Образовательная программа МОУ гимназия № 18

Разделы: Администрирование школы


Образовательная программа гимназии № 18 разработана на основе закона РФ “Об образовании”, Концепции модернизации российского образования, Концепции профильного обучения, Федерального и национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции развития образования в Свердловской области, в соответствии с Программой развития гимназии.

Проектируя образовательный процесс в гимназии, мы основываемся на полученных данных, в ходе анализа деятельности:

Гимназия – это образовательная система, в которой в соответствии с современной нормативно-правовой базой происходит:

  • усиление практической направленности содержания образования;
  • изменение в учебной деятельности акцентов, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  • создание мотивационной среды стимулирующей интенсивное развитие ребенка;
  • система педагогической диагностики и мониторинга основывается на компетентностном подходе.

Гимназия – это образовательное учреждение, готовящее выпускников, способных:

  • Гибко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
  • Критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, находить путем рационального их решения, используя современные технологии;
  • Грамотно работать с информацией;
  • Быть коммуникабельными, контактными, умело выходить из любых конфликтных ситуаций;
  • Самостоятельно работать над своим развитием.

Основными принципами гимназического образования являются:

  • гуманизация;
  • духовность;
  • самоактуализация;
  • культуросообразность;
  • гуманитаризация;
  • интеграция эмоционального и рационального;
  • природосообразность.

Они обеспечивают развитие социальной и личностной зрелости и способности к самоопределению и самореализации.

Специального конкурсного отбора в первые классы гимназии нет. Дети поступают в 1 классы после прохождения школы “Дошколенок”. В другие классы дети зачисляются при наличии свободных мест.

Организуя образовательный процесс на всех ступенях обучения, МОУ гимназия № 18 опирается на систему интеграции эмоционального и рационального:

  • на начальной ступени образования она носит более динамический характер, опирается на внешнюю выразительность и яркость, с обязательными элементами игры и перевоплощения. Поэтому содержание и методы обучения младших школьников, удовлетворяя интерес как эмоциональное переживание их познавательной потребности, способствуют проявлению позитивного отношения к себе, миру, школе.
  • в средней школе сочетание рациональных и эмоциональных элементов обеспечивает такую организацию деятельности, которая позволяет стимулировать самопознание и рефлексию личности. Поэтому на этом этапе особое значение приобретает активизация интеллектуально-эмоциональной деятельности школьника, с помощью проблематизации, диалогизации, индивидуализации, деятельностных форм организации усвоения содержания образования.
  • развивая теоретическое мышление старшеклассников, мы помогаем им овладеть методами научного познания, элементами анализа, исследования, с помощью специально отобранных средств обучения, создаем яркие образы, представления, формируем понятия и компетенции.

Современное гимназическое образование нацелено не только на освоение научных знаний, но и на развитие внутреннего мира школьника, способностей мышления, выработку практических навыков; усиление профессионально-технологического обучения школьников.

Содержание образовательного процесса гимназии определяется ее целевым ориентиром: становление компетентной личности юного россиянина в условиях образовательного пространства гимназии..

Вот почему миссию нашей гимназии мы видим в веросозидательном характере образования, направленном на самореализацию личности. В связи с чем педагогический коллектив нацелен на то, чтобы выпускник:

  • осознанно и глубоко верил в эту жизненную цель, верил в свое индивидуально неповторимое предназначение, видел в нем высший смысл жизни и надежду на продолжение собственного "Я", в зависимости от результатов своих помыслов и дел на протяжении всей жизни;
  • осознал свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствовался ими в различных жизненных ситуациях: ощущал себя частью природы, человеческого сообщества и был способен к плодотворному взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных или коллективных мировоззренческих, ментальных особенностей;
  • обладал знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему наиболее полно реализовать себя в конкретной трудовой деятельности и разнообразных общественных отношениях:
  • был способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для полноценной жизненной самореализации на всех этапах жизненного пути.

