Цели:
– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– формирование эстетического отношения к искусству слова;
Задачи:
- Познакомить с биографией Андрея Болотова и творчеством этого “удивительного” человека.
- Развивать интерес к самому процессу чтения,развивать устную речь.
- Воспитывать “грамотного читателя”,интерес к чтению и книге.
Техническое оснащение: компьютерная презентация.
Приложение к уроку: карточки с ключевыми словами, карточки для групповой работы.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Вот и дан для нас звонок,
Начинается урок.
– Здравствуйте, ребята. Надеюсь, у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. А на уроке вас ждёт сегодня знакомство с удивительным человеком.Вы хотите узнать,кто это и почему он удивительный?(Да!)
– Тогда начинаем наш урок!
2. Актуализация опорных знаний.
– А начать урок я хочу с простой детской загадки:
Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.(Часы)
– Для чего нужны часы? (Чтобы следить за временем, никуда не опаздывать).
– А как можно попасть в прошлое время без машины времени? (Читать исторические книги, летописи, рассказы о прошлом.)
– А как называются повествования авторов о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых они были? (Автобиографические книги.)
– Как понимаете это название? (Это произведения авторов о своей жизни, это жизнеописание, воспоминания авторов о своей жизни.)
– С каким автобиографическим произведением мы уже знакомы? (С.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”.)
– В каком веке написано это произведение? (В 19 веке.)
– Трудно ли было понимать язык автора при чтении произведения? (Нет ,было легко читать и понятно.)
3. Изучение нового материала.
– Наши герои Игорь и Оля тоже читали повесть С.Аксакова “Детские годы Багрова-внука” и радовались, что язык автора почти современный и ничего не нужно переводить.
Вот какие объяснения по этому поводу даёт профессор Николай Александрович, в роли которого выступит …(заранее подготовленный ученик).
Заранее подготовленный ученик использует материал из учебника литературного чтения, страницы 68-69 и представляет презентацию об Андрее Болотове (сначала использует приложение 1).
4. Сообщение темы урока. Постановка целей.
– Итак, ребята, о каком же удивительном человеке рассказал нам “профессор Николай Александрович”? (Об Андрее Болотове.)
– Почему же Андрея Болотова можно назвать удивительным человеком? (Потому что он много умел, много сделал и был разносторонним человеком.)
– Какую возможность предоставил нам сам Андрей Болотов, чтобы мы могли узнать о его жизни? (Он написал книгу “Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков”.)
– О чём написал свою книгу? (О своей жизни, о жизни русских людей 18 века.)
– Как назвать такое повествование автора? (Автобиографическая книга.)
– Может ли у такого человека жизнь быть скучной и неинтересной? (Нет, потому что сам человек интересный и разносторонний.)
– А хотелось бы вам сегодня на уроке познакомиться с некоторыми воспоминаниями из жизни этого человека? (Да.)
– Итак, ребята, какова же тема нашего урока? (“Воспоминания Андрея Болотова”.)
Учитель при необходимости корректирует тему урока, сформулированную детьми.
– Какие цели мы поставим на этот урок? (Прочитать отрывок из книги А.Болотова “Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков”,узнать о его жизни из его воспоминаний.)
5. Работа с текстом.
а) до чтения
– Откройте, ребята, страницу 70.
– Назовите фамилию автора и название произведения.
– Какие предположения мы теперь можем сделать по фамилии автора и названию произведения? (Книга эта автобиографическая.)
– Какой же была жизнь А.Болотова, судя по названию? (Интересной и приключенческой.)
– Автор начинает свою книгу с “Предуведомления”.
– Как понимаете слово предуведомление?
(Вступление, пояснение, предупреждение, пролог.)
– Я прочитаю, ребят, а вы скажете, что же побудило А.Болотова к написанию своей книги?
Учитель читает текст “Предуведомление”.
(То, что сам он сожалел о том, что никто из его предков не оставил никаких сведений о своей жизни, а ему это было очень интересно.)
– Какие особенности языка заметили? (Есть устаревшие слова, несовременные предложения.)
– Как вы думаете, почему? (Потому что произведение написано в 18 веке.)
– Действительно, ребята, это особенности русского языка 18 века. Может, это трудновато и непривычно, но зато достаточно красиво и мелодично.
– Приведите примеры устаревших слов и словосочетаний. (Сии, таковые, небрежение.)
– Прочитайте название главы 1.
– О каком периоде из жизни А.Болотова мы узнаем? (О детстве, т.к. сказано первейших лет его жизни.)
