Цель:
- формировать на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений в пределах 20;
- учить применять полученные знания при решении задач практического характера;
- закреплять понимание смысла арифметических действий, взаимосвязей между ними.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели и задач урока
- Ребята сегодня на уроке нам предстоит работа с задачами, а также повторим состав чисел и проведем графический диктант.
3. Устные упражнения
(на доске)
Было - 8 столов Купили - 7 столов |
Было - 7 зайцев Убежало - 4 зайца |
- Поставьте вопрос к задачам.
- Почему выбрали такой вопрос?
- Решите задачи.
4. Физкультминутка
5. Работа в тетради
- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Сейчас мы проведем арифметический диктант, чтобы проверить знание вами состава чисел первого десятка. Я показываю вам состав числа, в котором пропущен один из компонентов. Это недостающие число вы должны записать к себе в тетрадь.
(карточки)
- Сделаем проверку.
- Какое число вы записывали?
- Молодцы!
- Проведем минутку чистописания числа 3.
6. Основная часть
1. Работа с составной задачей
- Откроем учебник на странице 126. "Глазками" прочитайте задачу 23.
- Вы уже прочитали задачу, теперь задачу буду читать я, а вы внимательно слушаете ее и представляете то, о чем идет речь в задаче. (чтение задачи учителем)
- О чем говориться в задаче?
- Что собирали ребята? (Ягоды, чернику и землянику)
(показ иллюстраций)
- Во что дети складывали собранные ягоды? (в стаканы)
- Сколько стаканов черники собрали ребята? (8 стаканов)
- А сколько стаканов земляники они собрали? (5 стаканов)
- Что потом сделали из ягод? (Сварили компот)
- Сказано ли в задаче, из каких именно ягод сварили компот? (Нет)
- Сколько стаканов ягод потребовалось, чтобы сварить компот? (3 стакана)
- Прочитайте вопрос задачи.
- Можно ли сразу, одним действием, ответить на вопрос задачи? (Нет)
- Почему?
(Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сначала узнать сколько всего стаканов ягод собрали дети)
- Каким действием будете находить общее количество? (Сложением)
- Почему?
- Когда найдете общее количество, можно будет ответить на главный вопрос задачи? (Да)
- Каким действием? (Вычитанием)
- Почему? (Потому нужно найти остаток)
- Молодцы!
- Давайте составим алгоритм решения задачи
Черники - 8 ст. Земляники - 5 ст.
Сварили - 3 ст.
Осталось - ? ст.
1) 8 ст. + 5 ст. = ...... - всего
2) ...... ст. - 3 ст. = ..... осталось
Ответ: ....... стаканов.
- С этой сложной составной задачей вы справились великолепно. А сейчас проверим, как вы можете "на слух" задачи выбрать действие. Я читаю задачу, вы в тетрадь записываете только решение.
1. На лугу паслось 9 коз. 4 козы убежало. Сколько коз осталось на лугу?
2. Мама купила 4 апельсина и 6 груш. Сколько всего фруктов купила мама?
3. У Ромы было 17 марок. Он подарил другу 7 марок. Сколько марок осталось у Ромы?
4. Из 9 ребят 5 девочек, остальные - мальчики. Сколько было мальчиков?
5. У Саши было 20 рублей. Он потратил 5 рублей. Сколько рублей осталось у Саши?
6. У Пети было 2 самолета, а машинок на 7 больше. Сколько машинок было у Пети?
7. В гараже стояло 15 грузовых машин, а легковых на 1 десяток меньше. Сколько легковых машин стояло в гараже?
8. Из 19 грибов только 12 грибов были съедобными. Сколько несъедобных грибов было?
- Давайте проверим ваши ответы.
- Молодцы!
7. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Вы сегодня хорошо работали. Решили сложную задачу, на дом вам тоже будет задана задача.
(стр. 126 №24)
8. Графический диктант
("Лесенка")
- Какой рисунок у вас получился?
(Лесенка)
- Оцените свою работу на уроке, и, нарисуйте себя на этой лесенке.
Если вам кажется, что работа на уроке была выполнена на отлично - ставьте человечка на самую верхнюю ступень. Если наоборот, вам не понравилась ваша работа, рисуйте человечка на нижней ступеньке. Ну а если, затрудняетесь в выборе - ставьте человечка на среднюю ступеньку.
8. Оценивание.