Поговорим о цвете и свете

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


(Выходят учащиеся, одетые в одежду всех цветов радуги.  Инсценировка стихотворения Э. Асадова “Дневной свет”)

Ведущий (в белом):

На стенке, горделиво-горячи,
Стараясь быть кто ярче, кто умнее,
Плясали разноцветные лучи,
Хвалясь оригинальностью своею.

Голубой цвет:

– Я – луч особый, нежно-голубой,
Я – цвет реки, морской волны и неба.
Я не сродни полям ржаного хлеба
Или привычной зелени лесной.

Зеленый цвет:

– Кто, я привычен? Вот уж насмешил!
Да я весной лишь землю покрываю,
А летом слабну, сохну, выгораю.
Не то, что цвет каких-нибудь чернил!

Ведущий:

Не крикнул – завизжал чернильный цвет:

Фиолетовый цвет:

– Меня зовут, вам подтвердит бумага,
Оригинал, красавец фиолет,
Меня почти что и в природе нет,
Я – химпродукт, пижон и модерняга!

Ведущий:

Так спорили упрямые лучи.
Их было семь. Все семеро красивы,
Все семеро азартны и спесивы
И все чуть-чуть не в меру горячи.
Но тут, пробившись меж высоких туч,
Неся в себе дневной, веселый свет,
Упал на стену яркий белый луч,
Упал и поздоровался: – Привет!
Вмиг даже не осталось и следа
От горделивой распри, и тогда
Все дружно навалились на пришельца:

Красный цвет:

– А ты зачем? Как ты попал сюда?

Оранжевый цвет:

Смешно сказать: дневной, знакомый свет
И вдруг с лучами редкостными вместе!
Ты популярен. В этом спору нет.
Но это и не может делать чести!

Синий цвет:

К чему лететь охотно на завод,
Светиться лампой в вузе, доме, классе,
И незачем ссылаться на народ,
Народ, он примитивен в общей массе!

Желтый цвет:

А ты, ты прост и ясен, ха-ха-ха!
Ну, разве ты искусство? Ха-ха-ха!
Искусство, знай, понятно лишь немногим.
А быть, как ты,– позор и чепуха!

Ведущий:

Эх, не понять хулителям за бранью
Простейшую основу из основ:
Что белый луч, сверкнув незримой гранью,
Легко дает любой из их цветов!
И если тех задиристых лучей,
Собрав, смешать в посудине одной,
То выйдет свет, что людям всех нужней:
Как раз вот этот скромный свет дневной!

Учитель:

Поговорим о цвете и свете. Цвет – не только красота, он воздействует на наши органы чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Когда мы любуемся прекрасными красками заката, весеннего неба или осеннего леса, мы не задумываемся над тем, что, воздействуя на наши органы чувств, оказывает на нас еще лечебный эффект. Это сейчас мы так легко употребляем слова “нетрадиционное лечение” или строго научные термины, такие как хромотерапия, фитоэргономика, а ведь были времена, когда такие слова и такое лечение было просто лечением (традиционным).

Ещё в Древнем Египте считалось, что посвященные жрецы умеют лечить болезни человека энергией бога Ра, бога Солнца, то есть светом и цветом. В Египте существовали “цветовые” храмы, где под присмотром служителей исцеляли больных. Древние греки оставили нам в наследство записи о разработанной ими теории и практике солнечной терапии. В эпоху Возрождения считали, что: белому цвету соответствует флегматичный темперамент, черному цвету – меланхолический, красному цвету – сангвинический, желтому цвету – холерический.

Доказано, что цвет – один из факторов, определяющий состояние психики человека. На основании предпочтения или любви человека к конкретному цвету, психологи определяют его характер, склад ума, склонности к чему-либо, состояние здоровья. Мода модой, но ученые считают, что цвет платья далеко не безразличен окружающим, влияет на их настроение и даже на самочувствие. Цветовые терапевты рекомендуют своим пациентам носить и одежду определенных тонов, учитывать цвет при создании интерьера.