-Рассмотрите иллюстрацию на стр.70.
-Что она может нам рассказать? (Мальчик лёг спать, но о чём-то думает, связано с математикой, с решением задач, возможно о гусях.)
– Как проверить наши предположения? (Прочитать текст.)
б) во время чтения
– Обратите внимание – автор обозначает не часть 1,а письмо 1.Почему?
(Т.к. пишет письмо своим потомкам, оставляет свои воспоминания в письме.)
– Как обращается к нам? (Любезный приятель.)
– Какие чувства вкладывает в такое обращение? (Уважение, любовь, доброту.)
– Итак, ребята, давайте проверим наши предположения.
Текст читают заранее подготовленные ученики, ведут диалог с автором. Учитель по ходу чтения ведёт словарную работу, делает необходимые комментарии.
– О ком же оставил нам свои воспоминания А.Болотов в этом письме? (Об учителе арифметики.)
– Какие воспоминания остались у него о своём учителе? (Неприятные, обидные, плохие.)
– Что послужило причиной таких неприятных воспоминаний?(Случай, связанный с решением задачи, которую задал ему учитель. Но вместо того, чтобы похвалить ученика, учитель словно вздурился и очень поругал его.)
– Можно ли назвать чувства, пережитые Андреем в тот злосчастный день, “обманутые надежды”? Как вы это понимаете? (Можно. Так говорят, когда надеются на хорошее, но это не сбывается.)
– С какими же чувствами засыпал наш герой, найдя правильное решение? Зачитайте!
– Легко ли далось ему это решение? (Нет, он думал даже до полуночи.)
– О каких чертах характера маленького Болотова это говорит? (О том, что он увлечённый, достигает своей цели, стремится к знаниям.)
– На что надеялся Андрей, показав решение задачи своему учителю? Зачитайте. (На удивление и удовольствие, которое будет иметь его учитель.)
– Какое разочарование постигло его утром? Зачитайте. (Вместо похвалы учитель сильно его ругал, обвинял в том, что ответ у него подсмотрел.)
– Что же на самом деле так разозлило учителя? (То, что он хотел быть умнее своего ученика, но ученик всё-таки справился с задачей, а учитель не хотел признавать своё поражение, т.к. был высокомерным и надменным.)
в) после чтения
– Как вы думаете, почему А.Болотов решил рассказать эту историю из своей жизни? (Потому что ему было обидно иметь такого несправедливого учителя, наверно, это было для него душевное переживание.)
– А ещё, ребята, и потому, что хотел рассказать об особенностях обучения того времени, когда учителя были достаточно строгие и авторитарные, и когда розги, стоявшие в углу, могли пригодиться как средство воспитания.
– Итак, ребята, какие из наших предположений подтвердились после чтения? (То, что это воспоминание из детства, связанное с решением задачи.)
– Какого же учителя имел Андрей Болотов? (Злого, бешеного, несправедливого ,высокомерного и надменного.)
– Трудновато ли было читать это произведение языком 18 века? (Да.)
– Попробуем соотнести привычный нам современный русский язык с особенностями русского языка XVIII века? (Да.)
– Выполняя это задание, поработаем в группах. Вы получаете карточку с современным предложением (приложение 2 ), а, пользуясь текстом, подбираете соответствующую ему цитату. Каждый из вас в группе прочитывает свой отрывок, чтобы выбрать лучшего чтеца из вашей группы.
6. Подведение итогов.
– Итак, ребята, отрывок из какого произведения мы сегодня прочитали? (А.Болотов “Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков”)
– В каком веке написана эта книга? (В 18 веке.)
– О чём узнали из его воспоминаний? (О детском переживании из-за его злого и несправедливого учителя.)
– Как называются книги-воспоминания? (Автобиографические книги.)
– Что вызвало у вас сегодня больший интерес? (Биография А.Болотова, его произведение,язык его произведения.)
– Каких целей урока достигли? (Прочитали отрывок из книги А.Болотова, узнали о его детских воспоминаниях.)
7. Домашнее задание.
– Хочу вам сказать, что история с учителем на этом не закончилась, у неё есть продолжение…Кто из вас захочет узнать, можете взять эту книгу в библиотеке и рассказать нам.
Кто хочет попробовать свои силы в использовании языка 18 века, тот готовится к пересказу прочитанного отрывка.
А кто-то из вас может попробовать свои силы в сочинительстве. Но это должно быть сочинение-подражание на тему из нашей школьной жизни.