Цели: закрепление и систематизация знаний, приведение их в систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Образовательные цели: формирование основ гуманитарных знаний по истории России; умение анализировать и систематизировать полученные знания; повторение понятийного аппарата, хронологии; выявление пробелов в знаниях и устранение их.
Развивающие цели: развитие навыков отбора главного и существенного в материале, концентрация внимания, логического мышления; развитие коммуникативных умений.
Воспитательные цели: через игровые элементы занятия развивать чувство патриотизма, прививать интерес к истории Отчизны.
Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, доска, презентации учителя, презентации команд, плакат “Памятник Минину и Пожарскому в Москве”.
Соревнуются команды 7А и 7Б классов (по 6 человек), остальные учащиеся – “болеют” за свою команду, решают кроссворд, который поможет принести команде 10 баллов.
Предварительная подготовка команд к игре:
1) Выбрать капитана команды.
2) Придумать название команды (должно соответствовать историческому времени) и эмблему команды (должна соответствовать времени и названию).
3) Представление команды – презентация (представление игроков, обоснование названия, эмблемы).
4) Домашнее задание: написать мини-сочинение (эссе).
“Переписка боярина с сыном, уехавшим учиться за границу”.
Еще при Борисе Годунове первая группа молодых дворян была отправлена на учебу за
границу. Произошло это накануне Смутного времени. О чем мог писать отец сыну? О
чем мог писать сын отцу?
5) Прорешать задания в рабочей тетради по этой теме.
6) Быть внимательными на уроках к иллюстрациям, высказываниям исторических деятелей, знать термины , определения, даты.
7) Дополнительная литература: можно найти в Интернете.
8) Книги в школьной библиотеке (подборка к Дню народного единства).
Ход турнира
Слово учителя: В декабре 2004 года президент России Владимир Путин
подписал Федеральный Закон, в котором 4 ноября объявлялся Днем народного
единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября
2005 года. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: “4 ноября 1612
года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и
продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости
от происхождения, вероисповедания и положения в обществе”.
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день
Казанской Иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен
государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю
вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал “спасителем Отечества”.
Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать
освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы
Минина прервалась.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а
возвращение к старой традиции.
Мы проведем сегодня турнир знатоков истории, который поможет нам вспомнить события рубежа XVI–XVII вв.
Представление жюри: учащиеся 10–11 классов (победители районной олимпиады) работают с оценочными листами (Приложение 1)
Представление команд.
1-й конкурс Разминка (устные ответы на блиц-вопросы)
- Хронология Смутного времени. (1598–1613гг.)
- Кем приходился Борис Годунов Федору Ивановичу? (Шурин, брат жены царя Ирины.)
- Настоящее имя Лжедмитрия II (Григорий Отрепьев.)
- Кто правил после смерти Бориса Годунова? (Его сын Федор.)
- Кого называли “боярским царем”? (Василия Шуйского.)
- Где было создано первое народное ополчение? (В Рязани.)
- Светское имя отца царя, избранного на престол в 1613 г. (Федор Никитич Романов.)
- Как называлось правительство, созданное в апреле 1612 г. в Ярославле?
(“Совет всея земли”.)
2-й конкурс О ком писали историки? (Письменные ответы, время 5 минут, пока команды выполняют задание – раздаем задание болельщикам.)
А) “При нем московский дворец стал трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство – спокойным и негневливым. От светлодушия и доброты правителя было бы ошибочно заключать о правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а он никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками, казнил по сыску и суду, “государевы опалы”, постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием” (С.Ф.Платонов).
Б) “На престоле московских государей он был небывалым явлением. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной русской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. Он тотчас же показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей” (В.О.Ключевский).
В) “Когда… , утомленный мирским великолепием, искал отдохновения в набожности; когда, прервав блестящие забавы и пиры, в виде смиренного богомольца ходил пешком из монастыря в монастырь, в лавру Сергиеву и в иные святые обители, вместе с супругою, провождаемою знатнейшими боярынями и целым полком…телохранителей, в то время правительство неусыпно занималось важными делами государственными, исправляло злоупотребления власти, утверждало безопасность внутреннюю и внешнюю.” (Н.М.Карамзин).
Г) “ Женщина, в начале XVIIв. игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была жалким орудием той римско-католической пропаганды, которая, находясь в руках иезуитов, не останавливалась ни перед какими средствами для проведения заветной идеи подчинения Восточной церкви папскому престолу” (Н.И.Костомаров).
Д) “Вступивши на престол, … целовал крест, что ему, "не осудя истинным судом с боярами своими, никого смерти не предавать, вотчин, двор и имения у братьев, жены и детей преступника не отнимать, если они не виноваты, доносов ложных не слушать, но исследовать всякое дело как можно обстоятельнее, а ложных доносчиков казнить, смотря по вине, какую возвели на другого". (С.М.Соловьев)
(Ответы: А) Борис Годунов Б) Лжедмитрий I В) Федор Иоаннович Г) Марина Мнишек Д) Василий Шуйский.)
