Проект урока русского языка в 4-м классе по программе "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Задачи: воспитывать бережное отношение к животным, интерес к родному языку, обогащать словарный запас, развивать творческие способности и речевые умения, закрепить знания о сложных предложениях с однородными членами, о написании безударных личных окончаниях, о роле наречий в предложении.

Оборудование: ТСО – компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией, грамзапись.

Материалы: учебник, карточки, тетрадь – задачник, сигнальные карточки, картинка: “Словарик”.

1. Организационно-мотивационный момент.

Учитель. – Назовите цель наших уроков.

Дети.

– На родном языке,
На языке своей страны
Писать с ошибками стыдно.
“Окошко” на месте орфограммы
Лучше ошибки. (Показ слайда.)

Учитель. – Мы сегодня будем продолжать учиться не портить свои записи ошибками, т.е. избегать их при помощи окошек.

– Прочитайте стихотворение. (Показ слайда.)

Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда
И та награда – в нем самом.

– О какой награде идет речь?
– А каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
– Я надеюсь, что ваши пожелания сбудутся.

Ну, а вы возьмите в помощь внимание и сосредоточенность. Они вам очень пригодятся.

2. Актуализация знаний:

Учитель. – Какие большие темы мы изучали в 3-й четверти?
– Сегодня у нас обобщающий урок.
– Как может называться тема урока?

Дети. – Проверяем себя. Закрепляем знания.

Учитель. – Исходя из темы урока, поставьте учебные задачи.
– Что же мы должны будем закрепить?
– Для чего надо все это повторять?

Дети. – Чтобы по-настоящему знать и понимать свой родной язык.

Учитель. – Чтобы выполнить поставленные задачи, надо на уроке работать быстро, внимательно и дружно.

3. Словарная работа.

а) Учитель. – К нам на урок пришел “Словарик” и принёс новое слово “сверкает”.
– Как вы понимаете смысл этого слова?

Дети. – Ярко блестеть, переливаться, сиять.

Учитель. – Вспомним правила письма, посадки…
– Запишите это слово по памятке 4

св . рка . т

– Какую орфограмму можем проверить?
– Как?
– Что надо запомнить?

Дети. – Безударную гласную в корне слова.

Учитель. – Вставьте гласную е и подчеркните тремя черточками.

Сверкает

б) Работа по группам с последующей проверкой.

– Сейчас выполняем задания по группам.

1-я группа (сильные учащиеся ).

– Распространите это предложение многократно (готовность покажите сигнальной карточкой).

В глазах сверкает радость.
Дети.В глазах сверкает долгожданная радость.
В голубых глазах сверкает долгожданная радость.
В голубых глазах моей мамы сверкает долгожданная радость.
В голубых глазах моей ласковой мамы сверкает долгожданная радость.
Всю неделю в голубых глазах моей ласковой мамы сверкает долгожданная радость.

2-я группа.

– Составьте такое предложение, чтобы союз соединил два простых предложения в составе сложного.

3-я группа.

– Составьте предложение с однородными членами предложения.
– Какие условия должны выполняться?

Дети. – Однородные члены предложения связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос.

в) Проверка.

г) Запись предложений по памятке 4 (каждая группа своё).

Учитель. – Какие предложения называются сложными?
– Для чего мы составляем предложения?

Дети. – Чтобы речь была красивой, выразительной, правильной.

4. Систематизация знаний о глаголе.

Учитель. – С каким словарным словом мы познакомились?
– К какой части речи оно относится?
– Докажите.
– Какую орфограмму мы можем проверить в этом слове?

Дети. – Безударную гласную в окончании слова.

Учитель. – А какие окончания пишутся в глаголах I спряжения, а какие в глаголах II спряжения. (Показ слайда.)
– Какие глаголы-исключения вы знаете?

Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и еще: терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть . (Показ слайда.)

– А сейчас посмотрим, как вы умеете применять свои знания.

Эстафета “Чей ряд лучше”.

I-й ряд II-й ряд III-й ряд
Поставить глагол в форму 3 л., ед. ч. Вставить гласную в окончание, указать спряжение. Поставить глагол в форму 3 л., ед. ч. Вставить гласную в окончание, указать спряжение. Поставить глагол в форму 3 л., ед. ч. Вставить гласную в окончание, указать спряжение.
Слово Спр. Слово Спр. Слово Спр.
Игра.т   Дума.т   Пряч.т  
Зна.т   Пиш.т   Шепч.т  
Дыш.т   Держ.т   Стро.т  
Мо.т   Шепч.т   Люб.т  
Кос.т   Пряч.т   Гон.т  
Лов.т   Воз.т   Копа.т  
Обид.т   Терп.т   Реж.т  
Леч.т   Завис.т   Гре.т  
Слыш.т   Крикн.т   Руб.т  

(Проверка – каждый учащийся объясняет написание своего слова.)

5. Физкультминутка.

6. Самостоятельная работа с проверкой.

– Откройте учебники на странице 66, найдите упражнение 498. прочитайте задание.
– О ком этот текст?
– Почему мы должны заботиться о животных?
– Выполняем работу самостоятельно.

1-й вариант – 1 предложение.
2-й вариант – 2 предложение.

– Какие это предложения?
– Почему?
– Назовите наречия-антонимы.
– А для чего в речи нужны наречия?

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Учитель. – Мы повторили очень многое на уроке. Сейчас подведём итоги – проведём графический диктант.

Если согласны, ставим “+”.
Если не согласны, ставим “–”.

– Однородные члены связаны одним и тем же словом, но отвечают на разные вопросы.
– Однородными членами бывают только главные члены предложения.
– Сложные предложения те, у которых несколько грамматических основ.
– Спряжения – это изменение глагола по лицам и числам.
– Предложения, в которые входят слова что, чтобы, потому что – чаще всего сложные.

Работа в парах (взаимопроверка).

– – + + + (Показ слайда)

– Итак, готовы ли вы к изучению новой темы?
– Прочитайте текст и вставьте подходящие слова.

Сегодня на уроке русского языка было (вт. чл.) и (вт. чл). Многие из ребят = хорошо и = оценки.
Я, наверное, получу …, потому что …….
Мне (?) нравятся уроки русского языка, потому что …….

– Нужен ли нам сегодняшний урок? Для чего?

8. Д/з. с.61, упр. 503.