Российское образование находится в непрерывном поиске новых путей оптимизации учебного процесса. Создано много технологий обучения, методов, приёмов работы с детьми. У каждого из нас за многолетний труд сложилась своя система работы с учащимися.
Задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Для того, чтобы обучение на самом деле стало развивающим, ученики должны быть включены в активную деятельность, основной формой которой является самостоятельная работа учащихся в классе. Наличие индивидуальных психофизиологических различий в развитии учащихся вызвало необходимость введения дифференцированного подхода в обучении.
В трудах педагогов И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации. Я попыталась создать условия для реализации дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках русского языка и соотнести классную самостоятельную работу учащихся с выбором ими домашнего задания.
Технология использования дифференцированной самостоятельной работы на уроках русского языка включает:
В соответствии с компонентами учебной деятельности можно выделить виды самостоятельных работ. Покажу особенности самостоятельной работы каждого вида и проиллюстрирую их примерами.
Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи содержит задания, направленные на формирование общего способа действий. Формулировки заданий побуждают школьника задуматься над тем, что он знает (на основе актуализации предшествующего материала) и что не знает в предполагаемом для работы содержании. Её можно дифференцировать. Самостоятельную работу данного вида желательно проводить в групповой форме.
Самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи содержит задания, в которых новая информация не вводится в готовом виде. Новые правила, определения, законы становятся результатом самостоятельной исследовательской деятельности ученика.
Данный вид самостоятельной работы рекомендуется проводить в групповой и парной форме. И здесь можно реализовать дифференцированный подход.
Тема: Правописание гласной в суффиксах -ек, -ик. 3 класс.
После повторения правила проверки безударной гласной в корне слова детям предлагается вставить безударную гласную в слова: дом_к, платоч_к, дружоч_к, ключ_к, букет_к, ореш_к.
- Чётко ли слышится гласный звук в данных словах?
- Почему гласный звук слышится неясно?
- Подходит ли правило проверки безударной гласной для этого случая?
- В какой части слова появилась орфограмма?
- Чему мы должны научиться на уроке?
Дифференцированная самостоятельная исследовательская работа.
1 уровень
Сравни пары слов. В каком числе употреблено 1 слово? 2 слово? Продолжи высказывание: если при изменении формы слова гласная сохраняется, то пишется суффикс ......., а если при изменении формы слова гласная не сохраняется , то пишется суффикс ....... .
- Домик – домики.
- Платочек – платочки.
- Дружочек – дружочки.
- Букетик – букетики.
2 уровень
Сравни пары слов. В какой форме они употреблены? Что происходит с гласной в суффиксе -ик, -ек при изменении формы слова? При каком условии пишется суффикс -ик, -ек?
- Домик – домики.
- Платочек – платочки.
- Дружочек – дружочки.
- Букетик – букетики.
3 уровень
Сравни пары слов. Чем они отличаются? Понаблюдай за гласной в суффиксах. Сделай вывод о написании суффиксов -ек, -ик.
- Домик – домики.
- Платочек – платочки.
- Дружочек – дружочки.
- Букетик – букетики.
Задания для самостоятельной работы на этапе решения частно-практических задач формулируются таким образом, чтобы школьник при их выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее.
Дифференциация данных работ может быть различной:
- по уровню трудности;
- по объёму учебного материала;
- по степени помощи.
Очень важно, чтобы данная самостоятельная работа на уроке была связана с домашней самостоятельной работой. Домашняя работа должна быть составлена таким образом, чтобы ученик имел возможность закрепить полученные знания на уроке и сделать шаг вперёд к следующему уровню, т.е.имел право на развитие.
Тема: Правописание гласной в суффиксах -ек, -ик. 3 класс.
Дифференциация по уровню трудности.
Самостоятельная работа на уроке | Домашнее задание |
1 уровень Спиши, вставляя пропущенные буквы, пользуясь правилом: луч_к, платоч_к, билет_к, хвост_к, стол_к. Образец: ключики-ключик, замочки-замочек. |
1 уровень Упр. 114 с.135 Русский язык (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова). Образуйте и запишите однокоренные слова с суффиксами -ик, ек от основ данных слов: рот-......., нож-......., дождь-......., клубок-....... . В образованных словах проверьте правописание суффиксов -ек, -ик, формой множественного числа. Образец: рот-ротики-ротик. |
2 уровень Образуйте и запишите однокоренные слова с суффиксами -ик, -ек. Слова: кулич, дружок, ёрш, ковш, словарь. |
2 уровень Спиши слова, вставляя пропущенную гласную. Разбей слова на 2 столбика, где -ек и -ик это:
Слова: горшоч_к, челов_к, дожд_к, куб_к, вен_к,прос_ка. |
3 уровень Придумай и запиши по 2 слова так, чтобы -ек и -ик были:
|
3 уровень Спиши, исправив ошибки:
|
Дифференциация по объёму учебного материала.
