Цели:
- Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола.
- Развивать умение точно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
- Повторить правописание безударных гласных в корне слова, синтаксический разбор предложения.
- Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
- Воспитывать любовь к родному краю, родному языку.
Оборудование:
- интерактивная доска, слайды по теме урока;
- карточки для парной, индивидуальной работы;
- пособие Л.П.Николаева, И.В. Иванова «Тесты по русскому языку»
к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Прочитайте стихотворение и узнайте, какие слова пропущены.
Зима недаром …
Прошла ее пора –
Весна в окно …
И … со двора.
Ф.И. Тютчев.
- Что это за слова? Кто автор этих строк?
-Сегодня на уроке мы обобщим знания о глаголе.
III. Чистописание.
Кзк//Кзкк//
-Найди закономерность и продолжи запись.
IV. Словарная работа.
- Образовать от данных слов однокоренные глаголы неопределенной формы.
- Беседа, дежурный, желтый, завтрак, путешествие, мороз, весело, победа, работа, ужин.
- Какое слово лишнее? (Веселить, так как безударные гласные, проверяемые в корне слова.)
V. Общее понятие о глаголе.
- Что мы знаем о глаголе?
«Глагол – слово, речь, мысль.
Глагол – название буквы Г в славянской и русской азбуке.»
(Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.)
1) Найди лишнее слово (работа в парах):
- Трещит, скрипит, воет, скулил.
- Прочитает, запишет, удивил, нарисует.
- Встречает, визжал, поскрипывал, дул.
2) Работа в группах.
Поставь вопрос к глаголу, определи время, сделай вывод:
1 группа. Снег (что …) укрыл пни и кусты. Толстый лед (что …) сковал
ручей. Снежные шубы (что …) надели сосны.
2 группа. (что …) Светит яркое солнышко. (что …) Тают снега. (что …)
Плачут сосульки.
3 группа. Скоро (что …) появится молодая травка. (что …) По кочкам
пробегут хлопотливые муравьи. (что …) Загудит первый шмель.
3) Поставь глаголы в неопределенную форму и запиши пословицы.
- Слово может (спасает) человека, может и (убивает). (Говорит) не думая, что (стреляет) не целясь. (Поет) хорошо вместе, а (говорит) порознь.
*Дополнительное задание для тех, кто справился с заданием.
Стрелками соедини фразеологизмы и их значение:
Повесить голову. Зарубить на носу. Положить зубы на полку. Знать назубок. Как с неба свалиться. Сесть в лужу. |
Внезапно появиться, возникнуть. Загрустить. Оказаться в глупом, неловком положении. Запомнить. Голодать. Хорошо знать. |
VI. Физкультурная минутка.
- Как живешь?
- Вот так! (Показывают большой палец.)
- Как идешь?
- Вот так! (Идут на месте.)
- Как бежишь?
- Вот так! (Бег на месте.)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Руки под щеку, нагнуть голову.)
- Как берешь?
- Вот так!
- Как даешь?
- Вот так!
- Как молчишь?
-Вот так!
- Какие слова я часто употребляла?
VII. Записать предложение с комментированием.
Сделать синтаксический разбор предложения.
Весной река разлилась и затопила низкие берега.
VIII. Выполни тест.
1 вариант.
1) На вопросы что делал? что сделал? что делали? отвечают глаголы …
- Настоящего времени.
- Прошедшего времени.
- Будущего времени.
2) Отметь глаголы настоящего времени.
- Срисовал
- Нарисует
- Рисует
3) На вопросы что делать? что сделать? отвечают глаголы…
- Неопределенной формы.
- Настоящего времени.
- Прошедшего времени.
4) Найди словосочетание с глаголом будущего времени.
- Ярко гореть.
- Поговорить с другом.
- Светили фарами.
5) Как отличить глагол прошедшего времени от глагола настоящего времени?
- По вопросам что делал? что сделал?
- По суффиксу -л-.
- По окончанию.
6) Найди глаголы, близкие по смыслу (синонимы).
- Разбудить – усыпить.
- Запрещать – разрешать.
- Совершить – сделать.
2 вариант.
1) На вопросы что сделает? что сделают? отвечают глаголы …
- Настоящего времени.
- Прошедшего времени.
- Будущего времени.
2.Отметь глаголы настоящего времени.
- Бегает.
- Бежали.
- Побегут.
3) Глаголы какого времени в единственном числе изменяются по родам?
- Настоящего времени.
- Прошедшего времени.
- Будущего времени.
4) Найди словосочетание с глаголом прошедшего времени.
- Смотрим телевизор.
- Бежать к дереву.
- Сильно дымил.
5. От чего зависит род глагола прошедшего времени единственного числа?
- От вопроса.
- От существительного, с которым он связан по смыслу.
- От прилагательного, с которым он связан по смыслу.
6) Найди глаголы, близкие по смыслу (синонимы).
- Скулить – хныкать.
- Приглашать – прогонять.
- Изловить – выпустить.
IХ. Творческая работа.
- Напишите рассказ на тему «Весна в нашем городе».
* Карточка-помощница.
Используй слова и словосочетания: все ярче и ярче, побежали ручьи, звенит
капель, праздник весны и света
*Для слабоуспевающих учащихся предлагается задание: исправь ошибки в тексте.
Трапинка.
Через всю паляну въется лисная трапинка. Мы любим гулят по этой трапинки. Раней висной мы здесь наблюдаем за палетом птиц.
Х. Рефлексия. Итог урока.
Учитель читает текст.
Есть слова в русском языке, которые отвечают за порядок. Порядок во всем: в мыслях, в делах, в поступках. Называются они глаголами. От первого лучика солнца до приятного сновидения шаг за шагом ты идешь по ступеням действий. Дышишь, думаешь, творишь, созерцаешь, сострадаешь, любишь… Дружи с глаголами, только они помогут прожить интересно один день, познать мир и совершить ни одно открытие.
К.Д. Паустовский.