Класс: 8
Цели:
- Образовательные: провести исследовательские работы по изучению явлений симметрии и сформулировать понятия осевой, центральной, зеркальной симметрий в природе, архитектуре;
- Развивающие: развитие логического мышления, творческой активности, познавательного интереса;
- Воспитательные: воспитание умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других, приобретение навыков самостоятельной работы.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, раздаточный материал: задания, карточки с исследовательскими задачами.
Учащиеся разбиваются на группы по 4–5 чел.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
Вопрос учащимся:
Какие вы знаете виды симметрии?
Ожидаемый ответ:
Симметрия относительно точки (центральная) и симметрия относительно прямой (осевая).
Вопрос учащимся: Когда точки А и В будут симметричны относительно точки О? (Презентация. Слайд 3)
Ожидаемый ответ: “Точки А и В симметричны относительно точки О, если О является серединой отрезка АВ”.
Вопрос учащимся:
Когда точки А и А1 будут симметричны относительно прямой m? (Слайд 4)
Ожидаемый ответ:
Точки А и В симметричны относительно прямой m, если m является серединным перпендикуляром для отрезка АВ.
II. Изучение нового материала.
Беседа учителя:
Сегодня мы прикоснемся к удивительному математическому явлению – симметрии, посмотрим, где и как она окружает нас.
В древности слово “симметрия” употреблялось как “красота”, “гармония”.
Термин “гармония” в переводе с греческого означает “соразмерность, одинаковость в расположении частей”.
Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: “Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство”.
Принцип симметрии играет важную роль в математике, архитектуре, он встречается в живой природе.
Сегодня мы проведем урок, который нам поможет ближе познакомится с явлением симметрии.
Слайд 4, 5, 6. Посмотрите внимательно на рисунки. Что вы на них увидели? Как расположены эти фигуры?
Такие фигуры называются симметричными, а прямую, разъединяющую эти фигуры – осью симметрии.
Если согнуть лист по этой прямой, то эти фигуры полностью совпадут и мы сможем видеть только одну фигуру.
А как же получить симметричные фигуры?
Задание № 1.
(Самый простой способ получения симметричных фигур.)
Каждая группа имеет лист бумаги.
Возьмите лист бумаги и перегните его пополам. Теперь разверните и на одной стороне постройте треугольник (прямоугольник, ромб, квадрат). Далее сложите лист по линии сгиба и проколите вершины данной фигуры так, чтобы были проколоты обе половинки. Теперь разверните лист и соедините по линейке полученные точки-дырочки. Таким образом, мы с вами построили фигуры, симметричные данным относительно прямой (линии перегиба). Убедитесь в этом. Для этого сложите лист по линии сгиба и посмотрите через него на свет.
Что вы видите? (Фигуры совпали.)
Это самый простой способ построения симметричных фигур.
Задание № 2.
Используя определение точек, симметричных относительно прямой, постройте с помощью чертежных инструментов, фигуру, симметричную заданной. (Слайд 9)
(Проверяем работу каждой группы.)
Вывод:
Чтобы построить геометрическую фигуру, симметричную данной относительно некоторой прямой, надо построить точки, симметричные значимым точкам (вершинам) данной фигуры относительно этой прямой и потом соединить эти точки отрезками.
Есть фигуры, которые имеют свою ось симметрии. Например, (Слайд 10).
Задание № 3.
Одна группа берет лист бумаги. Согнув его пополам, вырезают из него какую-нибудь фигуру, но так, чтобы линию перегиба не повредить.
Вторая группа берет салфетку, сложенную вчетверо, и вырезают снежинку.
Внимательно рассмотрим результаты работы.
Линия сгиба вырезанной фигуры делит её на две равные части. Такая фигура называется симметричной относительно прямой (линии сгиба), а линия сгиба – осью симметрии.
Рассмотрим снежинку. Сколько в ней получилось линий сгиба (осей симметрии)?
