Дидактическая цель урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний в условиях коллективно-мыслительной деятельности.
Задачи урока:
Развивающие:
- Развитие интеллектуальных способностей, в первую очередь таких, как синтез, обобщение на различных уровнях, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей.
- Развитие умения рассуждать, делать выводы, осуществлять перенос знаний, пользоваться ими в нестандартной ситуации.
- Формирование познавательной активности.
- Развитие творческой инициативы.
Воспитательные:
- Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе.
- Формирование умения публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.
- Воспитание культуры взаимоотношений учащихся.
- Воспитание культуры ценностной ориентации учащихся по вопросу охраны окружающей среды.
Образовательные:
Окружающий мир.
- Знакомство учащихся с мировыми экологическими проблемами и поиск путей их решения.
- Расширить представления учащихся об экологических факторах.
- Применение теоретических знаний на практике.
Математика.
- Формирование умений решать простые и составные задачи.
- Совершенствование вычислительных навыков.
- Активизация работы по запоминанию таблицы умножения числа 9.
Тип урока: нестандартный.
Вид урока: конференция.
Методы обучения: проблемно-поисковый; творческий, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы познавательной деятельности: индивидуальная; групповая; фронтальная.
Средства обучения (комплексно-методическое обеспечение): карточки с заданиями разного уровня сложности, мультимедиа презентация, плакаты.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня представители разных профессий собрались на научно-практическую конференцию «День Земли». Всех этих людей объединила общая тревога за судьбу родной планеты.
2. Мотивация и целеполагание.
- Предлагаю начать нашу конференцию писателям.
- Что у нас на Земле? Горы. Большие горы. А одна гора была ещё очень маленькая. Все большие горы были известны и даже знамениты. На них посылали исследовательские экспедиции, по ним карабкались альпинисты, водружая на вершинах флаги. Но маленькая гора завидовала совсем не этому. Она завидовала вечным снежным вершинам больших гор. Ей хотелось, чтобы у неё тоже каждый день было мороженое.
- Что у нас на Земле? Бабочки. Что такое бабочки? Цветы без запаха. Утром они расцветают. Вечером они осыпаются.
- Что у нас на Земле? Поля. А на них цветы, цветы… Большие цветы золотой головой качают. А маленькие просто лепестками машут, будто бабочки. Машут, а улететь не могут. Ведь у них зелёные ножки в землю уходят.
- Что у нас на Земле? Весна. Уже ни одного островка снега не осталось в лесу. В небе ночью громыхал гром, и до самого утра шумел настоящий проливной дождь.
- Лес умывается! Умываются ёлки, пеньки и опушки. А птицы летят теперь с юга, и им тоже моет дождь пёрышки!
- Что у нас на Земле? Дома. А в них живут люди. Много людей. Цвет кожи у них разный. Разный язык. Но все хотят быть счастливыми. Счастье – это доброта, это солнце, которое живёт в людях…
- Какая тема объединят эти произведения? О чём они? (О красоте окружающего мира.)
Клип «Живёт повсюду красота».
3. Работа над темой урока.
- Вы правы! Какой прекрасный и удивительный мир окружает нас: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце… Это природа. Когда-то, не так уж давно, наша природа была чистой. Реки были наполнены прозрачной водой, в которой водилась юркая рыба. Небо проливалось мягким дождем, дождевую воду можно было пить. Леса дарили жизнь многим животным, благоухали цветы, наливались соком дикие ягоды. Мир был полон гармонии. Но вскоре всё изменилось. Биологи забили тревогу.
- Земля живая. У неё есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И эти глаза полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землёй!
- Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие её от зноя. Осушали озёра и болота, поившие её влагой.
- Долго терпела Земля. Но вот она вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» И люди, наконец, услышали. Они поняли, что если погибнет Земля, то погибнет всё живое, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту Земли, на защиту природы.
- Назовите причины, вызывающие загрязнение окружающей среды. (Ответы детей.)
- Как вернуть утраченную красоту и здоровье родной природе? Как помочь Земле?
- Для того, что бы ответить на эти вопросы появилась специальная наука – экология, а специалисты, которые стали работать с этой проблемой, называются экологами.
- Прошу экологов, присутствующих на конференции, подвести итоги.
1 эколог. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров, отравление почвы ядохимикатами, а водоёмов ядовитыми стоками промышленных предприятий, исчезающие леса, загрязнённый воздух… Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис.
- Проверим, действительно ли все так серьёзно. Для этого на основе реальных фактов произведём математические вычисления.
- Скажите, сколько на Земле океанов? Назовите и покажите их.
- Какой океан самый большой?
- Ежегодно в Тихий океан сбрасывается около 9 миллионов тонн отходов. А сколько тонн отходов будет сброшено за 2 года? За 4 года? За 5 лет? За 7 лет? (Задача № 1 на карточке.)
