Тип урока: урок контроля и оценки знаний (время урока – 90 минут).
Форма урока: учебно-деловая игра.
Цели урока:
1. Образовательная:
- в игровой форме повторить основные понятия и законы постоянного тока;
- совершенствовать навыки решения задач различного типа;
- проверить уровень знаний учащихся по данной теме.
2. Развивающая:
- развивать познавательную активность учащихся;
- стимулировать логическое мышление, активность и самостоятельность студентов;
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать навыки самоконтроля.
3. Воспитательная:
- развивать коммуникативные способности;
- формирование культуры поведения и общения;
- воспитание волевых качеств, стремление к победе.
Задачи урока:
- Проверить знание основных физических величин, их обозначение, расчет и единицу измерения.
- Проверить знание законов постоянного тока.
- Проверить умение решать задачи любого типа.
- Проверить умение читать, анализировать электрические цепи и умение применять к их расчету различные методы.
Методы обучения:
- наглядные (раздаточный материал: лото, кроссворд, бланк таблицы соединения проводников);
- практическая работа;
- проблемные (вопросы);
- взаимоконтроль и самоконтроль;
- репродуктивные (повторение и воспроизведение)
Комплексно-методическое обеспечение урока:
- Программное обеспечение: презентация Microsoft PowerPoint.
- Средства обучения: карточки с заданиями.
Оформление: плакат с девизом: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что мы знаем!»
Подготовка к уроку: повторить основные понятия и основные законы постоянного тока, подготовить сообщение о великом физике Оме.
План урока:
- Организация урока: постановка задач и цели урока – 5 минут.
- Устный опрос по вопросам – 5 минут.
- «Физическое лото» – 5 минут.
- Устный рассказ о физических приборах и устное решение задач – 15 минут.
- Устный рассказ о видах соединения, заполнение таблицы, решение задач – 15 минут.
- Кроссворд – 5 минут.
- Сообщение о великом ученом Георге Оме – 5 минут.
- Повторение алгоритма решения задач с помощью метода свертывания и законов Кирхгофа, решение задач с помощью данных методов – 15 минут.
- Самостоятельная работа – 10 минут.
- Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия – 5 минут.
- Резерв – 5 минут.
Ход урока
Организационный момент. (Приложение. Слайд 1)
Сегодняшний урок – это урок повторения, обобщения и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы: «Законы постоянного тока».
Цель занятия – подготовиться к зачету по теме « Законы постоянного тока».
Данное занятие мы проведем в виде путешествия в страну «Физика». Мы с вами пройдем по многим городам этой удивительной страны. В каждом городе нас ждет задание, которое нам необходимо будет выполнить.
Результаты своей работы вы будете фиксировать в таблице результатов (Приложение 1), с ее помощью вы оцените свою работу и знания по теме.
Студенты записывают в тетрадях тему урока.
Старт.
Перед тем как двинуться в путь, необходимо выяснить каков ваш «багаж знаний». Я предлагаю вам ответить на ряд вопросов. (Слайд 2)
На вопросы вы ответили, молодцы! Значит, мы можем отправиться в путь.
Город «Законоград». (Слайд 3)
Проявить вам нужно смекалку, расставить формулы в нужном порядке.
Студентам выдаются бланки с физическим лото (Приложение 2).
После выполнения студентами работы, осуществляется взаимопроверка. (Слайд 4)
За правильные ответы – оценка пять, при наличии одной ошибки – оценка «хорошо», при наличии двух-трех неправильных ответов – «удовлетворительно», при наличии большего числа неправильных ответов – оценка «два».
Город «Прибороград». (Слайд 5)
Все научные открытия осуществляются в результате многочисленных опытов. Основным орудием в руках исследователей являются приборы.
1 задание. Предлагаю ответить на вопросы. (Слайд 6)
2 задание. Составьте по плану рассказ об измерительном приборе. (Слайд 7)
3 задание. Решите устно задачу с полным комментарием. (Слайд 8)
Город неразгаданных тайн. (Слайд 9)
Потребители электроэнергии можно соединить в цепи по-разному, либо параллельно, либо последовательно и для каждого вида соединения существуют свои законы для определения параметров цепи.
1 задание. Двум студентам по предложенному плану предлагается составить
устный рассказ о соединении потребителей (Слайд 10), а учащиеся заполняют
таблицу (Приложение 3).
2 задание. Решите устно задачи. (Слайд 11)
3 задание. Решите задачи с комментариями у доски и оформлением в тетрадях.
(Слайд 12)
Мост раздумий. (Слайд 13)
В этом городе вам предлагается в паре со своим соседом выполнить кроссворд (Приложение 4) Осуществляется самопроверка (рис.14) ( Задание выполняется через копирку, один вариант сдается преподавателю, а другой проверяется студентами.
Город чародеев и мастеров. (Слайд 15)
Все законы физики были открыты великими учеными, проживающими в разные эпохи, в разные времена. Законы постоянного тока многообразны и они были открыты разными учеными. Познакомимся с краткой биографией ученого , открывшего один из основных законов электрического тока , с немецким физиком Г. Омом. (Слайд 16)
Город смекалистых. (Слайд 17)
Рассмотренные нами схемы по содержанию очень просты.
В реальности встречаются сложные электрические цепи и для их расчета знание только одного закона Ома не достаточно. С методами расчета сложных цепей вы познакомитесь более подробно на уроках электротехники, а мы с вами вспомним два, ранее рассматриваемых нами метода:
- Метод свертывания.
- Метод с применением законов Кирхгофа.
Давайте мы с вами сейчас вспомним основные сведения об этих методах расчета.
1 задание. Расскажите о методах , для этого воспользуйтесь наводящими
вопросами.(Слайд 18)
2 задание. Решите задачи у доски и на местах с применением метода свертывания.
(Слайд 19)
Умей-город. (Слайд 20)
Студентам предлагается решить самостоятельно выбранную, в соответствии со своим уровнем знания, задачу (Приложение 5).
Заключение.
Сегодня мы с вами хорошо потрудились, очень большой объем учебного материала повторили, закрепили умение решать задачи. Я думаю, что вы с успехом сможете сдать зачет по данной теме. (Слайд 21)
Рефлексия.
- Мне понравилось на уроке ...
- Мне не понравилось ...
- Я бы изменил следующее ...
- Я хотел бы ...