Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу “Весна идет”.
Задачи:
- Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями;
- Совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом;
- Систематизировать знания о предложении;
- Прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам;
- Учить детей понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образы.
Тип урока: интегрированный урок обобщение знаний.
Оборудование: тексты произведений о весне, рисунки-схемы, “палитра с красками”, таблица по теме “Предложение”, схемы-опоры по безударным гласным, выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне, записи “Голоса птиц”, “Скворцы прилетели” и произведение П.И.Чайковского “Подснежник” (из музыкального цикла “Времена года”).
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня у нас необычный урок, более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок чтения и урок русского языка как один большой урок, но взаимосвязанный, общий по одной теме. Кроме этого, мы будем слушать музыкальные произведения, и разбирать их. Такой урок называется интегрированным.
Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной)
– Это весна, замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну “утром года”.
– На уроке мы будем читать тексты и говорить о весне, ее особенностях, сравним её с другими временами года, запишем слова, словосочетания и предложения по этой теме и вспомним всё, что мы знаем о предложении.
(Стук в дверь. В класс входят: ученица в костюме “Весны”, две ученицы в костюмах “Пчёлок”, ученица в костюме “Бабочки”, две ученицы в костюме цветов “Подснежник” и “Одуванчик”)
Весна: Здравствуйте, ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о весне. Вот я и пришла к вам в гости!
Г. Ладонщиков “Весна”
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня …
Улеглись в полях метели
В свои белые постели.
И весна идёт повсюду
Гонит зиму со двора.
Но я пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Угадайте кто они?
(Запись с голосами птиц)
– Кто же мои верные пернатые друзья?
(Это голоса птиц: пеночки-веснички, певчего дрозда, жаворонка …)
– Правильно, это птицы. Они вернулись к нам из тёплых стран и радуют своим пением. А кто это порхает и кружится вокруг?
(Это пчёлки и бабочка)
– И сейчас вы угадали: это трудолюбивые пчёлки и красивая яркая бабочка. Тоже вестники весны. А что за два прекрасных цветка, которые находятся около меня?
Подснежник:
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
(Это подснежник)
– Верно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.
Одуванчик:
А я цветочек жёлтенький
С зелёным стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.
(Это одуванчик)
– Вот сколько у меня друзей: и в лесу, и в поле, и на лугах, и на реках, в городах и сёлах. И вы, ребята, тоже мои друзья – любители и защитники природы. Можно я останусь у вас на этот урок? Посмотрю, как вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи и, может быть, узнаю что-нибудь новое о себе.
(Звучит запись “Скворцы прилетели”. Весна вместе со своими друзьями садятся за парты, и принимает участие в уроке)
III. Расписывание схемы-рисунка учащимися на отдельных листочках. Подготовка руки к письму.
– Какое стихотворение Плещеева о весне вы знаете? Давайте хором прочитаем это стихотворение и одновременно будем “расписывать” рисунок, чтобы подготовить руку к письму.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною …
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(Учащиеся разными штрихами и элементами букв “раскрашивают” рисунок)
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1.) Работа в тетради.
– Откройте свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку.
Вспомним правило о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением и проведём словарный диктант на это правило. Эти слова нам встретятся в текстах.
З . лённый, скв . рцы, л . сточки, д . лёкая, нар . дились.
– Проверим свою работу с тем, что написано на доске.
2.) Работа с 1-м текстом.
… Пришла весна. Наступил первый весенний месяц-март. Все месяцы года хороши по своему, но март – это особенный месяц. Зима не хочет уступать и сдаваться. Ещё кругом лежит снег, и лёд стоит на реках. Морозно и ветрено, но в воздухе чувствуется приближение весны.
Весна! Наконец-то пришла долгожданная весна! Как радостно всем!
Ожил лес, поляны, деревья. Птицы щебечут всё веселее. Солнышко греет всё дольше и теплее.
Небо стало выше. Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубая даль и голубые льды. Появляются первые весенние цветы – белые и голубоватые подснежники.
Лес ещё не одет. Чуть дымится первая зелень на ивах, как зеленоватая дымка, как мелкие зелёные кружева. Как прекрасно в лесу!
а) Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.
– Почему говорят, что “март– это особенный месяц года”?
– Как всё изменилось вокруг с приходом весны?