Задание для болельщиков: Кроссворд. (Приложение 2)
(Ответы:
По горизонтали: 1. Дон 6. Ополчение 8. Филарет 9. Шеин 10. Интервенция
По вертикали: 2. Отрепьев 3. Скопин-Шуйский 4. Крестьяне 5. Пожарский 7.
Иван)
3-й конкурс. Конкурс капитанов.
Историческая фальшивка (письменно 4 минуты).
После смерти Ивана IV в 1586г.на престол вступил его сын Федор. Фактически же власть принадлежала царскому шурину боярину Борису Годунову. В царствование Федора Ивановича произошло событие большой важности: Собор духовенства в 1589 г. избрал первым патриархом московским и всея Руси Иеремию.
Феодальная знать враждебно относилась к Годунову и хотела отстранить его от власти. Когда в 1591 г. в Коломне при загадочных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного от его жены кабардинской княжны Марии Темрюковны, пошел слух о том, что царевича убили по приказу Годунова, чтобы устранить возможного претендента на царство. Все же после смерти бездетного царя Федора в 1598 г. Борис Годунов при поддержке патриарха был избран Боярской думой на престол.
Ответ:
ошибки | Дело обстояло так |
1586 г. | 1584 г. |
Иеремия. | Первый патриарх Иов. |
в 1591 г. в Коломне. | в 1591 г. в Угличе. |
Младший сын Ивана Грозного от его жены кабардинской княжны Марии Темрюковны. | Младший сын Ивана Грозного от его жены Марии Нагой. |
Был избран Боярской думой. | Был избран Земским собором. |
4-й конкурс. (Пока капитаны думают ) История в живописи. (Приложение 3)
Определите:
- Название картины,
- Автора,
- Какие изображены события.
(Ответы: № 1 – С.Иванов. "В Смутное время" , № 2 – В.Верещагин. "Защита Свято-Троицкого монастыря", № 3 – Э.Лисснер. "Изгнание поляков из Кремля", № 4 – М.Скотти. "Минин и Пожарский". )
5-й конкурс. Кто сказал эти слова? При каких обстоятельствах они были произнесены? (Письменно 3 минуты.)
А. “Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело: я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут и мы избавимся от иноплеменников.”
Б. “Нет, не я вас, а вы обманули сами себя. Как могли вы думать, что я выдам вам нашего государя? Он спасен теперь, и вы очень далеко от его поместья! Вот вам голова моя, делайте со мною, что хотите, я отдаю себя Богу!”
В. “Отче великий, патриарх Иов! Бог свидетель, что не будет в моем царстве бедного человека. Последнюю рубашку разделю со всеми”.
(Ответы:
А) Кузьма Минин, обращение к жителям Н.Новгорода
Б) Иван Сусанин, завел польский отряд, искавший Михаила Романова, в непроходимые
болота.
В) Борис Годунов, при вступлении на престол в 1598 г.)
6-й конкурс. Монеты. (Приложение 4)
- Восстановите надписи на монетах.
- Укажите имена и годы правления государей.
- Определите достоинство монеты.
(Ответ: №1 – Царь и Великий князь Федор Иванович всея Руси (1584–1598),
копейка;
№ 2 – Великий князь Борис (1598–1605), копейка.)
7-й конкурс. Укажите верные утверждения.
А) со смертью царя Федора прервалась правящая династия в России;
Б) настоящее имя Лжедмитрия II Григорий Отрепьев;
В) основной военной силой движения И.Болотникова были стрельцы;
Г) вторым избранным царем на русский престол был польский королевич Владислав;
Д) после свержения Василия Шуйского в стране стала править Боярская дума;
Е) после смерти Бориса Годунова на престол был возведен его сын Иван;
Ж) в 1613г. Земский собор избрал на царство Михаила Романова.
(Ответ: А, Д, Ж – “да”.)
Пока жюри подводит итоги.
8-й конкурс. Восстановите последовательность событий:
А) убийство Федора Годунова;
Б) пресечение династии Рюриковичей;
В) гибель царевича Дмитрия;
Г) установление семибоярщины;
Д) Речь Посполитая объявила войну России;
Е) введение в России патриаршества;
Ж) освобождение Москвы от поляков.
(Ответ: ЕВБАДГЖ.)
Жюри подводит итоги турнира, награждает победителей.
Литература.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI–XVIII век. Учебник для 7 класса. М., 2009.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI–XVIII век. Рабочая тетрадь. М., 2009.
- Карамзин Н.М. История государства российского. М., 2004.
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.2. Ростов-на-Дону, 2000.
- Короткова М.В. История России IX–XVIII вв. 6–7 классы. Дидактический материал. М., 2002.
- Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России XVI–XVIII веков. М., 2006.