Интегрированный урок чтения и ознакомления с окружающим миром "Земля – наш дом"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Углубить знания учащихся об окружающем мире, о взаимодействии человека с природой.
  2. Развивать навыки осознанного чтения.
  3. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
  4. Воспитывать правильное поведение в природе.

Ход урока

1. Организация начала урока

Звучит музыка.

Учитель: На какой планете мы живем?

Приложение. Слайд №1. («Земля – наш дом» – чтение текста.)

Учитель: Мы – земляне. Земля – наш дом. И мы должны быть хорошими домочадцами и добрыми соседями, любить и беречь свою землю и тех, кто на ней живет.

2. Основная часть урока.

Дети читают тексты слайдов и выбирают правильный вариант ответов.

Слайд №2. (Сосна, береза, елка.)

Учитель: Перед новогодним праздником люди приносят в дом дерево. Вопрос: как называется это дерево?

Учитель: Спору нет, украшенная елка в доме – радость. Но все-таки подумай: пройдет немного времени и она засохнет, погибнет. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может прожить почти сто лет и без которого так трудно обойтись лесным жителям?

- Не лучше ли нарядить искусственную елку? А если ее нет, перед праздником ваши папы привезут из леса ту елочку, которая подлежит вырубке.

Слайд №3. (Кукушка, клест, грач.)

Учитель: Где растут елки, там и эта птица. Увидит елочку, у которой на вершине шишки, схватит ее, оторвет клювом, прижмет лапой к ветке и отворачивает чешуйку за чешуйкой, мелкие семена достает. Вопрос: что это за птица?

- Когда она выводит своих птенцов?

Учитель: Да, клест выводит птенцов зимой. Было бы еловых шишек много, было бы чем детей выкормить.

Слайд №4. (Ландыш, лилия, сон-трава.)

Учитель: Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь! Мять, топтать и рвать нельзя! Вопрос: какой цветок называют подснежником?

- Почему его так называют?

- Что можно сделать, чтобы сохранить эти цветы?

«Игры».

Игра «Почтальон».

Слайд №5. (Адрес посылки: лес, поляна, малинка; адресаты: медведь, белка.)

Учитель: На лесную почту пришла посылка. Кому ее прислали – не написано, но есть адрес. Прочитай его. Так, к кому же пришла посылка?

Слайд №6. (Медвежонок с медом.)

- Посмотрите, что получил медвежонок? Да, медведи очень любят мед. Где в лесу мед – они знают, ведают. Потому их так и зовут – медведь, мед ведают.

Игра «Накорми Дружка».

Слайд №7. (Собака Дружок-груша, косточка, сено.)

Учитель: Прочитай, как зовут щенка. Вопрос: что любит Дружок?

- Дружок – домашнее животное. А медвежонок? Чем отличаются домашние животные от диких ?

Игра «Дом для черепахи».

Слайд №8. (Черепашка Клара; письма: панцирь, курятник, берлога.)

Учитель: Черепашка Клара решила найти себе дом и дала объявление в газету. «Ищу дом - крепкий, надежный, уютный и небольшой, чтобы всегда можно было захватить его с собой».

- Кларе пришло много писем, она не может в них разобраться. Помоги Кларе прочитать письма и посоветуй, какой дом ей лучше выбрать?

Слайд №9. (Не лови насекомых!)

Учитель: Почему становятся редкими и даже исчезают некоторые растения и животные? Если вы друзья природы, вы должны соблюдать правила поведения в природе. А знаете ли вы правила? Вопрос: к какому рисунку относится это правило?

3. Заключительная часть урока.

Учитель: Перед вами рассыпанные слоги. Соберите слоги в слова. Из этих слов составьте предложение.

4. Итог урока.

Учитель: О чем мы сегодня говорили?

- Земля – наш общий дом. И мы должны следить за порядком в нашем доме.

Звучит музыка.