Цели:
- закрепить знания учащихся о квадратных уравнениях;
- ввести теорему Виета;
- способствовать развитию логического мышления, внимания; выработке у учащихся желания и потребности обобщения изучаемых фактов;
- развивать самостоятельность, творчество;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока, презентация ученическая с историческим материалом, карточки с заданиями разного уровня для исследовательской работы, карточки с текстом самостоятельной работы.
Ход урока
I Организационный момент.
Учитель знакомит учащихся с темой урока и планом работы (слайды 1, 2).
II Устная работа (слайд 3)
Вопросы к классу:
Какое уравнение называется квадратным?
Каков общий вид имеет квадратное уравнение?
а) ах2 + с = 0;
б) ах2 + bх+с=0;
в) х2 + bх+с=0.
- Какое уравнение называется неполным? Какое приведённым?
- Что называют дискриминантом квадратного уравнения?
- Назовите формулу корней квадратного уравнения.
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
III Проверка выполнения домашнего задания (слайд 4) Учащийся проверяет ответы самостоятельно.
Решите уравнения:
1.
5х2 = 9х + 2
5х2 – 9х – 2 = 0
а = 5, в = - 9, с = - 2
D = в2 – 4ас = (- 9)2 – 4 ? 5 ? (- 2) = 81 + 40 = 121
D > 0, 2 корня, = = 11
х1,2 = , х1 = = - 0,2 , х2 = = 2
Ответ: - 0,2; 2
2.
3х2 – 14 х + 16 = 0
а= 3, в = - 14, с = 16
m = - 7
D1 = m2 – ас = (- 7)2 – 3 ? 16 = 49 – 48 = 1
D1 > 0, 2 корня, 1 = = 1
х1.2 = , х1 = = 2, х2 = = 2
Ответ: 2, 2.
3.
18 + 3х2 – х = 0
3х2 – х + 18 = 0
а = 3, в = - 1, с = 18
D = в2 – 4 ас = (-1)2 – 4 ? 3 ? 18 = - 215
D < 0, нет корней
Ответ: нет корней.
4.
2х2 + 3х = 0
х (2х + 3) = 0
х = 0 или 2х + 3 = 0
х = - 1,5
Ответ: - 1,5; 0.
4.
– х2 + 4 = 0
х2 = 4
х1 = - 2, х2 = 2
Ответ: - 2; 2.
IV Исследовательская работа. (Приложение 1)
Проводится по карточкам, содержащим задания разного уровня.
Уровень 1
1. Решите уравнения:
- х2 – 7х + 10 = 0,
- х2 + 2х – 8 = 0
- х2 – 9х + 20 = 0.
Найдите сумму и произведение корней каждого из уравнений.
Уровень 2
1. Решите уравнения:
- - х2 + 15х + 16 = 0
- х2 – 9 = 0
- х2 – 7х = 0
Найдите сумму и произведение корней каждого из уравнений.
Уровень 3
1. Решите уравнения:
- 5х2 + 12х + 7 = 0
- - 5х2 + 11х – 2 = 0
- х2 – 19 = 0
Найдите сумму и произведение корней каждого из уравнений.
Выводы по результатам исследовательской работы.
Обратите внимание на полученные результаты и сравните с коэффициентами квадратного уравнения. Учащиеся делают выводы, сравнивая результаты (слайд 5).
1 группа ребят:
- Сумма корней уравнения равна 2 коэффициенту, взятому с противоположным знаком. А произведение равно свободному члену.
2 группа ребят:
- 1 коэффициент – 1 , сумма корней квадратного уравнения равна 2 коэффициенту, а произведение свободному члену, взятому с противоположным знаком.
3 группа ребят:
- Сумма корней равна частному от деления второго коэффициента на первый с противоположным знаком, произведение частному от деления свободного члена на первый коэффициент.
Учитель делает вывод: Мы с вами вывели теорему Виета. Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену (слайд 6).
Выступление ученика с историческим материалом и выводом формул теоремы Виета (приложение 2, ученическая презентация).
V Закрепление полученных знаний (слайд 7)
1. Назовите сумму и произведение корней квадратного уравнения (устно):
- х2 + х – 56 = 0
- х2 – 19х + 88 = 0
- 3х2 – 4х – 4 = 0
2. Запишите квадратное уравнение, корни которого равны: а) 2 и 5, б) – 1 и 3.
3. Найдите подбором корни квадратного уравнения: (слайд 8)
- х2 – 9х + 20 = 0
- х2 + 11х – 12 = 0
4. Выполните задания № 585 и № 386.
На доске решают задания слайда 7.
VI Самостоятельная работа (слайд 9), (приложение 3).
1. Найдите подбором корни квадратного уравнения:
- х2 – 17х + 42 = 0
- х2 + 8х + 15 = 0
- х2 – 11х – 80 = 0
2. Один из корней квадратного уравнения равен – 3. Найдите второй корень и неизвестный коэффициент.
- х2 – 5х + q = 0
- х2 + pх + 18 = 0
Выполняется взаимопроверка. (Слайд 10) Тетради сдаются учителю на проверку в конце урока.
VI I Задание на дом (слайд 11)
п.24, № 583(г), 587, 588. Написать синквейн по теме урока.
VI I I Итог урока. Рефлексия – написать телеграмму учителю из 6,7 слов по поводу урока, трудностей. Оценить результат своей работы на уроке (слайд 12).
IX Источники:
- Алгебра: учеб. для общеобразоват. учреждений. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского. М.: Просвещение, 2008.
- Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. М.: Просвещение, 2000.
- Интернет: http:/www.picsru.eu, Biysk.en.cx, www.koipkro.kostoma.ru.
- Как сделать презентацию к уроку? С.Л.Островский. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Первое сентября. 2010.
- Картинка. Презентация учителя математики МОУ Тогучинского района Горновской СОШ Колобовой Н.А.
- Контрольные и проверочные работы по алгебре 8 кл.: Методическое пособие. Л.И.Звавич, Л.Я.Шляпочник, Б.В.Козулин. М.: Дрофа, 2002.
- Советы по созданию эффективной презентации к уроку математики. Н.Удалова. Газета “Математика” № 15 2008 стр. 23.