Очень велико влияние цвета на человека, хотя мы не обращаем на это внимания в повседневной жизни. Цвет воздействует на людей даже с завязанными глазами. У человека учащается пульс в среде огненно-красного цвета, в среде синих оттенков пульс человека замедляется, и им овладевает сонливость. В некоторых странах окрашивают стены специализированных палат соответствующим образом. Зеленый цвет является исцеляющим для сердечников, желтый хорошо воздействует при лечении кожных заболеваний, синий цвет уменьшает страдания пациентов от головных болей. Но во всем следует соблюдать меру, так как излишек того или иного цвета может привести к обратному эффекту.

Основные цвета и их целебные свойства

(рассказывают ученики, играющие роли цветов в инсценировке)

Красный цвет – цвет планеты Марс и стихии Огня, считающейся источником активности и движения. В Китае красный цвет считают символом птицы Феникс, постоянно возрождающейся из пепла. В Японии – это цвет Солнца, у персов он обозначал цвет воинского сословия, царей и жрецов.

Красный цвет излучает тепло, возбуждает нервную систему, улучшает и ускоряет обменные процессы в организме, активизирует деятельность кожи, желез внутренней секреции. Воздействие красного цвета способствует образованию эритроцитов, нормализует пониженное кровяное давление, повышает иммунитет, оказывает лечебное воздействие на некоторые заболевания. Но, применяя этот активный, горячий цвет для лечения или корректировки деятельности организма, необходимо помнить, как, впрочем, и при любом другом лечении, что злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, головную боль, покраснение глаз.

Оранжевый цвет – солнечный, он заведует жизненным началом, дает силы, обеспечивает жизнедеятельность организма, несет чувство удовлетворения и благополучия. Он омолаживает, способствует восстановлению мышечной и нервной ткани, оказывает тонизирующее действие на организм. Он улучшает кровообращение и цвет кожи. Прекрасное лечебное действие оказывает на заболевания легких, бронхов, трахеи, гортани, глотки. Успешно применяется при лечении бронхиальной астмы. Оказывает благотворное влияние на обменные процессы, на работу эндокринных желез.

Желтый цвет – божественный цвет, золотой, воспринимается как “застывший солнечный цвет”. Так считалось до XII века, потом символика изменилась, и желтый цвет стал считаться символом измены.

На самом деле чистый желтый цвет – лечебный цвет. Этот цвет не утомляет, но тонизирует нервную систему, активизирует умственные способности. Созерцание желтого цвета обеспечивает организму человека равновесие, состояние контроля и оптимизма.

Этот цвет оказывает очищающее действие на весь организм, лечит целый ряд кожных заболеваний. Оказывает эффективное влияние на лечение органов брюшной полости. Желтым цветом лечат нервное истощение, бессонницу, возбуждают аппетит. Желтый и золотой цвета используют при глазных болезнях.

Зеленый цвет – цвет растений, гармонического соприкосновения энергий, цвет возрождения и цвет успокоения, он особенно благоприятен. Зеленый цвет нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, лечит аритмию, стабилизирует артериальное давление и укрепляет нервную систему. Помогает при нарушении зрения, при головных болях, при утомлении глаз. Зеленый цвет способствует умиротворению, создает ощущение свежести, помогает при острых простудных заболеваниях.

Голубой цвет довольно противоречив. Смелых и энергичных людей он успокаивает, умиротворяет, нормализует у них давление, уменьшает мышечную напряженность. Для робких и застенчивых он является цветом шока, страха.

Голубым цветом лечат болезни, связанные с пигментным обменом, воспалительные процессы в печени и других органах, охриплость и воспаление голосовых связок. Этот цвет снижает аппетит, помогает при ревматизме, желтухе, ожогах, с успехом действует при лечении абсцессов, флюсов, при детских инфекциях, при зуде и тике.

Синий цвет дарит отдых и покой зрению от яркого солнечного света, символизирует вечность и устойчивость. Он является довольно сильным антисептиком, голубой в этом смысле мягче. Синий цвет помогает при лихорадках, болезнях горла, различных спазмах, бессоннице, головных болях, расстройствах кишечника. С успехом используется при лечении воспаления глаз, катаракте, глаукоме.

Избыток синего цвета вызывает усталость, сухость. Злоупотребление голубым и синим цветами у людей робких может вызвать чувство страха и коллапс.