- В Тихом океане образовался «пластиковый материк». Его площадь составляет 1 760 000 квадратных километров, что равняется площади трёх Испаний и Португалий вместе взятых. Толщина «пластмассового материка» уже достигает 10 метров. Мелкие частицы пластика становятся «обедом» рыб и птиц. Так, немецкие исследователи в телах 95% пойманных морских птиц обнаружили элементы пластмасс. Наукой неопровержимо установлено, что пластмассы являются причиной гибели 100 000 морских животных, таких как киты и дельфины, ежегодно.
- Загрязняет водоемы и речной транспорт.
- Назовите самое глубокое озеро в мире. (Байкал.)
- На озере Байкал, например, плавают 400 судов разного размера, они сбрасывают в воду около 8 т нефтепродуктов в год. Давайте рассчитаем, сколько тонн нефтепродуктов будет сброшено в воду за 2 года? За 3 года? (Задача № 2 на карточке.)
- Такова ситуация с водой. Может быть, с воздухом все не так плохо.
- Что называют «лёгкими планеты»? (Леса.)
- Леса стоят на страже нашего здоровья. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. А ещё деревья «работают» как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.
Лиственный лес может в течение года задержать 68 т пыли, а еловый лес такой же площади способен за то же время задержать 32 т пыли. На сколько тонн пыли больше задерживает лиственный лес, чем еловый? (Задача № 3 на карточке.)
- Но сегодня леса вырубают, участились лесные пожары. Воздух становится всё более загрязненным, а животным остается все меньше места для жизни. Итог печален: в начале века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий.
- Какая книга предупреждает нас об угрозе исчезновения растений и животных? (Показываю «Красную книгу».)
Проблемная ситуация. Можно ли отказаться от использования природных ресурсов, от применения химических веществ в сельском хозяйстве, закрыть предприятия, загрязняющие атмосферу и водоёмы?
2 эколог. Нет! Тогда перестанут работать электростанции, замрёт транспорт. Города и сёла погрузятся во мрак и холод. Наступит хаос, голод, нищета. Отсюда следует неутешительный вывод: невозможно сделать заповедником всю планету.
- Что же делать?
Физкультурная минутка – голосование «Да-нет».
Если дети согласны с высказыванием, они поднимают руки вверх и хлопают над головой в ладоши, если нет – приседают.
- Создавать современные очистные сооружения.
- Сортировать отходы.
- Мусорить на улице.
- Сажать деревья, цветы.
- Ловить бабочек.
- Закрывать водопроводный кран, пока чистишь зубы.
- Ломать ветки деревьев.
- Разводить костер в лесу.
- Выключать свет, выходя из комнаты.
- Собирать ландыши.
- Разрушать муравейники.
- Развешивать кормушки для птиц.
- Чтобы привлечь внимание всех жителей планеты к проблемам экологи, ежегодно празднуется День Земли.
Символика.
Символом Дня Земли является зелёная греческая буква Θ на белом фоне.
Флаг Земли представляет собой фотографию планеты из космоса.
Колокол Мира в День Земли. В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома.
- На конференции присутствуют журналисты, которые расскажут нам, как появился праздник «День Земли», объединивший всех людей планеты в сфере защиты окружающей среды.
Далее корреспонденты рассказывают о праздновании Дня Земли:
1. В 1969 году из скважины возле Южно-Калифорнийского курортного городка Санта-Барбара разлились миллионы тонн нефти. Смертоносная плёнка, убивающая всё живое, покрыла огромные пространства пляжей и океанских вод. Это страшное событие разбудило сознание людей, и они решили посвятить один день в году защите нашей бедствующей планеты.
2. Всемирная акция День Земли началась в США 22 апреля 1970 года. С тех пор празднование стало ежегодным.
3. А в 1990 году День Земли стал международным событием: 200 миллионов человек в 141 стране мира приняли участие в праздновании, провели множество ярких акций в защиту природы. Вот одна из них: международная команда альпинистов из Китая, России и США совершила подъем на Эверест, собрав 2 тонны мусора, оставленного предыдущими экспедициями.
4. Корейская федерация природоохранного движения привлекла 15 тысяч жителей Сеула для участия в акции «День без автомобилей», перекрыв движение автомобилей на улицах города.
5. По традиции в России в этот день все желающие принимают участие в озеленении своих дворов и улиц, их благоустройстве и различных экологических мероприятиях.
Физкультурная минутка для глаз.
- Удивительно, но не остались в стороне от проблем экологии и дизайнеры.
Дизайнер 1. Озабоченность общества экологическими проблемами – одна из причин формирования новой линии в дизайне одежды. В 70-е годы появился «экологический стиль» в моде, акцентирующий внимание на натуральные материалы и естественные цвета. Натуральные материалы и естественные цвета в дизайне одежды.
Дизайнер 2. В дизайне одежды экологические проблемы решаются путём отказа от синтетических материалов, которые, во-первых, негативно влияют на здоровье самого человека. А во-вторых, их производство пагубно влияет на природу.
Производство тканей.
- Так, на производство 100 кг хлопчатобумажных тканей затрачивается 25 кубических метров воды.
