2010 г, номер статьи 582772

I страница – историческая

Вопросам регулирования дорожного движения внимание уделялось ещё в далёком прошлом, ещё во времена Петра I. Царь, Пётр I, очень любивший путешествовать велел на перекрёстках дорог ставить деревянные столбы. С 1817 г. на обочинах дорог появились верстовые столбы, указывающие расстояние от одной почтовой станции до другой. А когда появился телеграф, то верстовые столбы заменили телеграфными. Чтобы столбы были более заметными, их раскрашивали в полоску. Поэтому так раскрашен и жезл регулировщика в наше время. Дороги были очень узкие и когда попадались встречные экипажи, разминуться было нельзя. Вспыхивали ссоры – кто должен уступить дорогу? Вихрем несётся дворянская карета. Далеко раздаются удары хлыста и крики кучера: “Дорогу! Господа едут!” Тут бедному крестьянину со своей лошадёнкой поскорей бы убраться с дороги, а то, небось, или воз опрокинут, или оглоблю сломают. Дорога для господ, за ними право. Это был неписанный закон – правило движения. Замешкается на дороге пеший путник или не успеет вовремя снять шапку и поклониться барину, то и ему хлыстом достанется. “Подхлёстывание” пешеходов настолько вошло в моду, что царю пришлось издать указ: “Великим государем ведомо учинилось, что многие учали ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впередь с сего времени в санях на вожжах не ездить. А ежели кто впредь, в противоположность Указа, дерзнёт так резко и несмирно ездить… и плетьми кого бить, и санями и лошадьми травить, таким по состоянию вины их чинено будет жестокое наказание или смертная казнь… ”

3 генваря 1683

Пётр Алексеевич

Этот указ Петра был первым в России документом, регулировавшим движение. Петр I издавал указы, вводил правила, однако твёрдого порядка на улицах не было. Если кучер наезжал на человека знатного, тут уж кучеру порки не миновать, а если на крепостного крестьянина, розгами его не секли.

В 1812 г. в Москве уже действовали правила, которыми было установлено правостороннее движение, ограничение скорости, определялись места стоянок для экипажей и номерные знаки для них. До Великой Октябрьской социалистической революции регулирование уличного движения в городах России производилось на основе этих правил, которые время от времени пересматривались и дополнялись. Однако пешеходное движение было беспорядочным и неорганизованным. 10 июня 1920 г. был подписан Декрет Совета народных комиссаров “Об автодвижении по г. Москве и её окрестностям”. Декрет положил начало организации автомобильного движения в нашей стране. К 1924 г. относится и появление на улицах Москвы первого светофора. А появился он гораздо раньше. В 1868 г. некая фирма, изготовляющая на своих заводах семафоры для железных дорог, смастерила ради опыта и семафор для дорог обычных, по которым в те времена ездили телеги, брички и дилижансы. Это было что-то вроде газового фонаря. Он возвышался в центре Лондона на высоком столбе. С помощью ручного привода полицейский, по мере надобности, менял красное стекло фонаря на зелёное и наоборот, регулируя, таким образом, уличное движение. Это был двухцветный светофор. Жёлтый свет заменял свисток полицейского. Полицейский свистел возницам, что вот-вот сигнал сменится другим. 12 лет свисток был вынужден помогать светофору. А затем двуглазый стал трехглазым светофором. Светофор – греческое слово (свет и форос – свет носящий). В том же 1924 г. впервые для регулирования дорожного движения в Москве стал применяться жезл. В 1933 г. на городских перекрёстках появились первые дорожные знаки и островки безопасности для пешеходов.

II страница – путешествие в страну Светофорию

Инспектор (ученик в форме инспектора ГИБДД)

Здравствуйте, друзья мои!
Мой свисток слыхали?
Вы инспектора ГИБДД
Сразу все узнали?

Днём и ночью, в зной и в стужу
На дороге с давних пор
Пешеходам честно служим –
Я, мой жезл и светофор.

Регулируем движенье,
Нам подвластны шофера
А вот вами, к сожаленью,
Мы довольны не всегда!

1ведущий – Что вы, инспектор, наши ребята хорошо знают правила уличного движения и выполняют их.

Инспектор – Это хорошо. Мои помощники ещё раз вам напомнят, вам ребята, главные законы, которые обязан выполнять каждый человек.

1 ученик

– С площадей и перекрёстков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьёзный,
Очень важный светофор.
Он и вежливый, и строгий,
Он известен на весь мир,
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Входит светофор
Все внимание! Все внимание!
Говорит вам жёлтый свет:
– Объявляю вам заранее:
Перехода больше нет!
Не спешите,
Посмотрите, посмотрите на меня!
Не спешите,
Потерпите до зелёного огня!

2 ученик

– Светофор мигнул – и раз –
Вдруг открыл зелёный глаз.

Светофор

– Вот теперь идите смело.
Пешеходам путь открыт!
Проходите, разрешаю,
Не беда, что я один,
Я надёжно защищаю
От трамваев и машин!

2 ученик – Осторожнее! Сейчас загорится красный свет.

Светофор

– Красный свет – сигнал тревоги.
В светофоровых глазах.
Не ходите по дороге,
Оставайтесь на местах!

Даже если вы спешите
На работу иль в кино,
Подождите, подождите,
Подождите всё равно!

1 ученик – Значит, вы ребята, должны выполнять закон простой: Красный свет зажёгся – стой!

Жёлтый, вспыхнул – подожди!
А зелёный свет – иди!