Фиолетовый цвет связан с высшей нервной деятельностью коры головного мозга человека, это цвет поэтов и философов. Поэты называли его цветом печали. Непостижима его таинственность и мистичность. В этом цвете соединены два цвета – красный и синий.

Он прекрасно успокаивает нервную систему, помогает при ревматизме, невралгиях, при всех психических нарушениях, при болезнях почек, мочевого пузыря, желчного пузыря. Дает положительный эффект при воспалительных процессах, нормализует сон, хорошо влияет на сосудистую систему, позволяет облегчить течение простудных заболеваний. Длительное же влияние фиолетового цвета может пагубно сказаться на состоянии человека, вызвать депрессию.

Белый цвет исцеляет недуги, приносит добро и удачу, это и цвет серебра, Луны. Это дневной цвет. Он дает силу и энергию, создает праздничное и торжественное настроение, символизирует чистоту.

Белый цвет восстанавливает структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с нашим сознанием. Он очищает организм от шлаков, снимает напряжение.

Учитель:

Большое значение использования цвета в лечебных целях объясняется тем, что восприятие цветов различной яркости и цветового тона связано с явлениями сжатия и расширения сетчатки, зрачка, кровеносных сосудов, сердца и легких. Каждое физическое тело состоит из вибрирующих частиц, а цвет – это световая вибрация. Все органы человека, имеющие собственную частоту колебаний, для нормальной работы нуждаются в определенном цвете. Волновые вибрации основных цветов оказывают восстанавливающее действие на те или иные функции организма, нормализуя их деятельность. Есть данные о том, что, меняя цвет стекол в очках, можно регулировать психоэмоциональное состояние, вызывая радостное настроение или депрессию. Многие болезни обусловлены нарушением цветовой гармонии, смешением цветов, а также дефицитом того или иного цвета, необходимого для жизнедеятельности того или иного органа и психической гармонии. Возвращая недостающий цвет или очищая его от посторонних примесей, можно восстановить нарушенное равновесие организма.

Но важен индивидуальный подход к такому лечению, так как одна и та же болезнь у разных людей может лечиться разными комбинациями цветов и оттенков.

Предлагаются различные методы лечения цветом, например:

  1. Применение одежды определенного цвета и характера ткани;
  2. Создание определенной цветовой гаммы в интерьере в зависимости от характера заболевания;
  3. Использование определенного цветового потока для воздействия на точки акупунктуры;
  4. Облучение рефлексогенных зон организма, а также участков тела цветовыми потоками необходимой длины волны;
  5. Применение посуды определенного цвета для улучшения пищеварения и нормализации аппетита.

Цвет в искусстве

Цвет интересует не только художников, медиков, музыкантов, но и поэтов, писателей.

Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.

Довольно просто заметить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток. При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.

Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. В наше время принято считать, что глаз человека различает 270 оттенков цветов (один только черный цвет имеет около 200 различных оттенков). Но некоторые люди (художники, например) и дети способны различать от 340 до 400 цветов и оттенков. Видите, какие широкие границы: 270 – 340! Камвольщицы, например, различают до 40 оттенков черного цвета.

В школе живописи XVI века (Милан) белый цвет рассматривали как самый холдный цвет, а черный – самый теплый. Считалось, что огненно-красные, пламенные тона возвышают душу, остры для зрения; желтые и золотые – дарят радость и веселье; цвета зеленые, сапфировые, светло-красные возбуждают приятность.

Позднее, ближе к нашему времени, знаменитый физик И. Ньютон открыл, что дневной свет соткан из семи составляющих. Великий поэт Гёте создал учение о цветах, в котором выделил три главных (основных) цвета: синий, желтый, красный. Главные потому, что если их смешивать, то можно получить все остальные цвета: фиолетовый, зеленый, оранжевый. Они образуются при смешении каких-либо двух из трех основных. Это и есть цветовой круг – шестицветный. Смешивая дальше, мы можем получить все цвета, все оттенки.

Василий Кандинский – один из немногих художников, сумевших словами сформулировать то, что выражает цвет, в книге “О духовном в искусстве” он очень точно охарактеризовал красный цвет. Об оптически чистом красном цвете он сказал, что тот действует “проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево”.