Все вышеназванные качества возможны при ценностном характере образования. Таким образом, для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить и обеспечить условия достижения качественного гимназического образования.
  2. Привести образовательный процесс в соответствие с нормативно-правовой базой РФ, Свердловской области, социальным заказом, с учетом личностной направленности.
  3. Осуществить отбор содержания в соответствии с методологической основой образовательной программы и личностной направленностью.
  4. Создать личностно-развивающую среду способствующую укреплению субъкт-субъктных отношений.
  5. Переориентировать систему аттестации учащихся на компетентностную основу.
  6. Составить базисный учебный план, исходя из потребностей личности и нормативных требований.

Поскольку, современное общество нуждается в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. Это предполагает построение такой образовательной среды, в котором каждый сможет самореализоваться, найти себя и прожить в школе “ситуацию успеха” в освоении учебных проблем, в общении со школьным коллективом, с самим собой. Ведущий педагогический замысел моделирования и построения новой образовательной системы связан с желанием педагогов, с одной стороны, наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика, а с другой – готовностью к интеграции рационального и эмоционального в процессе обучения. Он заключается в создании образовательной среды, обеспечивающей социально-коммуникативную и духовно-нравственную атмосферу, в которой учащиеся смогут выстроить адекватный образ национально-культурного “Я” с целью осознания своего призвания и ответственности перед настоящим и будущим своей страны.

Модель образовательной системы гимназии № 18 представляет собой совокупность принципов, средств, ресурсов.

Следовательно, для реализации образовательной программы важнейшими являются:

Нормативно-правовой ресурс – наличие документов международного, федерального, регионального, муниципального, институцинального уровней модернизации системы образования.

Кадровый ресурс – изменение мировоззрения педагогов с объектного на субъектное.

Технологический ресурс – владение педагогами современными образовательными технологиями.

Информационный ресурс – совокупность информационно-коммуникационных технологий. Система психолого-педагогической диагностики и мониторинга.

Материально-технический ресурс – степень оснащенности образовательного процесса оборудованием и средствами обучения.

Социальный ресурс – имидж образовательного учреждения в культурной среде региона. Система социального партнерства.

Представленная модель позволяет выйти на результат образованиястановление личности юного россиянина, способной к самореализации.

Механизм становления личностных качеств – это процесс становления личностных доминант.

Ресурсы образовательного процесса:

Нормативно-правовой ресурс

Образовательная программа основывается на:

– нормативно-правовые документы: Концепция модернизации российского образования и "Основные мероприятия развития общего и профессионального образования Свердловской области на 2004-2007" (Программа -4);

– потребности и заказ социума, выявленные в результате социологических исследований.

Научно-педагогическими основами учебного плана МОУ гимназии №18 являются: целостность, внутреннее взаимодействие компонентов, полнота, необходимая для развития личности, сбалансированность учебных циклов и предметов федерального, национально-регионального и школьного компонентов, преемственность между начальным, средним и старшим звеньями.

В соответствии с этим учебный план гимназии создает возможности для реализации личностной направленности образования, а именно подчеркиваются:

  • гуманизация и гуманитаризация образования,
  • его культурологическая направленность;
  • отражение в содержании образования духовности культуры России;
  • формирование широкой информационной культуры детей;
  • усиление языковой подготовки учащихся;
  • рост вариативности образования, повышение возможностей выбора общеобразовательным учреждением и учащимися образовательных программ;
  • усиление практической направленности образования, выработка общеучебных умений и навыков учащихся;
  • переход к 4-летнему начальному образованию;
  • введение профильного обучения на старшей ступени школы, полноценная подготовка учащихся основной школы к ответственному и осознанному выбору профессии;
  • обновление содержания образования за счет дополнительных образовательных модулей;
  • усиление подготовки учащихся в области социальных дисциплин.

Учебный план составлен на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Свердловской области и Программы развития гимназии, с учетом социального заказа родителей и образовательных потребностей учащихся, в соответствии с Постановлением Главы города № 748 от 11.09.2002 “О выделении дополнительного финансирования”, приказом ГорУпрО № 289 от 12.05.2003г. “О введении третьего дополнительного часа физической культуры в учебные планы ОУ города с 2003-2004 учебного года”.

