Формы организации коррекционно-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с множественными нарушениями развития

Разделы: Коррекционная педагогика


Появление в семье ребенка – одна из самых больших радостей в жизни. С детьми родители связывают свои самые светлые надежды. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей перед неожиданными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же вопросы: почему так случилось именно с нами? Что будет с нашим ребенком?

Ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, мать органически чувствует его беспомощность и любит малыша независимо от его состояния. Отец больше поглощен мыслями, каким вырастет его ребенок, что ждет его в дальнейшем. И, если он не видит никаких перспектив и будущее представляется ему совершенно беспросветным, а жена к тому же всецело поглощена уходом за ребенком и своими переживаниями, он может покинуть семью. Тяжело сказывается на семейных отношениях и нарушение социальных связей, когда один из родителей частично или полностью выключается из общественной жизни и лишается из-за этого психологической помощи, позволяющей противостоять стрессу.

Как же строить отношения в семье, в которой родился ребенок с проблемами в развитии?

В последнее десятилетие в отечественной специальной педагогике очень много внимания уделяется такому направлению коррекционно-педагогического процесса, как работа специалиста с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психофизического развития. Во многом это обусловлено следующими факторами:

  • появлением различных новых форм организации коррекционно-педагогического процесса, таких, как группы кратковременного пребывания в специальных учреждениях, группы надомного обучения, интегрированные группы и др;
  • активностью самих родителей, желающих понять проблемы развития своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире.

Кроме того, период раннего детства является как бы сенситивным для оказания поддержки и помощи родителям, воспитывающим проблемных детей.

Настоящая работа является продолжением исследований, посвященных изучению характера взаимодействия родителей с детьми с психофизическими нарушениями и поиску путей организации помощи семьям, воспитывающим детей с множественными нарушениями развития.

Проведенные эксперименты показали, что поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка, имеет ряд особенностей по сравнению родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей этого же возраста. При этом условно выделены пять тенденций нарушенного поведения матерей при организации ими предметно-игрового сотрудничества со своим ребенком:

  • директивное сотрудничество;
  • неэмоциональное потакающее сотрудничество;
  • речевое взаимодействие;
  • отстраняющее взаимодействие, формальное общение.

Очевидным оказывается тот факт, что для коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их социальной адаптации необходимо изменить поведение находящегося рядом взрослого.

Данные методические рекомендации имеют целью рассмотреть возможные формы работы специалиста с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

Мы предлагаем рассмотреть формы организации коррекционно-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с множественными нарушениями развития. Представленный материал был разработан и апробирован на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 4 г. Якутска. Специалисты, работающие с семьей, воспитывающей ребенка с множественными нарушениями развития, выдвинули цели:

  • оказание квалифицированной поддержки родителям;
  • помощь близким по созданию комфортной семейной среды для развития ребенка;
  • создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
  • формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.
  • В основу работы с семьями были положены следующие принципы:
  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно– педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких, как дефектолог, психолог, логопед, массажист и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и “ведение” данной семьи;
  • принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т.д. и определяет пути коррекционно– педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
  • принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не “объект своего воздействия”, а равноправного партнера по коррекционному процессу;
  • принцип учета интересов. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли. Специалист не должен говорить им: “Он никогда не научится этому” или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо тактично подойти к ответу. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Таким образом, будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителем;
  • принцип ведущей деятельности. При этом принципе необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.

Как показал многолетний практический опыт работы, наиболее подходящими формами организации являются:

  • консультативно-рекомендательная;
  • лекционно-просветительская;
  • практические занятия для родителей;
  • организация “круглых столов”, родительских конференций, детских утренников и праздников;
  • индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
  • подгрупповые занятия.

Формы организации занятий с детьми с множественными нарушениями развития и их близкими взрослыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями.

Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу, и не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны и последовательны.