В 1885 году Ван Гог с восхищением открыл: “Цвет сам по себе, что-то выражает. В своей картине “Ночное кафе” я попытался выразить, что кафе является таким местом, где можно разориться, сойти с ума, совершить преступление. В конце концов, я попытался контрастами нежно-розового, кроваво-красного и цвета дрожжей – все в атмосфере огненного ада – выразить мрачную притягательную силу питейного заведения”.

Франц Марк на известной картине “Три лошади” изобразил лошадей в красном цвете, чтобы выразить их импульсивный, быстро возбудимый темперамент. Поэтому, он взял вместо коричневого цвета – красный.

Здесь уместно процитировать Гёте, естествоиспытателя и поэта, так как он выразил сущность синего цвета поэтическим понятием “очаровательное ничто”. Этим он не объясняет, что именно представляет собой синий цвет, а выражает оптическое впечатление словами той же тональности. А бирюзовый цвет Гёте назвал “цветом души нашей”.

Вновь обратимся к Кандинскому: “Склонность синего цвета к глубине столь велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует “характернее”, проникновеннее, Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий – это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к черному, он приобретает оттенок нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца”.

Кандинский превосходно охарактеризовал и зеленый цвет и объяснил его психологическую особенность: “Синий, как противоположное движение, тормозит желтый, при этом, в конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба противоположных движения взаимно уничтожаются, и возникает полная неподвижность и покой. Это – зеленый цвет”. О том же пишет Гёте в своем труде “Учения о цветах”: “Если мешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленый”.

В природе солнце редко окрашено в желтый цвет, мы видим его как ослепляющий свет или как сияющий оранжевый, если оно стоит над горизонтом. И все же представление о желтом цвете легко увязывается у нас с солнцем, как и у детей, рисующих солнце желтым. Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим. Желтый цвет – легкий, сияющий, возбуждающий, а потому – согревающий.

После белого лучше всего отражает падающий свет желтый. Создается впечатление, словно свет скользит по светлой поверхности и не проникает в темную внутреннюю глубину.

Гёте: “Этот цвет наиболее близок к дневному свету. В своей внешней чистоте он всегда несет в себе природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Из практики известно, что желтый производит очень теплое впечатление. Этот эффект теплоты лучше всего проявляется, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в пасмурные зимние дни. Глаз радуется, сердце переполняет восторг, душа поет, кажется, что нас обвеивает настоящим теплом”.

И в заключение несколько физических опытов со светом. (ФШ № 8, 2004, с.59)

1. Сложение цветов

Опыт основан на явлении инерции зрительного ощущения и состоит в том, что при быстром вращении диска, поверхность которого разделена на окрашенные в разные цвета секторы, глаз воспринимает диск окрашенным в цвет, отличный от расцветок секторов диска.

(Рассказать учащимся об инерции зрительного ощущения, благодаря которой мы не воспринимаем мелькания кадров в кино, мигания ламп дневного света, но видим след, который оставляют за собой быстро движущиеся предметы, например, тлеющая лучина).

2. Смешение цветов

С помощью трех проекционных фонарей (или фильмоскопов) и светофильтров спроецируйте на экран три круга: красный, синий и желтый.

Участок экрана, на котором совместятся все три цвета, получится белым. (Рассказать о двух способах цветного изображения – аддитивном и субстрактивном. Последний используется в цветной фотографии и кино.)

Иллюстрации картин даны в презентации – Приложение 1.

Литература:

  1. Э. Асадов. Дневной свет. – Остров Романтики. М.: Молодая гвардия, 1969;
  2. О. Сафронова. О свете, радуге, живописи и книгах. Терра – Книжный клуб, №2, 2003;
  3. Семейная медицинская энциклопедия /Автор-составитель Л.И. Павлова. – М.: Терра, 2000;
  4. “Физика в школе”, № 8, 2004.
  5. http://www.womenstown.ru/articles/162
  6. http://vangogh-world.ru/other/van-gogh1.php
  7. http://www.odessapassage.com/passage/magazine_details.aspx?id=36397