Учебный план и логика его построения отражают цель, стоящую перед гимназией.

Кадровый ресурс

Времена талантливых учителей – одиночек прошли, сегодня судьба образования решается педагогическими ансамблями. Коллектив педагогов гимназии – это коллектив единомышленников, готовых к решению самых сложных задач, рассматривающих личностное начало в ребенке, как самую большую ценность.

В нашем случае коллектив педагогов характеризуется:

  • осознанием общей цели, принятием задач, восприятием идей;
  • четкой структурно-функциональной организацией, в рамках которой каждый выполняет свою роль, в то же время каждый работник гимназии готов на интеграцию и кооперацию;
  • благоприятным психологическим микроклиматом ;
  • общением, основанном на сотрудничестве.

В гимназии работают 101 педагог, из них 26 совместителей, 6 кандидатов наук. Имеют звания:

Почетный работник образования 10 человек.
Отличник образования 3 человека.
Лауреаты Соросовской премии 4.
Удостоены Гранта в рамках национального проекта “Образование” – 5.
В гимназии работают учителями 9 выпускников.
Всего аттестовано 89 % педагогов.

Из них:
34,5 % – учителей высшей категории
51 % – учителей первой категории
14,5 % – учителей второй категории

Технологический ресурс

Педагогическая технология – это конкретный, научно обоснованный, специальным образом организованный образовательный процесс для достижения стоящих перед гимназией целей и задач.

Поскольку тенденцией современного времени является увеличение объема содержания, мы считаем необходимым более активное внедрение и использование информационно-компьютерных технологий, основанных на программированном обучении.

Почему необходим нам переход на программированное обучение? Ответ находим в статье Т.А. Ильиной "Теория и практика программированного обучения", где обобщаются основные недостатки традиционного обучения, названные большинством российских ученых и педагогов:

1. Усредненный общий темп изучения материала.
2. Единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися.
3. Непомерно большой удельный вес знаний, получаемых учащимися в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний.
4. Почти полное незнание учителем хода усвоения учащимися сообщаемых знаний (нет внутренней обратной связи и слабая внешняя обратная связь).
5. Недостаточное стимулирование познавательной активности учащихся, опора в основном на учителя.
6. Преобладание словесных методов изложения знания, создающие объективные предпосылки рассеивания внимания.
7. Затрудненность самостоятельной работы учащихся с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала, сухости языка, почти полного отсутствия эмоционального воздействия.

Сегодня наиболее квалифицированные педагоги гимназии приступили к созданию программированных пособий – это труд, но, как говорил В.А. Сухомлинский, труд включает три понятия: "Надо, трудно, прекрасно". И мы получаем удовлетворение, когда видим, как широко используются в учебном процессе всеми коллегами пособия, созданные нашими преподавателями-программистами и коллегами из других образовательных учреждений.

Информационный ресурс

Деятельность гимназии в плане информационно-коммуникационных технологий можно представить совокупностью различных процессов:

– Информационное управление гимназией

  • База данных учащихся, родителей, педагогических кадров.
  • Мониторинг управления образовательным процессом позволяет автоматизировать работу заместителей директора.
  • Банк методик и результатов мониторинговых исследований, позволяющий иметь целостное представление об учебно-воспитательном процессе как школы в целом, так и отдельного субъекта в частности.

– Издательская и оформительская деятельность.

  • Работа редакционно-издательского центра;
  • Внедрение и обслуживание технических и программных средств;
  • Поддержка работы локальной сети гимназии и Интернет-сервера;
  • Техническая поддержка учителей и сотрудников гимназии по вопросам использования информационно-компьютерных технологий;
  • Обеспечение доступа к информации со всех рабочих мест;
  • Разработка методик и руководств для пользователей.

