Цели урока:
- Создать условия для обобщения знаний о написании гласных а, у, и после шипящих, формирования умения применять полученные знания в новых условиях.
- Способствовать развитию орфографической зоркости, творческой самостоятельности учащихся.
- Способствовать воспитанию стремления к заботе о своем здоровье.
Оборудование: сигнальные карточки, карточки с ошибками, карточки для конструирования пословиц, презентация, жетоны для рефлексии.
Ход урока
1.Оргмомент.
Ребята, от нас зависит, насколько наш урок будет интересным и полезным. Давайте работать дружно и внимательно.
2.Актуализация знаний, постановка целей урока.
Начнем работу с пословиц. Подумайте, какое слово пропущено во всех трех пословицах?
За … не скучаем — по семь чашек выпиваем.
… не пить, так на свете не жить.
Не ленись, а отличай, где солома, а где …!
(Д: все о чае)
-Подумайте, какая орфограмма “спряталась” во всех пословицах? (Сочетание ча). Найдите пословицу, где эта орфограмма встретилась больше. (Д: в первой – 3 раза). Спишите ее, выделите орфограммы.
Дополнительное задание на выбор:
- Подобрать однокоренные слова к слову “чай” (чайник, чаёк, чайный)
- Запиши 3-5 слов с той же орфограммой.
– Какие места в словах могут вызвать опасение? (Д: гласные после шипящих)
– Перечислите шипящие согласные.
– Определите, чем будем заниматься на уроке.
(Упражняться в написании гласных после шипящих, узнаем о чае).
3. Работа над темой.
А вы задумывались, откуда берут чай? Растет он на чайных плантациях. Проходя между рядами, с чайного куста обрывают самые молодые, самые мягкие листочки и складывают в корзину. <Слайд 1>
а) Выборочный диктант.
Мы тоже будем выбирать слова с нужными орфограммами.
В какие буквосочетания будем вслушиваться? (жи-ши, чу-щу, ча-ща)
Работаем с сигнальными карточками. Красный сигнал – “Внимание, орфограмма!” Зеленый – орфограммы нет, слово пропускаем.
По ровным рядам, нельзя спешить, осторожно отрывают, чайный куст, большие корзины, мягкие листочки, душистый лист, тонкие жилки.
б) Классификация слов по самостоятельно найденному признаку.
– Прочитайте полученные слова. (Спешить, чайный, большие, душистый, жилки)
Какое задание вы бы предложили к такому набору слов?
(Д: Составить свои словосочетания с этими словами, распределить слова в группы).
– Какие же группы получились? (Д: 3 группы: слова, обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Или 2 группы: слова с “и” после шипящих и одно слово с “а” после шипящей – “чайный”.)
– А какое сочетание не встретилось? (Д: С гласной “у”-“чу”,“щу”)
– Допишите одно свое слово с сочетанием “чу” или “щу”. (Дети называют свои варианты).
– Сделайте вывод, какие гласные мы пишем после шипящих.
4 Контроль и самопроверка знаний.
– А знаете ли вы, какой бывает чай? Чай бывает крупнолистовой и мелколистовой, а еще?
(Д: зеленый, черный, красный, желтый).
– А можно ли самим заварить чай, не покупая? Какими растениями? (липа, мята, душица, шиповник, крушина). <Слайды 2-5>
– Лечебные травы содержат витамины, полезные вещества. Поэтому часто мамы лечат своих детей не таблетками, а травяным чаем.
а) Работа с предложением.
Для Вовы мама заварила …(Выберите и запишите сами, что именно заварила мама).
Желательно, чтобы в названии растения была наша орфограмма.
б) Самостоятельная работа
Чай просеивают, убирают палочки, веточки, все лишнее и ненужное. Мы тоже будем выполнять похожую работу. А заодно проверим свои знания.
“Группа самостоятельных” исправляет ошибки в текстах карточек. Мы работаем с учебником, упр.182.
– Прочитайте задание (про себя)
– Чтение текста.
Найдите и выпишите слова, в которых есть орфограмма “гласные после шипящих”.
(За доской 2 человека).
Карточка: Найди и исправь ошибки.
“Душыца чясто встречяется в нашых лесах. Из этой травки получяют вкусный полезный чай. А настоящяя кладовая здоровья– плоды шиповника. Его ветви покрыты небольшыми, слегка загнутыми шыпами. В мае на кусте раскрываются душыстые цветы”.
5. Творческая работа.
Чтобы чай был ароматным, его смешивают, ароматизируют (Как понимаете это слово?).
А у нас смешались начало и конец пословиц. ( На полосках)
Не твоя ч.ша – | тому и отвеч.ют. |
Где квас, | не тебе и пить. |
Кто привеч.ет | там и гущ. |
Работаем в парах. Составляем пословицы, записываем только одну, но в паре не повторяться.
Взаимопроверка – по образцу. <Слайд 6>
6. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу.
– Чему учились? Что вас удивило? Кого хотите похвалить за работу на уроке? Хотели бы вы еще что-либо узнать о чае?
– Чай бывает сладким, когда ты всем доволен и все получается, и несладким, если сталкиваешься с трудностями. На доске изображены две чашки – прикрепите свой жетон около той, которая подходит именно вам – кто не допустил сегодня ни одной ошибки, значит, его чай был сладким, а тот, кому еще надо потренироваться – около второй чашки. Спасибо за работу!