Светофор

– Совершенно верно!
На сигналы погляди,
А потом переходи!

1 ведущий – Ребята, а теперь я вам хочу сказать несколько слов о самих светофорных огнях. Красный сигнал – сигнал тревоги, он заметнее. Его не спутаешь ни с каким другим. Вот почему именно красному сигналу светофора поручили ответственную обязанность – останавливать транспорт и пешеходов. Кроме того, красный цвет – даёт представление об огне, а значит опасности. Поэтому красный цвет сдерживает нас, заставляет, прежде чем приступить к действию, сосредоточиться. Другое дело – зелёный цвет. Зелены поля, леса – словом, всё то, что связано у нас с покоем, с отдыхом. Люди заметили свойства обоих цветов и поручили каждому служить в соответствии с его характером.

2 ведущий – Ребята! Светофоры, оказывается, бывают разные. Если перекрёсток не очень оживлённый, достаточно и одноглазого светофора. Этот светофор подаёт сигнал “осторожно”, подмигивая своим глазом. Он за это получил прозвище “мигалка”. А ещё дежурят на улицах маленькие, но очень заботливые человечки. Есть среди них “краснокожие”, есть и “зеленокожие”. Первые подвижные и очень строгие. Вторые – юркие. Непоседливые и добрые – предобрые. Догадались, о каких человечках я говорю? Эти человечки изображены на глазах светофора. Загорается красный глазок – одновременно вспыхнет в нём и красный человечек – стойте неподвижно, как он. Светится зелёный, перебирая ножками – и вы смело переходите улицу. Иногда вместо человечков сделаны надписи: “стойте”, “идите”. Светофоры устанавливаются с правой стороны проезда у границы перекрёстка или подвешиваются на тросах над центром перекрёстка. ( Приложение Слайд 2)

1 ведущий – А дальше вас ребята поведёт в путешествие “полосатая палочка”.

1 ученик

– Чудо – палочка, она всем знакома, всем видна.
Днём заметна, а под вечер изнутри освещена.

2 ученик

– На посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой!
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.

Инспектор ГИБДД показывает сигналы регулировщика, соответствующие сигналам светофора:

1) если регулировщик стоит к пешеходам боком и его руки вытянуты в стороны или опущены, то смело переходи улицу;

1 ведущий – какому сигналу светофора соответствует этот сигнал регулировщика? (зелёный)

2) если регулировщик стоит спиной или грудью к пешеходам и руки вытянуты в сторону или опущены, то переходить улицу нельзя.

2 ведущий – какому сигналу светофора соответствует этот сигнал регулировщика? (красный)

3) если регулировщик поднимает руку вверх, движение запрещено, этот жест соответствует жёлтому свету светофора.

III страница – путешествие в страну дорожных знаков

(Приложение. Слайды 4 – 9)

1 ведущий – Ребята, вы никогда не задумывались, почему одни знаки круглые, другие треугольные, одни красные, другие синие?

Круги и треугольники глаз человека различает лучше других геометрических фигур. Учёные проверяли это.

Все знаки делятся на 6 групп:

1группа. Предупреждающие знаки. Они имеют форму треугольника. Красный цвет сигнализирует об опасности. (Показать: двустороннее движение, дорожные работы, пешеходный переход, дети).

2 ведущий2 группа. Знаки приоритета. Они указывают, кто из водителей имеет преимущественное право проезда, а кто должен пропустить другого. ( Показать: главная дорога, уступить дорогу).

1 ведущий3 группа. Запрещающие знаки. Это круглые знаки на голубом фоне с красным окаймлением. ( Показать: движение запрещено, движение на велосипедах запрещено, движение пешеходов запрещено, остановка запрещена и стоянка запрещена).

2 ведущий4 группа. Предписывающие знаки. Голубые круглые знаки, изображение на них белое. (Показать: движение прямо, налево или вправо; велосипедная дорожка; пешеходная дорожка).

1 ведущий 5 группа. Информационно– указательные знаки. (дорога для автомобилей – голубой прямоугольник, место для остановки автобуса, пешеходный переход).

2 ведущий6 группа. Знаки сервиса. (больница, телефон, столовая).

1 ведущий – Каждый водитель и пешеход издали видят дорожный знак, задача которого обеспечить порядок на дорогах. К сожалению, иногда подростки , ради забавы ломают знаки, переставляют их. Помните, это не безобидная шалость, не хулиганство, а преступление.

В заключительной части, слово можно предоставить работнику ГИБДД (о нарушениях правил дорожного движения детьми в вашем городе) или провести игру “поле чудес” или провести викторину.

2 ведущий – А сейчас ребята, мы дадим вам несколько советов, которые вы должны всегда и везде исполнять.

1 ученик

– Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без спора!
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зелёный говорит:
Пешеходам путь открыт!
Жёлтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для движения.

2 ученик

– “Зеброй” назван переход, чтобы двигаться вперёд
Все машины пропусти и – счастливого пути!

1 ученик

– Коль идёт машин поток,
Отыщи на перекрёстке
Безопасный “островок”.
Глянь налево, глянь направо,
Лишь потом переходи.

2 ученик

– Ты имеешь самокат!
Так иди с ним в парк и в сад.
Можно ездить по бульвару,
По дорожке беговой,
Но нельзя по мостовой.

3 ученик

– На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.

4 ученик

– Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь.
Место старшим или старым
Уступить не позабудь!

5 ученик

– Ты спешишь на стадион –
Не цепляйся за вагон,
За машиной не гонись,
От увечья берегись.

6 ученик

– На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти!
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.