В гимназии созданы авторские программы: “Основы современного этикета” и “Основы этики и профессиональной культуры” Кузнецовой Л.Г., “Школа родительской любви” Н.Г. Коренистовой, “Мой город” Голошумовой Г.С.. Данные программы утверждены на экспертном совете г. Нижний Тагил. 47 составительских программ, из них – 30 программ дополнительного образования. К программам “Истоки” и “Мой город” разработаны учебные пособия, методические рекомендации “Азбука истоков”, “Золотое сердечко”, автор Е.И.Комлева; рекомендации к программе “Мой город”, разработанные Г.С.Голошумовой, кандидатом педагогических наук “Поурочные планы” к программе “Мой город” для 1 и 2 классов – автор Е.Б. Волкова, рабочая тетрадь для 1 класса к программе “Мой город”, созданная Багровой В.Б. “Сборник методик психолого-социологического изучения семьи и детско-родительских отношений” разработан Коренистовой Н.Г. совместно с психолого-социологической службой гимназии. Центром “Учебная книга” г. Екатеринбург выпущен сборник научно-методических материалов “Этнокультурное образование. Педагогический поиск”, коллективный труд педагогов гимназии.

В гимназии создан мониторинг качества образования на основе компетентностного подхода. Мониторинг в гимназии рассматривается как систематизация информационных потоков, необходимая для принятия управленческих решений. Мониторинговые исследования структурированы в следующие блоки: исходно-диагностический, адаптационный, стабилизирующий, перспективно-развивающий, экспертный.

Материально-технический ресурс

Материальная база развивается за счет следующих источников финансирования:

– бюджетные средства,

– целевые средства,

– предпринимательская деятельность.

За последние 1,5 года гимназия укрепила свою материально-техническую базу за счет приобретения оборудования для учебных кабинетов и столовой на сумму 1411182, 14 руб.

Анализ условий образовательного процесса, социального заказа и личностных потребностей гимназистов позволил выделить следующие противоречия:

  • между реальными потребностями гимназии как инновационного учреждения и существующими нормативами финансирования;
  • между необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода в образовании гимназистов и отсутствием гибкой образовательной системы, адекватной по содержанию;
  • между необходимостью развития личности ребенка и подготовкой его к стандартизированной процедуре ЕГЭ;
  • между сравнительно высоким уровнем показателей обученности гимназистов и недостаточным уровнем сформированности их духовно-нравственной направленности.

Реализация этих противоречий предполагает решение следующих проблем:

  • совершенствование образовательной системы в соответствии с личностно-ориентированным подходом в образовании;
  • разработка и обоснования программ, учебно-методического комплекса для создания условий личностного развития;
  • создание механизма внебюджетного финансирования гимназии как инновационной структуры;
  • коррекция механизма мониторинга условий образовательного процесса, деятельности администрации и педагогического коллектива, а также качества образования гимназистов;
  • развитие научно-методической базы гимназии, обеспечивающей высокую эффективность инновационной деятельности;
  • создание механизма отслеживания ценностного развития личности.

Методическая основа обеспечения научной направленности и вариативности образования

Методологическую основу деятельности по моделированию и построению образовательной системы гимназии составляют идеи философской и педагогической антропологии (Н.А. Бердяев, Б.М. Бим-Бад, В.Дильтей, В. В. Зеньковский, В. П. Зинченко, Г. Ноль, Н.И. Пирогов, Г, Плеснер, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, М. Шелеридр), научные труды отечественных и зарубежных ученых — представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Ш.А. Амонашвили, Р. Берне, У. Глассер, Я. Корчак, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Сатир, С. Френе, Э. Фромм, В.А. Сухомлинский и др.), психолого-педагогические исследования в области личностно-ориентированного подхода (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, С.Л. Братченко, О.С. Газман, В.В. Горшкова, Э.Н. Гусинский, Л.М.Лузина, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская), научные положения о сущности, становлении и развитии педагогических систем (В.П. Беспалько, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Ю.А. Конаржевский, А.С. Макаренко, Л. И. Новикова, М.М. Поташник, Н.Л. Селиванова и др.).