Методическая разработка урока математики по технологии критического мышления

Разделы: Математика


Тип и место урока в теме: первый урок в теме, комбинированный.

Цели урока:

Образовательные:

  • построить алгоритм решения уравнения методом группировки известных и неизвестных слагаемых;
  • сформировать умения пользоваться алгоритмом при решении уравнений.

Развивающие:

  • формирование умения выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • формирование умения формулировать познавательные задачи, планировать познавательную деятельность;
  • развивать качества личности – трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели.

Воспитательные:

  • выработка объективной оценки своих достижений;
  • формирование ответственности.

Оборудование: презентация с использованием интерактивной доски Interwrite Workspace

Содержание урока:

I. Вызов

Решение анаграммы, установить связь между словами. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу (прием “ассоциация”), мотивация для дальнейшей работы (составление “Кластера”). Индивидуальная работа 1-2 мин. Работа в парах 3 мин. Обсуждение и составление “Кластера” на доске 4 мин.

II. Осмысление (изучение нового материала)

В классе проводится одновременно два вида работы:

  1. 1.1 Работа с текстом.   Используя   активный метод чтения 8 мин. (см. Приложение 1). Прием “пометки на полях”.
  2. 1.2 Задание по карточке. Решение уравнений, выделение тех, которые не могут решить (Приложение 2)

  3. 2.1 Заполнение таблицы – 5 мин. Прием “маркировочная таблица”
    2.2 Заполнения “листа решения проблем”

III. Рефлексия.

  1. Совместное заполнение “листа решения проблем” – 7 мин
  2. Работа с “Кластером” – 1 мин.

Подведение итогов.

  1. Самостоятельное решение уравнений, самопроверка.
  2. Домашнее  задание 
  3. Оценка самых активных учащихся
  4. Синквейн – выражение своего отношения к теме урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время работы

Фаза вызова

Слайд 1

Слайд 2,3

Орг. момент

Настраивает на продуктивную работу на уроке, говорит об необычности сегодняшнего урока

Учащиеся работают в парах, проверяют готовность к уроку, рабочее место 1 мин.
На доске записана анаграмма. Разгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой? Ответ: задача, круг, уравнение, неизвестная. Лишнее слово – круг – остальные слова не являются названиями геометрических фигур. 2 мин.
Связь между словами следующая: условие задачи содержит неизвестную величину, значение которой нужно найти, уравнение тоже содержит неизвестную величину, многие задачи решают составляя по условию уравнение.

На уроках математики мы учимся решать задачи, в том числе и при помощи уравнений, поэтому как важно уметь решать любые уравнения.

Итак тема сегодняшнего урока “Решение уравнений”

   
В течение 2 мин. подберите и запишите себе в тетрадь ассоциации к слову уравнение. Проговорите все записанные ассоциации к этому слову в группе и допишите себе в тетрадь те ассоциации, которых у вас нет, по сравнению с другими Проговаривают в слух, дописывают недостающие ассоциации 2 мин.
Озвучивание выполненного задания и оформление кластера (учителем на доске)

Озвучивание выполненного задания и оформление кластера (учащимися  в тетрадях) 4 мин.

Фаза осмысления

Слайд 4

Приложение1

Приложение 2

Слайд 5

Работа с текстом – осуществляют 4 группы.

Работа с карточкой по решению уравнений – 3 группы

Задание по тексту: прочитать текст, осмыслить  его и проставить в колонке справа от текста символы “+” – я знаю это, “-“ – это противоречит тому, что я знал, “V” – это для меня новое,”?” – это непонятно и хотел получить более подробные сведения. Прием “пометки на полях”

Задание по карточке: решить уравнения, которые могут, выделить те, которые содержат неизвестное в левой и правой частях уравнения.

Читают текст, осмысливают  его и проставляют в колонке справа от текста символы: +, -, V,?.

 

 

Решают, записывают ответ, находят особенные уравнения. Показывают решение на доске.

 8 мин
Обсудите ваши результаты в группе, обсудите непонятные места в тексте вместе, попробуйте вместе ответить на возникшие вопросы обсуждение  
Одни учащиеся совместно с учителем заполняют кратко “маркировочную таблицу” по итогам обсуждения, отмечают основные моменты по тем же самым обозначениям, которые использовались при прочтении текста Заполнение маркировочной таблицы (использование ИД)  5 мин
Слайд 6 Другие учащиеся пытаются заполнить “лист решения проблем”, вписать те уравнения, которые не смогли решить Заполняют “лист решения проблем”

(оформляют в тетради)

 

 

Учитель объединяет работу разных групп, совместно с учащимися формирует дальнейшую цель работы:
  • изучить новые правила решения уравнений;
  • составить алгоритм решения уравнения, когда неизвестная величина записана слева и справа от знака равно;
  • научить применять алгоритм при решении уравнений.
   
Слайд 7 Совместно с учениками заполняется “лист решения проблем”, выбирая из текста, с которым работали ученики, нужные свойства уравнений.

“Члены уравнения можно переносить из одной части уравнения в другую, изменив их знак на противоположный. Вернёмся к нашему уравнению. Какие слагаемые будем перемещать? Подчеркнём одной чертой неизвестные члены уравнения, двумя – известные; слева будем собирать неизвестные члены уравнения, справа – известные. Записывается слово “Решение”.

Ниже выкладывается “мозаика” из карточек с записанными на них членами уравнения и вырезанными отверстиями, в которых отмечаются знаки членов уравнения. Перемещая карточки на доске, наглядно демонстрируем перенос слагаемых через знак равенства; проговаривая правило, отмечаем знаки членов уравнения. Приводим подобные слагаемые. Делим на число стоящее перед х.

Заполняют “лист решения проблем”

(Оформляют в тетради)

Для выполнения этой задачи вызывается помощник – ученик.

Далее делается запись решения уравнения: 3х – 5х = 6,

– 2х = 6,
х = 6 : (– 2),
х = – 3.

Ответ: х = -3

(работа ИД)

7 мин
Слайд 8 Обращается к ученикам с заданием перечислить этапы решения уравнения;
  • Пользуясь составленным алгоритмом и новым набором карточек, решаем следующее уравнение: 0,2 + 5х = – 3х – 2,2.
  • Решение уравнения № 1316 (а, если есть время б, в) (учебник “Математика, 6 класс” Н.Я. Виленкина и др.).
Проговаривают алгоритм

1. определить неизвестные и известные члены уравнения;

2. перенести, пользуясь свойством уравнения, известные и неизвестные члены уравнения слева и справа от знака равно;

3. привести подобные слагаемые

4. разделить на число, стоящее перед х.

Учащиеся приступают к самостоятельному выполнению заданий из учебника. Проверяют правильность решения (оно оформляется за скрытой доской).

9 мин

Слайд 3

Слайд 9

     
Возвращение к кластеру.
Просмотрите кластер, уберите лишние ассоциации и добавьте новые, которые могли возникнуть у вас после работы с текстом.
Обсуждение публичное 1 мин.
Уточнение домашнего задания
№ 1333 из повторения, №1342(а, б, в, г, д)
  1 мин.
     
Рефлексия.
Выразите своё отношение к теме урока с помощью синквейна

Правила написания синквэйна:

В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Рефлексия, составление синквейна, чтение вслух 5 мин

Презентация

Приложение