Самостоятельная работа на уроке | Домашнее задание |
1 уровень Основное задание. Запиши слова в 2 столбика. Выдели суффикс. Слова: лист_к, песоч_к, нос_к, кусоч_к, корабл_к, самолёт_к. |
1 уровень Упр. 114 с.135 Русский язык (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова). Образуйте и запишите однокоренные слова с суффиксами -ик, ек от основ данных слов: рот-......., нож-......., дождь-......., клубок-......., огурец-....... . В образованных словах проверьте правописание суффиксов -ек, -ик, формой множественного числа. Образец: рот-ротики-ротик. |
2 уровень Дополнительное задание: дополни каждый столбик своими 2-3 словами. |
2 уровень Дополнительное задание: от каких основ можно образовать слова с суффиксом и -ик и -ек? Напиши. Отличаются ли они смыслом? |
3 уровень Дополнительное задание: в каких словах, если добавить ещё один суффикс, то суффикс -ик заменится на -ек? (Листочек.) |
3 уровень Дополнительное задание: составьте с данными словами предложения, показав разницу в их значении. |
Основные требования к заданиям для самостоятельной работы на этапе контроля и самоконтроля состоят в том, что они должны предлагаться в варьирующих условиях, побуждающих школьников к продуктивной мыслительной деятельности.
Варьирующие условия могут создаваться за счет:
- непривычных формулировок заданий (например 3 уровень: напишите, какие ошибки может допустить ученик, если он не знает различия между гласными и согласными и неправильно ставит ударения);
- традиционной формулировки, но с материалом повышенной трудности;
- выполнения заданий, требующих сделать какое-то обобщение, самостоятельный вывод и т.д.
Задания для самостоятельной работы данного вида требуют дифференцированного подхода к учащимся.
Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом и отдельных учеников. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
- Буторина Г.В. Индивидуализация и внутриклассная дифференциация процесса ознакомления с окружающим миром.- Екатеринбург. 2000. 84с.
- Дебашина Е.М. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения.- // Начальная школа.1999. №2.
- Глушков И.К. Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий. // Начальная школа.1992. №4.
- Ишматьева Е.В. Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся.- // Начальная школа. 2003. №6.
- Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- 3-е, перераб. и доп.-М.: «Ось-89»,2001.-272с.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике.- Изд. 3-е, перераб. и доп.-М.: «Ось-89»,2001.-96с.
- Одегова В.Ф. 8 Дифференцированная работа при чтении художественного произведения// Начальная школа.2004. №2.
- Оконь В. Основы проблемного обучения [пер. с польс.]. – М.: Просвещение, 1968. 208 с.
- Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведен./А.Д. Гонееев, Н.И. Лифинцева и др.; Под ред. В.А. Сластёнина.- 2-е изд. перераб. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272с.
- Подласый Н.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
- Разноуровневые проверочные и контрольные работы по русскому языку и математике. Ясырева Г.Н., Панькова Л.В., Половинкина Л.Г. // Начальная школа. 2005. №10.
- Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы/ авт.-сост. Е.П. Плешакова.- Волгоград.: Учитель, 2007.-154с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Народное образование, 1998. – 255 с.
- Сборник упражнений по русскому языку Вахрушева.Т.В., Попова Е.В.: Учебное пособие для начальной школы.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998-192 с.
- Справочное пособие по русскому языку для начальной школы/ Уроки русского языка. Узорова О.В., Нефёдова Е.А.-К.: ГИППВ, 1998.272с.
- Справочное пособие по русскому языку: 4 класс (1-4); 3 кл. (1-3)/ Узорова О.В., Нефёдова Е.А.-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.-269с.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.– М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
- Ушинский К.Д. Собр.соч.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1949.-Т.4.
- Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1993.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно- педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей кл. коррекционно-развивающего обучения.- М,: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.-136с.
- Ясакова Л.В. Самостоятельная работа учащихся при закреплении материала на уроках русского языка. // Начальная школа. 2002. №6.