Интегрированный урок-игра (окружающий мир + математика) "Путешествие по пустыне"

Разделы: Начальная школа


Цель: совершенствовать навыки сложения и вычитания величин; формировать представление о природной зоне пустынь; развивать речь учащихся, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карта природных зон России, картина “ Пустыня”, картинки с растениями и животными пустыни, гербарий, таблицы по математике, презентация.

Ход урока

Организационный момент

1. Записать число, классная работа в тетради по математике.
2. Поставить дидактические задачи, настроить учащихся на учебную деятельность.

Чистописание

Совершенствование техники чистописания.

1. 058 – прописать по образцу.
2. На следующей строчке записать эти цифры в порядке убывания.
850 мм = 85 см.
85 см – длина степного орла.
150 см = 1м 50см – размах его крыльев.

Сообщение из Красной книги  “Степной орёл”.

Степной орёл очень крупная птица, длина крыла до 70 см, размах крыльев – 1м 50см, вес до 5 кг, длина птицы до 85 см.
Это полезная хищная птица. Она питается грызунами, которые приносят вред людям и сельскому хозяйству.
Гнёзда степные орлы устраивают на земле, по склонам гор, на невысоких развалинах строений.
За год пара орлов может дать приплод не больше 2 птенцов, хотя в кладке бывает 3, 4 и 5 яиц.
Люди уничтожают гнёзда, яйца, применяя в сельском хозяйстве ядохимикаты. Орлов стало мало, этот вид занесён в Красную книгу.

Проверка домашнего задания по окружающему миру и математике

(Приёмы проверки домашнего задания: взаимоконтроль, тест.)

(На слайде: ∆ – нет,  – да.)

– Какие это геометрические фигуры и что мы о них знаем?

Тест: (учитель задаёт вопросы, а ученики рисуют треугольник или квадрат).

  1. Зона степей расположена на севере нашей страны.
  2. На карте природных зон степи раскрашены жёлтым цветом.
  3. Характерный признак зоны степей – это отсутствие сплошного растительного покрова.
  4. К степным птицам относятся розовые чайки, белые журавли.
  5. Для растений степи характерны корни– луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.
  6. Основное занятие населения степей – земледелие.

(На слайде таблица  ∆  ∆ ∆.)

Взаимопроверка тетрадей и выставление оценок.

Задание: К моим словам подобрать подходящие по смыслу слова.

Школа – (Заводская)
Посёлок – (Пригородный)
Район – (Калачеевский)
Область – (Воронежская)

– В какой природной зоне находится наша Воронежская область?

Стихотворение:

Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок
В воздухе жёлтом
И плотном, как мёд
Жёлтая птица неслышно плывёт

Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о пустыне и совершенствовать навыки сложения и вычитания величин.

Рассказ учителя о природных условиях пустыни.

(Карта, презентация.)

– А сейчас мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Многие думают, что пустыня – это место, где пусто, где ничего не растёт и никто не живёт, где только песок да горячее солнце. Так думать – большая ошибка. В пустыне удивительный мир растений, которых больше нигде не увидишь. Здесь растут саксауловые леса, которые почти не дают тени, потому что листья саксаула – как маленькие чешуйки. Здесь густые заросли особых кустарников. Корни этих кустарников уходят в песок на огромную глубину, где и находят воду.
Лето очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70 градусов, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают.
Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков как здесь. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя.
– Мы с вами не всегда ценим и экономим эту каплю воды в обычной жизни.

Задача:

В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько литров воды вытекает из неисправного крана за 1 час, если в 1 литре 5 стаканов?

Решение у доске
За 6 мин. – 1 ст.
За 1 ч. – ?
1ч. = 60 мин.
1) 60:6 = 10(раз) – по 6 минут.
2) 1 10 = 10(ст.) – набежит за 1 час.
3) 10:5 = 2(л) – набежит за 1 час.

Ответ: 2 литра воды набежит из крана за 1 час.

Физкультминутка:

Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, подтянуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.

– Продолжаем путешествие по пустыне. Животные пустыни приспособились к жизни на сыпучем песке, под палящими лучами солнца от которого не спрячешься.
– Что вы знаете о животных пустыни?
– Дети, кто из вас приготовил что-то интересное о животных пустыни.

(Дети выходят к картине, рассказывают о животном и прикрепляют иллюстрацию животных к картине “ Пустыня”.)

– Решите задачу о сером варане.

Задача: Длина серого варана достигает 1м 65см . Хвост его 93 см. На сколько меньше длина хвоста, чем длина всего тела?

Доска: Тело – 1м. 65см.
на ? меньше
Хвост – 93 см.
Решить задачу устно.
Ответ: на 72 см. хвост меньше, чем вся ящерица.

Сообщение о верблюде.

На земле существует 15 миллионов верблюдов и все они крепкие и выносливые животные. У верблюда много приспособлений, чтобы жить в пустыне. Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка, который гонят сильные ветры. Когда во время песчаных бурь становится трудно дышать, верблюд может почти совсем сомкнуть ноздри. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой. Благодаря ей верблюд не проваливается в песок. Верблюд может есть самые разные растения, даже те, в которых очень много соли. Верблюд может очень долго не есть и не пить за счет запасов жира в горбах. Но потом за один раз он выпивает от 90 до 135 литров воды.

– А теперь мы решим задачу о верблюде.

Свинья ……….,
Верблюд ……….,10 л….., Всего – 90 лет
Осёл ……….,10 л…..,10 л…..,
– Сколько лет может прожить верблюд?

Растения пустыни.

Продолжая путешествие, мы познакомимся с растениями пустыни.
Учитель показывает растения из гербария, а ученики находят их изображение в учебнике. (Одна ученица прикрепляет иллюстрации на большую картину.)

Задача: Высота саксаула достигает 3м. 50см., высота акации песчаной – на 6м. 50см. больше, чем саксаул, а высота джузгуна – на 8м. 73см. меньше, чем акация. Какая высота кустарника джузгуна?

(Ученики решают задачу самостоятельно, с последующей проверкой.)

Заключительная часть урока.

Дети, я вам прочитаю текст, а вы слушайте внимательно и найдите ошибки в моём тексте.
Это было в пустыне. Охотники три дня по пустыне гонялись за тигром, изнемогая от зноя и жары. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги об раскалённые камни и щебень, охотники едва добрались до большой реки. Здесь они утолили жажду, бросились в воду.
Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса.
– Какие ошибки вы заметили?

Домашнее задание.

(Задание даётся дифференцированно по математике и окружающему миру, продолжить исследования, начатые на уроке.)

Стихи:

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

– Если мы все будем по-настоящему заботиться о природе, мы станем добрее. Нужно, чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу и любовь к природе.