Сумма углов треугольника. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель урока:

  1. Осмысление изученного материала, воспроизведение и применение знаний с целью их углубления.
  2. Развитие наблюдательности, логического мышления;
  3. Воспитание у учащихся аккуратности, внимательности.

Оборудование:

  • плакаты с чертежами для устного решения задач;
  • карточки с тест-заданиями.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем применять теоретические знания к решению задач. Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их», - говорил выдающийся математик Д. Пойа.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Нами была доказана важнейшая теорема курса геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Ребята, которые заинтересовались доказательством этой теоремы, нашли различные способы доказательства.

У доски трое учащихся доказывают теорему по заранее подготовленным рисункам.

2. Блиц-опрос:

  1. Вспомните, какая фигура называется треугольником.
  2. Какими могут быть треугольники в зависимости от величины углов?
  3. Какой треугольник называется прямоугольным?
  4. Как называются стороны прямоугольного треугольника?
  5. Какой треугольник называется тупоугольным?
  6. Может ли в треугольнике быть два тупых угла? Объяснить ответ.
  7. Какой угол называется внешним углом треугольника?
  8. Каким свойством обладает внешний угол треугольника?
  9. Сформулировать теорему о сумме углов треугольника.

3. Тест (закончи предложение).

Рисунок 1

Вариант 1.

  1. Сумма углов треугольника равна ...
  2. Если углы равнобедренного треугольника при основании равны по 50° , то угол между боковыми сторонами равен ...
  3. Углы равностороннего треугольника равны по ...
  4. Внешним углом треугольника называется ...
  5. Сумма внешнего и внутреннего углов треугольника по данной вершине равна ...
  6. В ΔКМА внешним углом является угол...

Вариант 2.

  1. Сумма углов треугольника равна ...
  2. Если в ΔАВС А = 35°, В = 55° , то С = ...
  3. Если угол между боковыми сторонами равнобедренного треугольника равен 100° , то углы при основании равны по ...
  4. Если сумма двух углов треугольника равна третьему углу, то этот треугольник ... (вид треугольника)
  5. При данной вершине можно построить ... внешних угла.
  6. Внешний угол треугольника равен ...
  7. В ΔКМА внешний угол МАС = ...

IV. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

1. Устное решение задач по готовым чертежам. Фронтальная работа с классом.

В геометрии важно уметь смотреть и видеть, замечать и отличать различные особенности геометрических фигур.

Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.

Внимательно посмотрите на рисунки и вычислите неизвестные углы треугольника.

Рисунок 2

2. Коллективное решение задачи стандартного вида. Один учащийся работает у доски, остальные работают на местах, анализируя и дополняя ход решения..

Задача. В равнобедренном треугольнике CDE с основанием СЕ и углом D, равным 102°, проведена высота СН. Найдите DСН; ЕСН.

Рисунок 3

  1. НDС – внешний угол треугольника НDС = 180° – СDЕ; НDС =180° – 102° = 78°
  2. В ΔDСН D + С + Н = 180°
    78° + С + 90° = 180°
    С = 12°
    DСН = 12°
  3. НDС = DСЕ + DЕС = 72° (по свойству внешнего угла треугольника)
  4. DСЕ = Е = 72° / 2 = 36° (как углы при основании равнобедренного треугольника)
  5. ЕСН = DСН + DCЕ
    ЕСН = 12° + 36° = 48°

3. Решение задачи с аналитическим анализом. Работа в малых группах.

Полезно добиться от учащихся понимания того, что в задачах с лишними элементами необходимо выразить лишние элементы через основные и выяснить, имеет ли решения данная задача с числовыми данными.

Задача. Из вершины тупого угла В треугольника АВС проведена высота BD.
Найдите углы треугольников ABD и CBD, зная, что А = , В = , BCD = .

Решение. Если принять BCD за лишний параметр, то выясняется, что = 180° – ( + ),
т.е. он связан зависимостью = f (, ), где f – функция.

Во время решения задачи целесообразно поставить перед учащимися вопросы:

а) Какой параметр (числовая величина) в задаче лишний?
б) Зависит ли он от других параметров (числовых параметров)?
в) Имеет ли решение эта задача?

Рисунок 4

3.1. Решение задачи, носящей прикладной характер. Работа в малых группах.

Рисунок 5

4. Самостоятельная работа.

Рисунок 6

Самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей самопроверкой по готовым ответам.

А = 80° А = 30° С = 60° С = 40° В = 40° В = 110°

V. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы решили немало задач. Решение каждой задачи потребовало от вас знание теории и умение мыслить. «Нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить». Эти слова принадлежат известному вам писателю, фамилию которого вы должны мне назвать. А поможет вам в этом геометрический кроссворд. (Приложение 2).

Рисунок 7

  1. Утверждение, которое необходимо доказать.
  2. Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.
  3. Фигура, состоящая из точки и лучей, исходящих из этой точки.
  4. Рассуждение, устанавливающее правильность утверждения.
  5. Стороны треугольника, образующие прямой угол.
  6. Утверждение, которое не доказывается.
  7. Угол, смежный с каким-нибудь углом треугольника.

Если в горизонтальные строчки правильно записать ответы, то в выделенном столбце образуется фамилия писателя Толстой.

Итак, сегодня мы повторили основные вопросы теории и методы применения её на практике, рассмотрели способы решения задач разных типов, учились мыслить нестандартно при выполнении заданий.

Домашнее задание. Повторить п. 30, 31. Решить № 234, 235.

Презентация