б) Повторное чтение текста вслух по абзацам “цепочкой”
– О чём прочитал каждый из вас?
в) Озаглавливание текста.
– “Весна пришла”, “Начало весны”, “Голубой март”.
г) Ответы на вопросы
– Как изменилась неживая природа с началом весны? Какая стала земля? Небо?
– Как ведут себя живые существа?
– Почему март называют голубым? Докажите.
д) Выборочное чтение
– Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес.
– Найдите слова, которыми описывается первая зелень.
– Найдите в тексте предложения, в которых выражается восхищения тем, что наконец-то пришла весна. Прочитайте их правильно, выразительно.
– Объясните постановку знаков препинания в конце этих предложений.
е) Работа с предложением.
Наконец-то пришла долгожданная весна!
– Какое это предложение по цели высказывания? По интонации?
– Найдите грамматическую основу предложения, второстепенные члены.
ж) Чтение текста учащимися.
– О чём мы прочитали в этом тексте? Что узнали?
– Мы прочитали рассказ о начале весны, о её признаках, об изменениях в природе с приходом весны …
V. Физминутка.
В.Татаринов “Весна близка”
Розовый, берёзовый
В роще встал рассвет.
Лютыми морозами
Старый клён раздет.
Ветер невидимкою,
Плачет и поёт,
В синем небе льдинкою
Облачко плывёт.
Но теплом повеяло
Утром из леска,
И земля поверила,
Что весна близка!
Покружит, уляжется
И растает снег …
Это только кажется,
Что зима навек!
3.) Работа над 2-м текстом.
… Весна вступила в свои права и начала хозяйничать над землёй, раскрашивая всё в зелёный, жёлтый, красный, голубой, пурпурный, коричневый, малиновый цвета …
Лес уже полностью преобразился. На коричневых и тёмно-серых ветвях берёз, осин, дубов, клёнов появились маленькие клейкие изумрудные листочки, блестевшие капельками росы, как жемчужинами, в лучах тёплого весеннего солнышка. А величественная ель гордо красуется среди других деревьев своим вечнозелёным нарядом.
Распустились весенние цветы: медуница, ветреница, лютик, одуванчик … Прилетели скворцы, жаворонки, пеночки … Над растениями порхают и кружатся красавицы-бабочки, а трудолюбивые пчёлы хлопотливо перелетают с цветка на цветок.
По утрам ласковое ярко-жёлтое солнце освещает всё вокруг и согревает всё живое. Мир стал разноцветным, весёлым, живым. Чудесная пора!
а) Чтение текста учителем
– Скажите, к какому периоду весны он относится?
б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам
-Как изменилась природа в самый разгар весны по сравнению с её началом?
– Этот текст без названия. Как его можно озаглавить?
– “Разгар весны”, “Весна-красна”, “Весенние краски”
в)Чтение текста учащимися про себя
г) Ответы на вопросы с тексту с выборочным чтением
– Какие цвета использовала природа, чтобы показать красоту весны? Найдите их в тексте.
– Каким теперь стал лес? Что нового узнали вы для себя из этого текста?
4.) Запишем название тех оттенков цветов, которыми природа так красиво раскрасила весну. А поможет нам в этом “палитра с красками”. С оттенками некоторых цветов мы познакомились в тексте, другие – запишем сами и объясним написание.
Зелёный, жёлтый, голубой, малиновый, коричневый, сиреневый, бордовый, оранжевый, розовый, лимонный, чёрный, серебристый.
5.) Найдите и назовите понравившиеся вам образные слова и выражения. Запишем их в тетради.
Изумрудные листочки, величественная ель, зелёные кружева.
6.) Запись предложения о весне с полным разбором и объяснением на доске.
Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат черёмухи.
7.) Только что мы прочитали прекрасные произведения о весне, написанные разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Но ведь и многие композиторы тоже “описывают” природу с помощью звуков, музыки. Давайте представим себе, а музыка нам поможет в этом, какой бы мы хотели увидеть весну на нашей картине.
Слушанье произведения П.И.Чайковского “Подснежник”
а)Представление и рассказы учащихся
б) Чтение стихотворения П. Соловьёва “Подснежник”
В саду, где берёзы столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда,
Что это весна?”
VI. Итог урока
Заключительное слово Весны.
Благодарность учащимся за урок, за их работу, призыв беречь, любить, охранять родную природу.
… Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют …