Задачи: воспитывать бережное отношение к животным, интерес к родному языку, обогащать словарный запас, развивать творческие способности и речевые умения, закрепить знания о сложных предложениях с однородными членами, о написании безударных личных окончаниях, о роле наречий в предложении.
Оборудование: ТСО – компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией, грамзапись.
Материалы: учебник, карточки, тетрадь – задачник, сигнальные карточки, картинка: “Словарик”.
1. Организационно-мотивационный момент.
Учитель. – Назовите цель наших уроков.
Дети.
– На родном языке,
На языке своей страны
Писать с ошибками стыдно.
“Окошко” на месте орфограммы
Лучше ошибки. (Показ слайда.)
Учитель. – Мы сегодня будем продолжать учиться не портить свои записи ошибками, т.е. избегать их при помощи окошек.
– Прочитайте стихотворение. (Показ слайда.)
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда
И та награда – в нем самом.
– О какой награде идет речь?
– А каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
– Я надеюсь, что ваши пожелания сбудутся.
Ну, а вы возьмите в помощь внимание и сосредоточенность. Они вам очень пригодятся.
2. Актуализация знаний:
Учитель. – Какие большие темы мы изучали в 3-й четверти?
– Сегодня у нас обобщающий урок.
– Как может называться тема урока?
Дети. – Проверяем себя. Закрепляем знания.
Учитель. – Исходя из темы урока, поставьте учебные задачи.
– Что же мы должны будем закрепить?
– Для чего надо все это повторять?
Дети. – Чтобы по-настоящему знать и понимать свой родной язык.
Учитель. – Чтобы выполнить поставленные задачи, надо на уроке работать быстро, внимательно и дружно.
3. Словарная работа.
а) Учитель. – К нам на урок пришел “Словарик” и принёс новое слово
“сверкает”.
– Как вы понимаете смысл этого слова?
Дети. – Ярко блестеть, переливаться, сиять.
Учитель. – Вспомним правила письма, посадки…
– Запишите это слово по памятке 4
св . рка . т
– Какую орфограмму можем проверить?
– Как?
– Что надо запомнить?
Дети. – Безударную гласную в корне слова.
Учитель. – Вставьте гласную е и подчеркните тремя черточками.
Сверкает
б) Работа по группам с последующей проверкой.
– Сейчас выполняем задания по группам.
1-я группа (сильные учащиеся ).
– Распространите это предложение многократно (готовность покажите сигнальной карточкой).
В глазах сверкает радость.
Дети. – В глазах сверкает долгожданная радость.
В голубых глазах сверкает долгожданная радость.
В голубых глазах моей мамы сверкает долгожданная радость.
В голубых глазах моей ласковой мамы сверкает долгожданная радость.
Всю неделю в голубых глазах моей ласковой мамы сверкает долгожданная радость.
2-я группа.
– Составьте такое предложение, чтобы союз соединил два простых предложения в составе сложного.
3-я группа.
– Составьте предложение с однородными членами предложения.
– Какие условия должны выполняться?
Дети. – Однородные члены предложения связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос.
в) Проверка.
г) Запись предложений по памятке 4 (каждая группа своё).
Учитель. – Какие предложения называются сложными?
– Для чего мы составляем предложения?
Дети. – Чтобы речь была красивой, выразительной, правильной.
4. Систематизация знаний о глаголе.
Учитель. – С каким словарным словом мы познакомились?
– К какой части речи оно относится?
– Докажите.
– Какую орфограмму мы можем проверить в этом слове?
Дети. – Безударную гласную в окончании слова.
Учитель. – А какие окончания пишутся в глаголах I спряжения, а какие в
глаголах II спряжения. (Показ слайда.)
– Какие глаголы-исключения вы знаете?
Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и еще: терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть . (Показ слайда.)
– А сейчас посмотрим, как вы умеете применять свои знания.
Эстафета “Чей ряд лучше”.
I-й ряд | II-й ряд | III-й ряд | |||
Поставить глагол в форму 3 л., ед. ч. Вставить гласную в окончание, указать спряжение. | Поставить глагол в форму 3 л., ед. ч. Вставить гласную в окончание, указать спряжение. | Поставить глагол в форму 3 л., ед. ч. Вставить гласную в окончание, указать спряжение. | |||
Слово | Спр. | Слово | Спр. | Слово | Спр. |
Игра.т | Дума.т | Пряч.т | |||
Зна.т | Пиш.т | Шепч.т | |||
Дыш.т | Держ.т | Стро.т | |||
Мо.т | Шепч.т | Люб.т | |||
Кос.т | Пряч.т | Гон.т | |||
Лов.т | Воз.т | Копа.т | |||
Обид.т | Терп.т | Реж.т | |||
Леч.т | Завис.т | Гре.т | |||
Слыш.т | Крикн.т | Руб.т |
(Проверка – каждый учащийся объясняет написание своего слова.)
5. Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа с проверкой.
– Откройте учебники на странице 66, найдите упражнение 498. прочитайте
задание.
– О ком этот текст?
– Почему мы должны заботиться о животных?
– Выполняем работу самостоятельно.
1-й вариант – 1 предложение.
2-й вариант – 2 предложение.
– Какие это предложения?
– Почему?
– Назовите наречия-антонимы.
– А для чего в речи нужны наречия?
7. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Учитель. – Мы повторили очень многое на уроке. Сейчас подведём итоги – проведём графический диктант.
Если согласны, ставим “+”.
Если не согласны, ставим “–”.
– Однородные члены связаны одним и тем же словом, но отвечают на разные
вопросы.
– Однородными членами бывают только главные члены предложения.
– Сложные предложения те, у которых несколько грамматических основ.
– Спряжения – это изменение глагола по лицам и числам.
– Предложения, в которые входят слова что, чтобы, потому что – чаще всего
сложные.
Работа в парах (взаимопроверка).
– – + + + (Показ слайда)
– Итак, готовы ли вы к изучению новой темы?
– Прочитайте текст и вставьте подходящие слова.
Сегодня на уроке русского языка было (вт. чл.) и (вт. чл). Многие из ребят =
хорошо и = оценки.
Я, наверное, получу …, потому что …….
Мне (?) нравятся уроки русского языка, потому что …….
– Нужен ли нам сегодняшний урок? Для чего?
8. Д/з. с.61, упр. 503.