Открытый урок по алгебре и началам анализа. 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Презентация.

Ход урока

Учитель: (на экране 1-й слайд)

Альберт Эйнштейн сказал замечательные слова, вслушайтесь в них: "Ощущение тайны - наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки".

Вот и мы сегодня с вами в очередной раз попытаемся приоткрыть одну из тайн, которую дарит нам наука. Тема нашего сегодняшнего урока: учитель зачитывает тему и цель урока.

ТЕМА: "Иррациональные уравнения" (2-й слайд)

ЦЕЛЬ:

Познакомиться с понятием иррациональные уравнения и некоторыми методами их решения.

Развивать умение выделять главное в изучаемом материале, обобщать факты и понятия.

Учитель:

- Чтобы лучше усвоить новую тему, вспомним пройденный материал.

- Сегодня на уроке мы работаем, разбившись на группы (класс делится на 4 группы по 6-7 человек, на столе у каждой группы флажок с номером).

УСТНАЯ РАБОТА.

Учитель дает задание:

Разложить на множители: (3-й слайд)

Затем даются ответы на экране.

Для последней из группы учитель просит разложить разность (х-у), используя формулу сокращенного умножения: разность квадратов.

Далее на слайде появляется дополнительный вопрос:

Доп. Вопрос (16)

Отвечает любой учащийся.

Учитель озвучивает следующее задание: Найти область определения. (4-й слайд)

img3.gif (1469 bytes)

После ответов учащихся высвечиваются ответы на слайде.

Дополнительный вопрос на слайде появляется последним, один из учеников его зачитывает:

Доп. Вопрос: Из последнего промежутка найти наименьшее положительное целое число (1)

Учитель: В школьном курсе алгебры рассматриваются различные виды уравнений:

5-й слайд

I гр. Линейные 10 = 6у - 8
II гр. Квадратные 2 - 4а = 33
III гр. Дробно-рациональные - 6/х + х/3 = -1
IV гр. Биквадратные - 5b4 - 4b2 - b = 0
  • 5b4 - 4b2 - b = 0
  • - 6/х + х/3 = -1
  • 2 - 4а = 33
  • 10 = 6у - 8

Каждая из групп выбирает нужное уравнение. После ответов высвечиваются уравнения.

Доп. Вопрос: Является ли число 3 решением вашего уравнения?

В чью группу войдет уравнение х2 = 4. Решите его.

Учитель: Является ли число Хо - корнем вашего уравнения?

6-й слайд

После ответов учащихся высвечиваются ответы на слайде.

Доп. Вопрос: - рациональное или иррациональное число?

Избавьтесь от иррациональности в знаменателе

Учитель: А сейчас небольшая историческая справка, (выходит учащийся и рассказывает наизусть):

История иррациональных чисел восходит к удивительному открытию Пифагорийцев ещё в VI веке до н.э. А началось все с простого, казалось бы вопроса - каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной 1?

Пифагорийцы доказали, что - нельзя выразить отношением некоторых целых чисел m и n. - по их мнению вообще не было числом. Открыв новый математический объект они пришли в полное замешательство. В основе всеобщей гармонии мира, считали они, должны лежать целые числа и их отношения. Никаких других чисел они не знали. И вдруг эта гармония рушится - существуют величины, которые отношением целых чисел, в принципе - не являются.

В переводе с латыни "irrationalis" - "неразумный". Любопытно, что в средневековой Европе наряду с "irrationalis" в ходу был еще и другой термин "surdus" - "глухой" или "немой". Судя по такому названию, математикам средневековья иррациональные числа представлялись чем-то настолько "неразумным", что "ни высказать, ни выслушать". Удивление и досада, с которыми древние математики в начале восприняли иррациональные числа, впоследствии, сменились интересом и пристальным вниманием к новым математическим объектам.

"История иррациональных чисел". (7-й слайд)

 

В переводе с латыни "irrationalis" - "неразумный".

"surdus" - "глухой" или "немой". "ни высказать, ни выслушать".

Учитель: Вот и мы сейчас с таким же интересом и вниманием обратимся не к иррациональным числам, но к иррациональным уравнениям. Открываем тетради, записываем тему урока: "Иррациональные уравнения".

8-м слайд.

Высвечивается определение: Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня называются иррациональными.

