Урок "Сложные слова. Соединительные гласные". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Образовательная. Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о о способе образования сложных слов и правописании соединительной гласной. Сформировать умение писать соединительные гласные О и Е в сложных словах.
  2. Развивающая. Формировать умение работать в заданном темпе, понимать учебную задачу.
  3. Воспитательная. Воспитание добросовестного отношения к труду.

Тип урока: формирование новых знаний и умений.

Оборудование:

  • схемы
  • карточки для индивидуальной работы

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места.
Запись в тетрадь даты.

2. Целеполагание.

На доске записаны слова:

Работница, переход, лесопосадка, городской , водопад, проезд, пешеходный.

– Прочитайте слова.
– На какие группы можно разделить слова?

Варианты:

1) существительные – прилагательные,
2) мужской род – женский род,
3) словарные слова – несловарные,
4) с окончанием и с нулевым окончанием,
5) с парной согласной и без нее,
6) образованные с помощью приставок и суффиксов, основа + основа,
7) с одним корнем и двумя корнями.

(Выйти на распределение.)

лесопосадка

водопад

пешеходный

 

работница

переход

городской

проезд

– Слова: лесопосадка, водопад, пешеходный относятся к сложным словам.

Цель нашего урока: узнать, как образуются сложные слова и научиться их правильно писать. В конце урока вы выполните самостоятельную работу, которая покажет, как вы научились этому.

3. Наблюдение над образованием сложных слов.

Дети записываю в тетрадь слова: лесопосадка, водопад, пешеходный.

– Рассмотрите эти слова. Что в них особенного? От каких слов они образованы?

Лесопосадка – лес + посадка

Водопад – вода + падать

Пешеход –  пеший + ход

– Выделим основу в словах, от которых произошли сложные слова.
– Как произошло образование новых слов? (Сложили основы.)
– С помощью чего основы соединились в сложном слове? (С помощью гласных О и Е.)
– Сделайте вывод, как образуются сложные слова?

Вывод: Сложные слова образованы из двух основ. Соединяются при помощи гласных О и Е. Это соединительные гласные.

– Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр.92.

4. Упражнение в нахождении в тексте сложных слов.

На плакате текст.

Наступила осень. Начался листопад. Белоствольные березы стряхивают последние листья. Садоводы готовят растения к зиме. Пчеловоды приводят в порядок ульи.

– Прочитайте текст. Найдите и выпишите в тетрадь сложные слова. Выделите в них основу.

5. Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали – ванькой-встанькой словно стали.

6. Самостоятельная работа.

Организация самостоятельной работы. Деление учащихся на группы.

1) Найти и выписать сложные слова: прохожий, пешеход, грузовик, самосвал, грузоподъемный, погрузка, земляника, землемер, землянка, подъехал, подъемный, огнетушитель, переезд, путешествие, самовар, вертолет.

2) Соедините части слов и запишите сложные слов:

Тепло 
Гром
Сено
Верх
Поле
Лед
Дом
Ткосилка
отвод
рубка
кол
хозяйка
вод
лаз

Проверка: теплоход, сенокосилка, громоотвод, мясорубка, верхолаз, полевод, ледокол, домохозяйка.

3) Замени одним словом:

1. Любитель книг.
2. Машина, которая возит молоко.
3. Рабочий, который варит сталь.
4. Машина, которая сама летает.
5. Человек, который разводит птиц.
6. Машина, которая косит траву для сена.
7. Человек, который пасет свиней.
8. Машина, которая измельчает (рубит мясо).

Проверка: книголюб, молоковоз, сталевар, самолет, птицевод, сенокосилка, свинопас, мясорубка.

7. Итог урока.

Проверка самостоятельной работы.

  1. – зачитывают вслух,
  2. – проверка с доски,
  3. – проверка учителем в тетрадях.

– Чему учились на уроке?

Ответы учеников, подведение итога урока.

Домашнее задание: правило на стр. 92, упр. 174.