Общее понятие о глаголе. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола.
  2. Развивать умение точно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
  3. Повторить правописание безударных гласных в корне слова, синтаксический разбор предложения.
  4. Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
  5. Воспитывать любовь к родному краю, родному языку.

Оборудование:

  • интерактивная доска, слайды по теме урока;
  • карточки для парной, индивидуальной работы;
  • пособие Л.П.Николаева, И.В. Иванова «Тесты по русскому языку»
    к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

- Прочитайте стихотворение и узнайте, какие слова пропущены.

Зима недаром …
Прошла ее пора –
Весна в окно …
И … со двора.

Ф.И. Тютчев.

- Что это за слова? Кто автор этих строк?

-Сегодня на уроке мы обобщим знания о глаголе.

III. Чистописание.

Кзк//Кзкк//

-Найди закономерность и продолжи запись.

IV. Словарная работа.

- Образовать от данных слов однокоренные глаголы неопределенной формы.

  • Беседа, дежурный, желтый, завтрак, путешествие, мороз, весело, победа, работа, ужин.

- Какое слово лишнее? (Веселить, так как безударные гласные, проверяемые в корне слова.)

V. Общее понятие о глаголе.

- Что мы знаем о глаголе?

«Глагол – слово, речь, мысль.
Глагол – название буквы Г в славянской и русской азбуке.»

(Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.)

1) Найди лишнее слово (работа в парах):

  1. Трещит, скрипит, воет, скулил.
  2. Прочитает, запишет, удивил, нарисует.
  3. Встречает, визжал, поскрипывал, дул.

2) Работа в группах.

Поставь вопрос к глаголу, определи время, сделай вывод:

1 группа. Снег (что …) укрыл пни и кусты. Толстый лед (что …) сковал ручей. Снежные шубы (что …) надели сосны.
2 группа. (что …) Светит яркое солнышко. (что …) Тают снега. (что …) Плачут сосульки.
3 группа. Скоро (что …) появится молодая травка. (что …) По кочкам пробегут хлопотливые муравьи. (что …) Загудит первый шмель.

3) Поставь глаголы в неопределенную форму и запиши пословицы.

  • Слово может (спасает) человека, может и (убивает). (Говорит) не думая, что (стреляет) не целясь. (Поет) хорошо вместе, а (говорит) порознь.

*Дополнительное задание для тех, кто справился с заданием.

Стрелками соедини фразеологизмы и их значение:

Повесить голову.
Зарубить на носу.
Положить зубы на полку.
Знать назубок.
Как с неба свалиться.
Сесть в лужу.
  Внезапно появиться, возникнуть.
Загрустить.
Оказаться в глупом, неловком положении.
Запомнить.
Голодать.
Хорошо знать.

VI. Физкультурная минутка.

- Как живешь?

- Вот так! (Показывают большой палец.)

- Как идешь?

- Вот так! (Идут на месте.)

- Как бежишь?

- Вот так! (Бег на месте.)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Руки под щеку, нагнуть голову.)

- Как берешь?

- Вот так!

- Как даешь?

- Вот так!

- Как молчишь?

-Вот так!

- Какие слова я часто употребляла?

VII. Записать предложение с комментированием.

Сделать синтаксический разбор предложения.

Весной река разлилась и затопила низкие берега.

VIII. Выполни тест.

1 вариант.

1) На вопросы что делал? что сделал? что делали? отвечают глаголы …

  1. Настоящего времени.
  2. Прошедшего времени.
  3. Будущего времени.

2) Отметь глаголы настоящего времени.

  1. Срисовал
  2. Нарисует
  3. Рисует

3) На вопросы что делать? что сделать? отвечают глаголы…

  1. Неопределенной формы.
  2. Настоящего времени.
  3. Прошедшего времени.

4) Найди словосочетание с глаголом будущего времени.

  1. Ярко гореть.
  2. Поговорить с другом.
  3. Светили фарами.

5) Как отличить глагол прошедшего времени от глагола настоящего времени?

  1. По вопросам что делал? что сделал?
  2. По суффиксу -л-.
  3. По окончанию.

6) Найди глаголы, близкие по смыслу (синонимы).

  1. Разбудить – усыпить.
  2. Запрещать – разрешать.
  3. Совершить – сделать.

2 вариант.

1) На вопросы что сделает? что сделают? отвечают глаголы …

  1. Настоящего времени.
  2. Прошедшего времени.
  3. Будущего времени.

2.Отметь глаголы настоящего времени.

  1. Бегает.
  2. Бежали.
  3. Побегут.

3) Глаголы какого времени в единственном числе изменяются по родам?

  1. Настоящего времени.
  2. Прошедшего времени.
  3. Будущего времени.

4) Найди словосочетание с глаголом прошедшего времени.

  1. Смотрим телевизор.
  2. Бежать к дереву.
  3. Сильно дымил.

5. От чего зависит род глагола прошедшего времени единственного числа?

  1. От вопроса.
  2. От существительного, с которым он связан по смыслу.
  3. От прилагательного, с которым он связан по смыслу.

6) Найди глаголы, близкие по смыслу (синонимы).

  1. Скулить – хныкать.
  2. Приглашать – прогонять.
  3. Изловить – выпустить.

IХ. Творческая работа.

- Напишите рассказ на тему «Весна в нашем городе».

* Карточка-помощница.
Используй слова и словосочетания:
все ярче и ярче, побежали ручьи, звенит капель, праздник весны и света

*Для слабоуспевающих учащихся предлагается задание: исправь ошибки в тексте.

Трапинка.

Через всю паляну въется лисная трапинка. Мы любим гулят по этой трапинки. Раней висной мы здесь наблюдаем за палетом птиц.

Х. Рефлексия. Итог урока.

Учитель читает текст.

Есть слова в русском языке, которые отвечают за порядок. Порядок во всем: в мыслях, в делах, в поступках. Называются они глаголами. От первого лучика солнца до приятного сновидения шаг за шагом ты идешь по ступеням действий. Дышишь, думаешь, творишь, созерцаешь, сострадаешь, любишь… Дружи с глаголами, только они помогут прожить интересно один день, познать мир и совершить ни одно открытие.

К.Д. Паустовский.