Цель урока:
- познакомить учащихся с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк-;
- формировать способность к умению распознавать уменьшительно-ласкательные суффиксы -оньк-, -еньк- в словах;
- производить анализ, синтез слов;
- развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.
Ход урока
1. Орг.момент
Слайд 1
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
Это лестница успеха каждого из Вас. Я не знаю, на какой ступеньке Вы себя видите, но надеюсь, что наш урок даст вам возможность быть еще чуть-чуть повыше. Я желаю вам удачи и новых открытий.
2. Актуализация
Слайд 2
Какую тему вы изучали?
С какой морфемой (частью слова) работали на прошлом уроке?
Как Вы думаете, все ли про суффикс Вам известно?
Вернемся к этому вопросу в конце урока?
Слайд 3
Как вы думаете, что это?
Знакомо ли вам такое выражение? Что оно обозначает?
Это фразеологизм. Прочитайте, как объясняется это в словаре.
Что значит -
Купить кота в мешке?
Открываем тетради: число, классная работа.
Запишем:
Купить кота в мешке.
Я предлагаю вам именно это (показываю).
3. Определение цели и темы урока
Вот первое задание.
Предлагается для работы в группах, поэтому вспомним, как сделать нашу работу более эффективной (правила работы в группах)
Слайд 4,5
- составить слова (березонька, лисонька, кисонька, рыбонька, маменька, папенька, дороженька, душенька, реченька, ноженька)
- выделить части слова
- подумайте, как образовались эти слова.
Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это задание?
Попробуйте определить тему урока.
Что мы делали?
Что помогло образовать новое слово? (ответы по группам, слова вывешиваем на доске)
4. Исследование
Слайд 6
- Прочитаем наши слова с разной интонацией?
- Как лучше, почему?
- Какое значение придают эти суффиксы словам?
- А почему нельзя было обойтись одним суффиксом?
- Почему в они словах добавляли - оньк-, а в других - еньк-?
- Подчеркнем букву перед суффиксом.
- У меня два фломастера. Какой выберете? (подчеркивают)
- Что заметили?
- Распределим наши слова в три столбика?
- В тетради достаточно написать по 2 слова в каждом столбике.
- Сделайте вывод.
- Схематично изобразим вывод (на доске)
- Повторим его еще раз
Слайд 7
Расскажите его друг другу
5. Первичное закрепление с самопроверкой по образцу.
Слайд 8
Прочитайте.
Читает учитель. Вы догадались, что это? Колыбельная
Какие слова с изучаемыми суффиксами вам встретились?
Давайте попробуем прочитать эту колыбельную, убрав суффиксы из слов.
Что заметили?
Выпишите слова с пропущенными буквами, выделите, основу и суффикс?
Отчего зависит вставляемая буква? (обращаю внимание на правило в знаках)
У Вас 1 минута.
Самопроверка
Вспомним: слайд 9, 10
Физкультминутка: слайд 11
6. Творческое задание.
История про Сережу.
Слайд 12
Из нашего мешочка я вынимаю каждой группе по облачку, на котором предлагаю исправить письмо маме.
У вас 1,5-2 минуты
Каждая группа зачитывает письмо и прикрепляет его к доске.
Удалось ли Вам, справится с заданием?
Что помогло?
7. Итог урока, рефлексия
Вот и подошел к концу наш урок.
- Какую же тему мы изучали?
- Достиг ли наш урок цели?
- Что нового узнали?
- Что вас удивило?
Пришло время вынуть кота из мешка:
Слайд 13
На лепесточках ромашки предлагаю написать имена участников вашей группы, образованные с помощью суффиксов -оньк-, -еньк-
У всех ли это получилось?
Почему?
Вот мы и вернулись к нашему вопросу
Как Вы думаете, все ли про суффикс Вам известно?
Думаю, вам еще предстоит не одна встреча с этой морфемой.
В русском языке 350 суффиксов, в речи мы активно используем 71.
Спасибо за урок, желаю, дальнейших открытий и помните:
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем
Слайд 14