За пределами Земли. 5–6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятия: работа в технике “граттаж” – процарапывание.

Цель урока:
– развивать умения наблюдать за красотой в природе и окружающей жизни; совершенствовать графическую технику “граттаж”;
– формировать умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию;
– развивать любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышления;
– формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.

Задачи урока:
– знакомство с прекрасным и неповторимым миром – занимательной, малоизвестной и удивительной жизнью в космическом пространстве, создание декоративных композиций;
– формирование умения видеть красоту в природе, чуткого и бережного отношения к ней, культивирование чувства радости, гармонии, счастья, свободы, чувства удивления и восхищения удивительным миром природы;
– развитие фантазии, воображения, создание разнообразных форм; формирование способности организовать изобразительное пространстве, использование в работах ярких контрастных цветов и их необычного сочетания, декоративных элементов; обобщение формы на основе выделения главного, характерного; формирование умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, привлекать знания, полученные на предыдущих занятиях изобразительного искусства и других учебных дисциплинах, из собственного жизненного опыта и наблюдений за природой;
– обогащение палитры художественных и зрительных образов, активизация зрительной памяти, наделение объекта изображение образными характеристиками: создание своей невиданной галактики;
– воспитывать трудолюбие, усидчивость, прививать интерес к изобразительному творчеству.

Оборудование урока: лист с готовой основой, острый предмет, (китайская палочка, зубочистка), видео презентация (Презентация), карточки со словами; космическая музыка для урока

Ожидаемые варианты решения работы: создание коллективного панно “неизведанные галактики”.

Ход урока

1. Вступление.

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.

Но не каждому дано видеть красоту, есть люди которые остаются слепы, чужды прекрасному. Почему? – вы ответите мне после того, как послушаете внимательно притчу Сухомлинского “В поисках красоты”. (Отображается первый слайд презентации.)

Учитель рассказывает притчу пока звучит музыка на первом слайде.

Притча “В поисках КРАСОТЫ” В.А. Сухомлинский

“Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.

Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.

Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:

– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.

А человек с холодным сердцем сказал:

– Да. Много воды.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.

Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.

Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.

Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

– Да, крепкий камушек…”
– А вам приходилось видеть красоту на своем пути? (Ответы детей.)
– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает? (Ответы детей.)

– Сегодня мы с вами отправимся на поиски красоты. Мы с вами постараемся разглядеть красоту, красоту природы за пределами нашей земли (Слайд 2) – запись темы урока в тетради.

И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.

Как вы думаете ребята а что нас там ждет в космическом пространстве (ответы детей) – (Слайд 3).

Много стихов и песен посвящено космосу, много музыки и картин написали люди пытаясь передать тайну и красоту космического пространства. Есенин писал о звездах.

Скажите ведь никто из вас точно не покидал планету Земля. Откуда у нас эти знания? (Ответы детей.)

Правильно, книги, телевидение передают нам информацию, которую изучили, добыли, доказали другие люди – ученые, астрономы, космонавты.

Словарная работа – “космонавт” (карточка слова на доске).

Справка учителя:

“космо” – упорядоченность, строение мира и “науто” – мореход, мореплаватель управляющий кораблем, греческое толкование слова.

Виктор Сапарин в фантастическом рассказе “Новая планета” (1950) дал популярность неизвестному слову, до этого космонавтов называли летчиками астронавтами.

– А знаете ли вы почему ученые, изучающие космос, это астрономы, а люди, побывавшие в космосе – это космонавты?
– И первые, кто побывал в космосе из людей (ответы детей): Валентина Терешкова и Юрий Гагарин (Слайд 4)

В Калининграде установлен памятник космонавтам – почему? (Слайд 5)

– Чье имя носит наша школа? (Дважды герой Советского Союза выпускник нашей школы1961г. Романенко Ю.)

Это было домашним заданием: сообщение подготавливают дети (Слайд 5)

– Я предлагаю Вам посмотреть: каким видят космонавты мир окружающий нашу планету. (Слайд 6)
– Полеты в космос на яву и во сне, и тогда полет фантазии, не имеющей границ. Человек придумывает корабли и несуществующие города, миры – все это мечта, которая может стать явью…(Слайд 7) И сегодня мы с вами будем фантазировать, мечтать, творить. Но сначала давайте вспомним материал прошлого урока.

На прошлом уроке мы с вами подготавливали основу для работы в технике “граттаж”.

Вспомните этапы нашей работы (Слайд 8)

Бумага для работы заготовлена заранее:

1) альбомный лист, а лучше – для черчения, покрывается разноцветными мелкими, мазками ярких цветов;
2) после высыхания такой основы этот же лист растирается тщательно свечкой (обычной хозяйственной);
3) затем закрашивается гуашью (цвет – по желанию), сушится.

На таком листе “выцарапывается” рисунок.

Словарная работа: “граттаж” – запись в тетради

Граттаж – это нерусское слово, в переводе с французского языка оно означает “царапать, скрести”. Такой способ известен давно, им пользовались многие художники.

– Гратаж – работа на восковой основе: (Слайд 9)

2. Постановка задачи практической работы.

Цель нашей практической работы: на черном листе увидеть и раскрыть людям красоту космического пространства.

– Перед работой вспомните некоторые правила из азбуки рисунка.

Рисунок – это образный язык линии. Какие виды штриха вы знаете? (Слайд 10) Попробуйте в тетради зарисовать такой, которого нет у меня.

Еще в сегодняшней работе важно передать пространство, это поможет сделать правило линейной перспективы (Слайд 11).

3. Физкультминутка (под музыку).

– Перед работой повторим правила работы с острыми предметами и приступим к работе (памятка на доске)

4. Самостоятельная работа

Дети рисуют под музыку. (Слайд 12)

5. Подведение итогов урока.

Выставка работ. Анализ выполненных работ.

– Где мы сегодня побывали?
– Что интересного узнали?
– Какую работу выполняли?
– Расскажите нам, что такое гратаж?

Посмотрите, какая она космическая красота. Какой прекрасный и таинственный мир космоса.

Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика. (Слайд 13)

Давно нас ожидают
Далекие планеты,
Холодные планеты,
Безмолвные поля.
Но ни одна планета
Не ждет нас так, как эта,
Планета дорогая
По имени Земля.

Заканчивая наш урок, я хочу напомнить вам что красота нашей земли, галактики, вселенной в ваших руках. (Слайд 14)

Сохраните этот мир чистым и ярким. Я верю. Я знаю, что в каждом из Вас бьется горячее сердце, которое умеет видеть и творить красоту.