- На производство 100 кг синтетического волокна – от 250 куб.м до 500 кубических метров воды.
- Нами было проведено небольшое исследование. Мы изучили гардероб учащихся 2-го класса.
Социологический опрос учениц 2 класса показал, что девочки 2 класса предпочитают носить одежду из натуральных тканей. В их гардеробе 420 изделий из натуральных тканей и 80 изделий из синтетических.
Задачи разных типов по таблице:
Изделие | Платья | Блузки | Кофточки |
Натуральные ткани | 66 | 35 | 49 |
Синтетические ткани | 29 | 6 | 6 |
- Рассмотрите таблицу. Вставьте пропущенные в текстах задач числа. Используя условия получившихся задач, выполните арифметические действия и ответьте на вопросы:
- У учениц 2 класса ___ блузок из натуральных тканей, а ___ – из
синтетических..
Сколько всего блузок у девочек?
Решение: _____________
Ответ: _______________ - У девочек 2 класса ___ платьев из натуральных тканей, а ___ – из
синтетических.
На сколько больше платьев из натуральных тканей, чем из синтетических?
Решение: _____________
Ответ: _______________
- Затем мы изучили свойства натуральных тканей.
Выступление дизайнеров. Свойства натуральных тканей.
Шерсть. Сохраняет в себе первичную структуру меха и поэтому излучает положительную энергию, которая соответствует жизненной энергии человека. Шерстяные вещи подходят людям слабовольным, скромным, застенчивым.
Хлопок. Подходит любому человеку, даря безмятежность и спокойствие. Его энергия хорошо снимает стрессы, перевозбуждение, помогает при неврозах.
Лен. Обладает энергетическими свойствами, позволяющими пробуждать в человеке чувство спокойной собранности. Лен является хорошим изолирующим материалом, который отражает внешние энергетические воздействия.
Шелк. Таит в себе большой заряд энергии. Чтобы получить от шелка максимум энергии, ткань должна быть однотонной и тонкой.
- Выберите данные, которыми можно дополнить текст, чтобы получилась задача. (Задача № 4.)
На швейную фабрику привезли 170 м льняной ткани, 130 м шёлковой ткани и шерстяную ткань. Сколько метров шерсти привезли на фабрику, если:
- всего было 300 м ткани?
- всего было 500 м ткани?
- всего было 250 м ткани?
- Нарисуйте схему, соответствующую задаче:
1 уровень. Запишите решение задачи:
1) _________________
2) _________________
Ответ: _____________________
2 уровень. Запишите решение задачи разными способами:
1-й способ | 2-й способ | 3-й способ |
1) _________________ 2) _________________ |
1) _________________ 2) _________________ |
1) _________________ 2) _________________ |
Ответ: _____________________
«Мусорный» дизайн» – один из способов обратить внимание общественности на экологические проблемы.
- Вторичная переработка сырья является сегодня, возможно, самым модным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды. Дизайн одежды так же занимается проблемой повторного использования вещей. Так появилось интересное направление: «мусорный» дизайн.
Известны коллекции «Гринпис», представляющие одежду из использованных упаковок, бутылочных пробок, банок из-под напитков, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов.
Появляющиеся в моделях дизайнеров такие нетрадиционные материалы, как старые газеты, коробки из-под стирального порошка, текстильный лоскут свидетельствуют об интересе к возможностям «мусорного дизайна».
- Попробуем сделать вывод: экологические направления в дизайне одежды – это мода или способ изменить отношение людей к окружающему миру?
Вывод. Итак, вещи из натуральных материалов, c точки зрения гуманизма и экологии, все-таки предпочтительнее одежды, сделанной из чего-то искусственного.
Проблемная ситуация. Представьте, что у вас порвались джинсы или футболка. Что вы с ними сделаете? Отметьте в карточке соответствующее слово:
- выброшу;
- отдам, подарю;
- обновлю.
- А я хочу пригласить всех пойти по дорожке обновления. (Учащиеся в группах оформляют рваные джинсы и футболки в разных вариантах.)
Рефлексия.
- А теперь вновь ответьте на вопрос и отметьте в карточке свой выбор. Сравните ответы «до» и «после» выполнения задания.
Вывод. Экологи дают ещё один совет: перешивайте вещи! Это – одна из остро модных тенденций в экологическом движении. Самостоятельно отрезать рукава у футболки или сделать безумную аппликацию на надоевшем пальто – это шанс для вещи получить вторую жизнь, и как бонус – из фабричной трубы по производству тканей и фурнитуры вылетит на одно ядовитое облачко меньше.
4. Подведение итогов.
- Наша конференция завершает свою работу. Пришла пора подвести итоги.
Рефлексия.
- На карточке – кружки. Если ты согласен с утверждением – закрась кружок зелёным, не согласен – красным цветом. Если у тебя получилась такая полоска – ты – молодец, ты настоящий друг природы!
5. Домашнее задание.
- Придумать задачу экологического содержания.
- Закончить дизайнерское оформление джинсов и футболки. Экологический лабиринт.