Написание слов с гласными после шипящих. Сочетание жи–ши, ча–ща, чу–щу. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Создать условия для обобщения знаний о написании гласных а, у, и после шипящих, формирования умения применять полученные знания в новых условиях.
  2. Способствовать развитию орфографической зоркости, творческой самостоятельности учащихся.
  3. Способствовать воспитанию стремления к заботе о своем здоровье.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с ошибками, карточки для конструирования пословиц, презентация, жетоны для рефлексии.

Ход урока

1.Оргмомент.

Ребята, от нас зависит, насколько наш урок будет интересным и полезным. Давайте работать дружно и внимательно.

2.Актуализация знаний, постановка целей урока.

Начнем работу с пословиц. Подумайте, какое слово пропущено во всех трех пословицах?

За … не скучаем — по семь чашек выпиваем.

… не пить, так на свете не жить.

Не ленись, а отличай, где солома, а где …!

(Д: все о чае)

-Подумайте, какая орфограмма “спряталась” во всех пословицах? (Сочетание ча). Найдите пословицу, где эта орфограмма встретилась больше. (Д: в первой – 3 раза). Спишите ее, выделите орфограммы.

Дополнительное задание на выбор:

  1. Подобрать однокоренные слова к слову “чай” (чайник, чаёк, чайный)
  2. Запиши 3-5 слов с той же орфограммой.

– Какие места в словах могут вызвать опасение? (Д: гласные после шипящих)

– Перечислите шипящие согласные.

– Определите, чем будем заниматься на уроке.

(Упражняться в написании гласных после шипящих, узнаем о чае).

3. Работа над темой.

А вы задумывались, откуда берут чай? Растет он на чайных плантациях. Проходя между рядами, с чайного куста обрывают самые молодые, самые мягкие листочки и складывают в корзину. <Слайд 1>

а) Выборочный диктант.

Мы тоже будем выбирать слова с нужными орфограммами.

В какие буквосочетания будем вслушиваться? (жи-ши, чу-щу, ча-ща)

Работаем с сигнальными карточками. Красный сигнал – “Внимание, орфограмма!” Зеленый – орфограммы нет, слово пропускаем.

По ровным рядам, нельзя спешить, осторожно отрывают, чайный куст, большие корзины, мягкие листочки, душистый лист, тонкие жилки.

б) Классификация слов по самостоятельно найденному признаку.

– Прочитайте полученные слова. (Спешить, чайный, большие, душистый, жилки)

Какое задание вы бы предложили к такому набору слов?

(Д: Составить свои словосочетания с этими словами, распределить слова в группы).

– Какие же группы получились? (Д: 3 группы: слова, обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Или 2 группы: слова с “и” после шипящих и одно слово с “а” после шипящей – “чайный”.)

– А какое сочетание не встретилось? (Д: С гласной “у”-“чу”,“щу”)

– Допишите одно свое слово с сочетанием “чу” или “щу”. (Дети называют свои варианты).

– Сделайте вывод, какие гласные мы пишем после шипящих.

4 Контроль и самопроверка знаний.

– А знаете ли вы, какой бывает чай? Чай бывает крупнолистовой и мелколистовой, а еще?

(Д: зеленый, черный, красный, желтый).

– А можно ли самим заварить чай, не покупая? Какими растениями? (липа, мята, душица, шиповник, крушина). <Слайды 2-5>

– Лечебные травы содержат витамины, полезные вещества. Поэтому часто мамы лечат своих детей не таблетками, а травяным чаем.

а) Работа с предложением.

Для Вовы мама заварила …(Выберите и запишите сами, что именно заварила мама).

Желательно, чтобы в названии растения была наша орфограмма.

б) Самостоятельная работа

Чай просеивают, убирают палочки, веточки, все лишнее и ненужное. Мы тоже будем выполнять похожую работу. А заодно проверим свои знания.

“Группа самостоятельных” исправляет ошибки в текстах карточек. Мы работаем с учебником, упр.182.

– Прочитайте задание (про себя)

– Чтение текста.

Найдите и выпишите слова, в которых есть орфограмма “гласные после шипящих”.

(За доской 2 человека).

Карточка: Найди и исправь ошибки.

“Душыца чясто встречяется в нашых лесах. Из этой травки получяют вкусный полезный чай. А настоящяя кладовая здоровья– плоды шиповника. Его ветви покрыты небольшыми, слегка загнутыми шыпами. В мае на кусте раскрываются душыстые цветы”.

5. Творческая работа.

Чтобы чай был ароматным, его смешивают, ароматизируют (Как понимаете это слово?).

А у нас смешались начало и конец пословиц. ( На полосках)

Не твоя ч.ша – тому и отвеч.ют.
Где квас, не тебе и пить.
Кто привеч.ет там и гущ.

Работаем в парах. Составляем пословицы, записываем только одну, но в паре не повторяться.

Взаимопроверка – по образцу. <Слайд 6>

6. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

– Чему учились? Что вас удивило? Кого хотите похвалить за работу на уроке? Хотели бы вы еще что-либо узнать о чае?

– Чай бывает сладким, когда ты всем доволен и все получается, и несладким, если сталкиваешься с трудностями. На доске изображены две чашки – прикрепите свой жетон около той, которая подходит именно вам – кто не допустил сегодня ни одной ошибки, значит, его чай был сладким, а тот, кому еще надо потренироваться – около второй чашки. Спасибо за работу!

Презентация