Зачетно-обобщающий урок по теме "Законы постоянного тока"

Разделы: Физика


Тип урока: урок контроля и оценки знаний (время урока – 90 минут).

Форма урока: учебно-деловая игра.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • в игровой форме повторить основные понятия и законы постоянного тока;
  • совершенствовать навыки решения задач различного типа;
  • проверить уровень знаний учащихся по данной теме.

2. Развивающая:

  • развивать познавательную активность учащихся;
  • стимулировать логическое мышление, активность и самостоятельность студентов;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • развивать навыки самоконтроля.

3. Воспитательная:

  • развивать коммуникативные способности;
  • формирование культуры поведения и общения;
  • воспитание волевых качеств, стремление к победе.

Задачи урока:

  1. Проверить знание основных физических величин, их обозначение, расчет и единицу измерения.
  2. Проверить знание законов постоянного тока.
  3. Проверить умение решать задачи любого типа.
  4. Проверить умение читать, анализировать электрические цепи и умение применять к их расчету различные методы.

Методы обучения:

  • наглядные (раздаточный материал: лото, кроссворд, бланк таблицы соединения проводников);
  • практическая работа;
  • проблемные (вопросы);
  • взаимоконтроль и самоконтроль;
  • репродуктивные (повторение и воспроизведение)

Комплексно-методическое обеспечение урока:

  1. Программное обеспечение: презентация Microsoft PowerPoint.
  2. Средства обучения: карточки с заданиями.

Оформление: плакат с девизом: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что мы знаем!»

Подготовка к уроку: повторить основные понятия и основные законы постоянного тока, подготовить сообщение о великом физике Оме.

План урока:

  1. Организация урока: постановка задач и цели урока – 5 минут.
  2. Устный опрос по вопросам – 5 минут.
  3. «Физическое лото» – 5 минут.
  4. Устный рассказ о физических приборах и устное решение задач – 15 минут.
  5. Устный рассказ о видах соединения, заполнение таблицы, решение задач – 15 минут.
  6. Кроссворд – 5 минут.
  7. Сообщение о великом ученом Георге Оме – 5 минут.
  8. Повторение алгоритма решения задач с помощью метода свертывания и законов Кирхгофа, решение задач с помощью данных методов – 15 минут.
  9. Самостоятельная работа – 10 минут.
  10. Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия – 5 минут.
  11. Резерв – 5 минут.

Ход урока

Организационный момент. (Приложение. Слайд 1)

Сегодняшний урок – это урок повторения, обобщения и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы: «Законы постоянного тока».

Цель занятия – подготовиться к зачету по теме « Законы постоянного тока».

Данное занятие мы проведем в виде путешествия в страну «Физика». Мы с вами пройдем по многим городам этой удивительной страны. В каждом городе нас ждет задание, которое нам необходимо будет выполнить.

Результаты своей работы вы будете фиксировать в таблице результатов (Приложение 1), с ее помощью вы оцените свою работу и знания по теме.

Студенты записывают в тетрадях тему урока.

Старт.

Перед тем как двинуться в путь, необходимо выяснить каков ваш «багаж знаний». Я предлагаю вам ответить на ряд вопросов. (Слайд 2)

На вопросы вы ответили, молодцы! Значит, мы можем отправиться в путь.

Город «Законоград». (Слайд 3)

Проявить вам нужно смекалку, расставить формулы в нужном порядке.

Студентам выдаются бланки с физическим лото (Приложение 2).

После выполнения студентами работы, осуществляется взаимопроверка. (Слайд 4)

За правильные ответы – оценка пять, при наличии одной ошибки – оценка «хорошо», при наличии двух-трех неправильных ответов – «удовлетворительно», при наличии большего числа неправильных ответов – оценка «два».

Город «Прибороград». (Слайд 5)

Все научные открытия осуществляются в результате многочисленных опытов. Основным орудием в руках исследователей являются приборы.

1 задание. Предлагаю ответить на вопросы. (Слайд 6)
2 задание. Составьте по плану рассказ об измерительном приборе. (Слайд 7)
3 задание. Решите устно задачу с полным комментарием. (Слайд 8)

Город неразгаданных тайн. (Слайд 9)

Потребители электроэнергии можно соединить в цепи по-разному, либо параллельно, либо последовательно и для каждого вида соединения существуют свои законы для определения параметров цепи.

1 задание. Двум студентам по предложенному плану предлагается составить устный рассказ о соединении потребителей (Слайд 10), а учащиеся заполняют таблицу (Приложение 3).
2 задание. Решите устно задачи. (Слайд 11)
3 задание. Решите задачи с комментариями у доски и оформлением в тетрадях. (Слайд 12)

Мост раздумий. (Слайд 13)

В этом городе вам предлагается в паре со своим соседом выполнить кроссворд (Приложение 4) Осуществляется самопроверка (рис.14) ( Задание выполняется через копирку, один вариант сдается преподавателю, а другой проверяется студентами.

Город чародеев и мастеров. (Слайд 15)

Все законы физики были открыты великими учеными, проживающими в разные эпохи, в разные времена. Законы постоянного тока многообразны и они были открыты разными учеными. Познакомимся с краткой биографией ученого , открывшего один из основных законов электрического тока , с немецким физиком Г. Омом. (Слайд 16)

Город смекалистых. (Слайд 17)

Рассмотренные нами схемы по содержанию очень просты.

В реальности встречаются сложные электрические цепи и для их расчета знание только одного закона Ома не достаточно. С методами расчета сложных цепей вы познакомитесь более подробно на уроках электротехники, а мы с вами вспомним два, ранее рассматриваемых нами метода:

  1. Метод свертывания.
  2. Метод с применением законов Кирхгофа.

Давайте мы с вами сейчас вспомним основные сведения об этих методах расчета.

1 задание. Расскажите о методах , для этого воспользуйтесь наводящими вопросами.(Слайд 18)
2 задание. Решите задачи у доски и на местах с применением метода свертывания. (Слайд 19)

Умей-город. (Слайд 20)

Студентам предлагается решить самостоятельно выбранную, в соответствии со своим уровнем знания, задачу (Приложение 5).

Заключение.

Сегодня мы с вами хорошо потрудились, очень большой объем учебного материала повторили, закрепили умение решать задачи. Я думаю, что вы с успехом сможете сдать зачет по данной теме. (Слайд 21)

Рефлексия.

  • Мне понравилось на уроке ...
  • Мне не понравилось ...
  • Я бы изменил следующее ...
  • Я хотел бы ...