Выводы по заданию: если внимательно рассмотреть фигуры, то среди них есть фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии.
А есть фигуры, которые вообще не имеют осей симметрии. (Слайд 12)
Задание № 4 (Слайд 13)
Набор геометрических фигур (лежит у каждой группы на столе).
Работая совместно в группах, вы, сгибая данные фигуры любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом.
В процессе работы вы должны определить:
- Какие фигуры обладают симметрией, а какие нет;
- Количество осей симметрии у каждой фигуры;
- Какая фигура имеет наибольшее количество осей симметрии.
- После выполнения данного задания, анализируем результаты.
Учитель:
Во всех рассмотренных случаях мы имели дело с симметрией, которая называется осевой, так как данные фигуры симметричны (расположены одинаково) относительно прямой (оси).
Но ведь существуют и другие виды симметрии: центральная, зеркальная.
Сегодня мы проделаем эксперименты с зеркалом. В зеркале мы привыкли видеть отображение. Если поставить зеркало вдоль оси симметрии фигуры, обладающей осевой симметрией, то мы увидим, что отраженная в зеркале половинка фигуры дополняет её до целой фигуры, (работа с зеркалом)
Прямая, к которой приставлено зеркало, является осью симметрии.
А знаете ли вы, что не только геометрические фигуры имеют ось симметрии. Если внимательно присмотреться к печатным буквам нашего алфавита, то можно увидеть, что некоторые из них обладают осевой симметрией. Например, буква “Н” имеет и горизонтальную и вертикальную оси симметрии.
Задание № 5. (Слайд 15)
Перед вами на столах алфавит. С помощью зеркала определите, какие из букв имеют горизонтальную, а какие вертикальную симметрию, какие вовсе не имеют симметрии. (В результате учащиеся заполняют таблицу).
Таблица. (Слайд 16)
Буквы, имеющие горизонтальную ось симметрии | Буквы, имеющие вертикальную ось симметрии | Буквы, не имеющие ось симметрии | Буквы, имеющие и горизонтальную и вертикальную ось симметрии |
В Е Ж З К Н О С А Х Э Ю Ф | А Ж Д Л М Н О П Т А Х Ш Ф | Б Г И Р У Ц Ч Я | О Ж Н Х Ф |
Примечание: Буквы “Л” и “Д” в другом шрифте имеют ось, поэтому их лучше написать от руки.
(Слайд 17, 18)
Из букв, которые обладают горизонтальной осью симметрии, можно составить слова, которые тоже будут обладать горизонтальной симметрией. Например: КОФЕ, ЗОВ.
Предлагаю провести игру: Из букв, обладающих горизонтальной симметрией, составьте:
- Слова, которые также будут обладать горизонтальной симметрией. Кто больше составит слов?
- Слова, которые обладают вертикальной симметрией? Например: шалаш, потоп.
Учитель:
Переходим к симметрии в пространстве. Только там вместо оси симметрии – плоскость симметрии (демонстрация пространственных фигур: шар, куб. (Слайд 19–21)
Где же мы можем увидеть примеры симметрии вокруг себя?
Симметрия широко распространена в природе (жуки, бабочки, листья деревьев) (обсуждаем слайды презентации)
Симметрия, характерная для представителей животного мира, называется билатеральной симметрией. (Слайд 26)
Применение симметрии в архитектуре. (Слайд 24–30)
Итог занятия:
Учащиеся должны ответить на вопросы:
- С каким понятием мы познакомились?
- Какие виды симметрии вы запомнили?
Что нового вы узнали?
В процессе урока каждая группа предоставляет результаты по выполнению каждого задания, на основании которых будут выставлены оценки.
Домашнее заданиe (творческое):
- Создать презентации по теме “Симметрия”;
- Сделать плакаты или нарисовать рисунки для примера осевой и центральной симметрии.
Используемый учебный комплект:
- Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. “Геометрия 7–9”.
- Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина “Дополнительные главы к школьному учебнику, 8 кл.”