Цели урока:
продолжить работу над словами с непроизносимыми согласными в корне слова;
учить видеть данную орфограмму в словах;
повторить разбор по составу и разбор предложения по членам;
развивать орфографическую зоркость, память;
учить строить грамотные и полные предложения;
воспитывать умения работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование: учебник “Русский язык” для 3-го класса, А.В.Поляковой, М.Просвещение, 2008., памятка “Как искать проверочное слово в корне?”, памятка “Как писать без ошибок?”, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
У. На правило о непроизносимых согласных бывает много ошибок. Чтобы их не делать, мы сегодня в этом потренируемся.
II. Актуализация знаний.
У. Прочитайте пословицу. Объясните ее значение.
Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.
У.Спишите. Подчеркните все орфограммы в этой пословице.
У. Какая орфограмма в слове сердце?
Д. Не произносится согласный д.
У. Как может он называться ?
Д. Непроизносимый согласный д.
У. А можем его проверить?
Д. Думаю, да.
У. Как проверить непроизносимый согласный?
Д. Раз он в корне, значит подобрать однокоренное слово.
– Подобрать слово с “ласковым” значением.
– Поискать проверочное слово среди родственных, где он будет хорошо слышен.
Д. Мы думаем, что нам поможет памятка “Как искать проверочные слова для корня?”
К слову сердце мы подберем однокоренное слово, отвечающее на вопрос что? сердечко или слово, отвечающее на вопрос какой? сердечный. В обоих словах есть согласный д , значит в слове сердце пишем д.
У. Молодцы! Запишите эти слова в тетрадь.
Сердце, сердечко, сердечный. Подчеркните орфограмму, которую мы проверили.
III.
Изучение нового материала.У. Теперь, произнесите слова: звездный, яростный, капустный, солнце. (карточки)
У. Что вы увидели?
Д. В словах есть буквы, которые не обозначают звуков.
У. Найдите их.
Д. Нашли! В слове звездный – это д, в слове яростный, капустный – т, в слове солнце – л.
У. А теперь произнесите слова :ужасный, опасный ясный, чудесный. Что вы сейчас увидели?
Д. В этих словах между [с] и [н] нет звука [т], но может показаться, что он есть.
У. Так, что же вы заметили?
Д. – Значит, бывают такие слова, где буква пишется, а звук не произносится (например, лестница)
– И такие слова, где ни звука, ни буквы нет, но может показаться, что есть звук, и может захотеться написать ненужную букву.
У. А как узнать, нужно писать в словах непроизносимые согласные или нет?
Д. Нам снова поможет памятка “ Как искать проверочные слова для корня?” Допустим, нам неясно, пишется ли т между с и н в слове тростник. Заменим его словом с тем же корнем, чтобы после согласного шел гласный, т.е. поставим звук [т] в сильную позицию : тростинка. Мы хорошо услышали [т].
У. А как проверить, есть ли звуки [д],[т] в словах звездный, капустный и яростный? Подберите и запишите рядом с ними проверочные слова.
У. Как проверили?
Д. Капустный проверяем словом капуста, а яростный – словом ярость. В сильной позиции есть звук[т], мы смело обозначим их буквой т.
У. А теперь произнесите слова : ужасный, опасный, ясный, чудесный. Что скажете про эти слова?
Д. Думаем, что в этих словах никакой непроизносимой согласной нет.
У. Как вы думаете, почему?
Д. Мы же умеем проверять корни в словах узкий, легкий с помощью прилагательных узенький, легонький. Значит, слово ужасный заменим словом с тем же корнем, чтобы после согласного шел гласный. Получается слово ужасенький, но такого слова в русском языке нет.
У. Как же действовать, чтобы найти проверочные слова для этого корня?
Д. Чтобы написать без ошибки, мы подберем слова ужасаться или ужаснулся.
Или зададим вопрос каков? Подбираю слово ужасен. Все ясно – здесь нет звука[т]. Значит, я не пишу в этом слове букву т.
У. Подберите и запишите к ним проверочные слова.
У. Как проверили?
Д.Слово опасный проверяем словом опасен, ясный словом ясен, чудесный словом чудесен. Никакого звука [т] в них нет, а значит, не нужна и буква т.
У. А чтобы запомнить эти слова, поможет такой стишок. Спишите, подчеркните орфограммы.
Не чудесно, не прекрасно.
А ужасно и опасно.
Букву т писать напрасно.
Интересно!
Физкультминутка.
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали
Наши пальчики встряхнем
И опять писать начнем.
IV. Закрепление нового материала.
1. Творческая работа.
У. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Подберите к прилагательным первого столбика подходящие по смыслу существительные из второго столбика.
Ус . ный |
п . сатель |
Опас . ный |
обе . |
Извес . ный |
путь |
Вкус . ный |
счет |
2. Самостоятельная работа : № 240.
V. Работа над пройденным материалом.
У. Прочитайте слова. Разберите их по составу.
Что значит разобрать по составу?
Сердечко, звездный, опасный, лестница.
У.Как разобрали слова?
У. Теперь докажите, что слово сердце многозначное.
Д. (примерные варианты ответов)
а) Москва – сердце нашей Родины.
б) У меня сегодня болело сердце.
в) Мама посадила на даче помидоры “Бычье сердце”
г) Туристы побывали в самом сердце вулкана.
У.Запишите второе предложение, разберите его по членам.
У.Что значит разобрать по членам?
Д.Это значит указать его главные и второстепенные члены.
VI. Подведение итогов
Что мы исследовали сегодня на уроке? Как проверить непроизносимый согласный?
Молодцы! Спасибо за работу.