Например, х + img7.gif (82 bytes) = 2

Задание к слайду № 8.

Выбрать среди уравнений иррациональное

а) г) ж) v3 у - 4 = 5
б) у2 + 3уv2 = 4 д) = 0 з) = 3
в) х + = 2 е) = - 3 и) img7.gif (82 bytes) = х - 2

Записать в тетрадь последнее уравнение: img7.gif (82 bytes) = х - 2

Оно же и на доске.

Один из учащихся выходит его решать.

Учитель: Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности перехода от иррационального к рациональному уравнению. Рассмотрим один из методов: возведение в степень обеих частей уравнения.

Ребята, т.к. мы с вами выпускной класс и впереди предстоит сдача ЕГЭ, наша задача подготовиться к нему. Поэтому те уравнения, которые мы будем разбирать на уроке, взяты из разных сборников для подготовки к ЕГЭ.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

а) Решить уравнение: Вопросы к учащемуся, который решает это уравнение:

img7.gif (82 bytes) = х - 2 - Будет ли оно иррациональным?
х = (х - 2)2 - Показатель корня (четный или нечетный)?
х = х2 - 4х + 4 - Какую формулу видим?
х2 - 5х + 4 = 0 - Как решали квадратное уравнение?

х1=1, х2=4

Оба корня проверяем, подставляя в исходное уравнение. Видим, что х1 = 1 - не является корнем исходного уравнения, закрываем его магнитом на доске [посторонний корень].

Ответ: 4

б) = 2 Вопросы к учащемуся у доски:
х2 - 5 = 4 - Уравнение иррациональное?
х2 = 9 - Показатель корня?
х1,2 = img8.gif (62 bytes) 3 - Как решаем?

- Сколько корней имеет полученное уравнение?

- Нужна ли проверка?

Оба корня подходят. Ответ: img8.gif (62 bytes) 3

в) = -3 Вопросы к учащемуся у доски:
х - 9= (-3)3 - Уравнение иррациональное?
х = - 27 + 9 - Показатель корня?
х = - 18 - Как перейти от иррационального к рациональному?

Возведя обе части уравнения в нечетную степень, перешли к равносильному уравнению.

- Нужна ли проверка в данном случае?

- Может ли появиться посторонний корень?

- Корень проверяется, чтобы исключить арифметическую ошибку.

9-й слайд

При возведении обеих частей уравнения:

  • в четную степень (показатель корня - четное число), возможно появление постороннего корня (проверка необходима)
  • в нечетную степень (показатель корня - нечетное число), получается уравнение, равносильное исходящему, (проверка не нужна).

Учитель: Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, используя равносильные преобразования, определить ОД3. (В этом случае проверку делать не надо).

На доске: Вопрос к учащемуся у доски:

г) = х - 1 - Вспомнить определение арифметического корня n-й степени.

= х - 1

X2=0 посторонний корень

Ответ: 3

 д) <=>  

Ответ: Решений нет.

10-й слайд

Решая иррациональные уравнения, используя равносильные преобразования -

проверка не нужна.

е) Уравнение, предлагаемое к самостоятельному решению.

х2 - 1 = 0

х1 = 1

х2 = -1

Проверка: Подходят оба

Ответ: img8.gif (62 bytes)1

Вопросы:

- Уравнение иррациональное?

- Какой метод решения удобнее применить?

- Нужна ли проверка?

Один ученик вызывается к доске для проверки, рассказывает ход решения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

11-й слайд

I гр. II гр.

После решения и сдачи самостоятельных работ на слайде появляются ответы.

12-й слайд

Итог урока:

- Иррациональные уравнения?

При возведении обеих частей уравнения:

  • в четную степень (показатель корня - четное число), возможно появление постороннего корня (проверка необходима)
  • в нечетную степень (показатель корня - нечетное число), получается уравнение, равносильное исходящему, (проверка не нужна).

Учитель: Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, используя равносильные преобразования, определить ОД3. (В этом случае проверку делать не надо).

Решая иррациональные уравнения, используя равносильные преобразования - проверка не нужна.

Учитель подводит итог урока глядя на слайд, опрашивая учащихся, благодарит за урок и говорит о том, что на следующем уроке познакомит ребят с другими методами решения замены переменной.

Домашнее задание на доске.