Размещение розничных торговых предприятий. Сравнительная характеристика размещения розничных торговых предприятий г. Арсеньева

Разделы: Технология


Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: словесный, демонстрационный.

Цели:

  • Образовательная: сформировать знания о размещении розничных торговых предприятий, показать важность темы.
  • Воспитательная: формировать интерес к профессии.
  • Развивающая: способности правильно размещать торговое предприятие.

Учебно-методическое оснащение: презентация размещения торговых предприятий.

Ход урока

Приветствие. Отметить присутствующих.

Организационная часть.

Проверить домашнюю работу (наброски по размещению торговых предприятий города). Проверить конспекты предыдущей лекции.

Обобщение и систематизация имеющих знаний (опрос):

Фронтальный опрос:

  1. Что такое тара?
  2. По назначению тару делят на ...?
  3. Что такое упаковка?
  4. Каким требованиям должна отвечать тара?
  5. По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару подразделяют ...?
  6. Что такое тара-оборудование?
  7. Какие признаки положены в классификацию тары?
  8. Что такое тара потребительская?
  9. Для чего нужна упаковка?
  10. Что такое транспортная тара?

Изложение нового материала:

Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. На ее размещение, прежде всего, оказывает влияние характер населенных пунктов и численность жителей, проживающих в них. Так, при размещении магазинов в городах следует учитывать

  • влияние градостроительных,
  • транспортных,
  • социальных
  • экономических факторов.

К градостроительным факторам следует отнести величину города, форму плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение наиболее крупных промышленных объектов, а также административных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направления и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относят потребность в снижении затрат времени населения на посещение предприятий торговли, необходимость повышения уровня его обслуживания.

К экономическим факторам размещения предприятий розничной торговли относятся: обеспечение оптимального уровня доходности розничной торговой сети, возмещение затрат на строительство и эксплуатацию розничной торговой сети.

В основе рационального размещения сети розничных торговых предприятий в городах лежат:

  • принципы равномерности;
  • принципы группового размещения.

Принцип равномерности применим к однотипным предприятиям, и в первую очередь к магазинам, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей территории города с учетом плотности населения.

Принцип группового размещения означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля (по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы, мяса и т. д.) с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары.

Не менее важным является принцип ступенчатого размещения розничных торговых предприятий, в соответствии с которым вся сеть магазинов делится на предприятия местного и городского значения.

Магазины местного значения (в основном, универсамы, гастрономы, магазины “Продукты”) располагают в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах). Радиус их деятельности составляет примерно 500 м.

Магазины городского значения предназначены для обслуживания населения всего города, они должны предоставить покупателям возможность максимального выбора товаров и услуг. К ним относятся универмаги, а также специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами.

Из вышесказанного следует, что одно из основных требований культуры торговли – удобство для населения – может быть достигнуто, если при размещении торговых предприятий соблюдены следующие условия:

  • магазины максимально приближены к потребителю;
  • в них обеспечена возможность приобретения товаров сложного ассортимента жителями ближайшего микрорайона;
  • равномерно, пропорционально численности населения, размещены однотипные магазины;
  • комплексно расположены магазины с ассортиментом товаров, связанных общностью спроса;
  • обеспечены условия рентабельной работы для каждого торгового предприятия.

При размещении розничных торговых предприятий на территории сельских административных районов учитывают функциональную значимость каждого населенного пункта. Так, в районных и межхозяйственных центрах в зависимости от численности населения розничная торговая сеть может состоять из универсамов, универмагов, специализированных магазинов по торговле продовольственными и непродовольственными товарами, магазинов “Современное домашнее хозяйство”, “Техника”, “Детский мир” и т. д.

Во внутрихозяйственных центрах и рядовых селах с учетом численности жителей могут быть представлены в основном следующие типы магазинов: “Продтовары”, “Промтовары”, “Товары повседневного спроса”. При невозможности создания стационарной розничной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью автомагазинов и других передвижных средств торговли. Кроме того, они могут применяться при обслуживании полевых станов и других мест массовых сельскохозяйственных работ.

При невозможности создания стационарной розничной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью автомагазинов и других передвижных средств торговли.

Среди факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является одним из самых главных. Понятно, что действие этого фактора взаимосвязано и с другими (специализация, размер торгового предприятия и т.д.).

Основные типы торговых пространств города и размещение розничных торговых предприятий

Для успешного выбора месторасположения розничного магазина необходимо знать основные типы торговых пространств города. Экономисты по-разному подходят к классификации типов торговых пространств, выделяя от трех до пяти групп. Например, одна из классификаций включает пять типов:

  • центральный деловой район;
  • периферийный торговый центр;
  • главная торговая артерия;
  • торговая улица местного значения;
  • обособленные группы магазинов.

Традиционно сложилось представление о том, что приближение торговых предприятий к центральным районам является наиболее выгодным для продавца, поскольку при этом возрастает мощность и интенсивность покупательского потока. Между тем, новейший опыт организации розничной торговли и размещения торговых предприятий дает и весьма убедительные примеры в пользу преимуществ другого подхода к размещению розничных торговых предприятий: на окраине, на значительном удалении их как от центра города, так и от места проживания покупателей.

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения размещения розничных торговых предприятий можно выделить два подхода:

  • тяготение к центральным районам города;
  • размещение крупнейших по размеру торговых предприятий на окраине.

Закрепление нового материала: По следующему плану охарактеризовать размещение магазинов, зафиксированных на фотографиях:

  1. Тип торгового пространства города, адрес.
  2. Расположение в близи с центральной дорогой, вблизи с гостиницей, воинской частью,
    остановкой, рынком.
  3. Режим работы магазина – без выходных и без перерыва на обед, круглосуточно и т.д.
  4. Ассортимент товаров.
  5. Здание магазина является встроенным, пристроенным, отдельно стоящим.
  6. Площадь магазина.
  7. Специализация.
  8. Влияние градостроительных.
  9. Транспортных.
  10. Социальных.
  11. Экономических факторов.

Подведение итогов урока: На этом уроке мы с вами рассмотрели и сравнили размещение тортовых предприятий в зависимости от влияние градостроительных, транспортных, социальных, экономических факторов. Дали сравнительные характеристики торговым предприятиям города и пришли к выводу, что в нашем городе соблюдаются принципы равномерности и принципы группового размещения.

За работу на уроке мною проставлены оценки следующим учащимся за активную работу и усвоение материала.

Задание на дом: изучить конспект и составить тест по данному материалу.

Используемая литература:

  1. Брагин Л.А. Организация коммерческой деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования /Л.А.Брагина. И.Б.Стукалова. С.С.Шипилова и др.; Под ред. Л.А.Брагина. – М.: Изд. центр “Академия”, 2003. – 176 с.
  2. Брагин Л.А. Технология розничной торговли: Учеб. пособие для нач. проф. образования /Л.А.Брагина, И.Б.Стукалова, С.С.Шипилова и др.: Под ред. Л.А.Брагина. – М.: Изд. центр “Академия”, 2006. – 128 с.
  3. Памбухчиянц О.П. Технология розничной торговли: Учеб. Пособие для нач. проф. образования по профессии “Продавец, контролер-кассир”. – М: Изд. дом “Дашков и К”, 2000. – 184 с.