Цели:
- Ввести в речевую практику детей понятия “изба”.
- Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой; расширять словарный запас;
- закреплять умение находить периметр и площадь прямоугольника и квадрата.
Развивать:
- познавательные и творческие способности, умение связно и последовательно передавать полученную информацию, выделять главное, доказывать и опровергать;
- интерес к внутреннему миру человека, освоение художественного наследия русского народа, его традиций;
воображение, фантазию, внимание учащихся, общеучебные умения и навыки (умение самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Воспитывать:
- интерес к русской народной культуре, любовь к своей стране;
- систему нравственных межличностных отношений (формировать “Я – концепцию”, мотивацию к обучению.
1. Организационный момент.
Учитель: Мы сегодня вместе совершим познавательное путешествие в мир истории. А чтобы было интереснее мы возьмём наши знания и умения, полученные на разных уроках.
- А, что такое изучает история?
История - это наука, которая изучает жизнь людей в прошлом.
2. Постановка темы урока.
Учитель:
- Попробуйте определить тему урока опираясь на стихотворение подмосковного поэта Сергея Поликарпова
В подмосковной моей деревне,
Если строился новый дом,
Долото на наречье древнем
Разговаривало с топором.
И под говор неспешный, добрый
Низкорослый вставал с трудом,
Раздувая, как кляча, ребра
Желтых бревен, нехитрый дом
- Что же означает слово “дом”?
Правильно, это то место, где мы живём: скрываемся от непогоды, готовим пищу, отдыхаем, спим.
- Прочитайте слова, записанные у меня на доске: дом, кров, жилище...
- Что они обозначают?
- Как называются слова близкие по значению, но разные по звучанию?
Особое внимание я бы хотела обратить на слово кров
- Кто его слышал раньше?
- Посмотрите, как возникло это слово?
(кров, кровля (крыша))
- Теперь мы знаем, что слова: дом, жилище, кров - синонимы. Когда мы говорим квартира, мы подразумеваем жилье человека. А чьим жильём будет улей, конура, гнездо.
- А сможете ли вы продолжить этот ряд?
- Как долго я могу это делать?
Мы будем говорить о жилье человека.
Наверное, многие из вас слышали английскую поговорку: "Мой дом — моя крепость".
- Как вы понимаете её смысл?
Эту поговорку можно считать верным определением для слова "дом" и понятия значимости дома для каждого из нас. Где бы мы не были, нет ничего более близкого и более желанного и родного, чем собственный дом.
Но не всегда дом был таким, каким мы представляем его сейчас. Вот о том, каким был дом на Руси мы и поговорим на этом уроке.
- Кто знает, как назывался русский тип жилища? (изба)
Поиск новых знаний.
Изба — этот древний вид жилища, который сохранился до наших дней. Сейчас это - сельский дом, но в средние века изба была и городским жилищем. Строились широко — ведь земли много.
- Какой материал использовали для строительства избы на Руси?
- Как вы думаете, почему избы строились из дерева, а не из камня, как это делали в Западной Европе?
Леса, прекрасного строительного материала, было в изобилии. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства использовали сосну или ель (стволы ровные и древесина крепкая). Избу рубили топором без единого гвоздя. Пригоняли брёвна друг к другу плотно, без малейшей щёлочки. Для лучшего сохранения тепла между брёвнами клали мох. Называлось это — строить избу “во мху”.
А теперь попробуйте догадаться почему избу ещё называли срубом?
А сейчас мы узнаем с вами, какого размера были первые избы на Руси.
- Чтобы узнать это, надо вспомнить, как находят площадь и периметр квадрата и прямоугольника и что вообще это такое?
- В каких единицах измеряется периметр, площадь?(работа с карточкой №1)
Задание.
- Найдите площадь и периметр основания избы, имеющей форму квадрата.
- 1 в – со стороной 3м,
- 2 в- со стороной 4м,
- 3 в – со стороной 5м (такие размеры имели первые избы)
Проверка
- Какова площадь избы со стороной 3м, каков периметр? Как узнали?
Как мы видим, небольшими были первые избы и невзрачными, Шло время. Изменились размеры избы и её внешний вид. Над окнами расположились резные наличники. Они защищают окно от дождя и снега. А закрывались окна ставнями.
Теперь войдём в избу.. Дверь в избу - низкая, а порог - высокий.
- Как вы думаете почему так делали?
Делали это для того, чтобы сохранить тепло( в холод с улицы меньше дуло).
Отгадайте. О чём идёт речь?
“Она и поилица, и кормилица, телосогревательница”.
Речь идёт о печи. Она и дала название всей постройке - “изба”.
Слово “изба” - это видоизмененное “истба”, “истопка” (бревенчатый сруб с печью).
В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка
“Без печки изба - не изба”
- Как вы понимаете это выражение русского народа?
Именно печь превращала холодную клеть, в теплое жилище. В те далекие времена готовили в печке и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувку, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, - жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами. В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем.
- А какие сказки знаете вы, где упоминается печь? Давайте вспомним эти сказки.
Ребята вспоминают: Емеля-“По щучьему велению”; Илья Муромец; Колобок; “Гуси- лебеди”, Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др.
- Как называлось жилище Бабы Яги? Проводим глазами Бабу Ягу до своей избушки, заодно потренируем глаза.
Физминутка. Зарядка для глаз “Баба-Яга летит к своей избушке”
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой- хранитель домашнего очага.
Сегодня к вам на урок пришёл домовёнок Кузя с просьбой найти площадь печи. Кузя сказочный герой и печь у него небольшая.
- Знаем ли мы формулу, по которой смогли бы сразу найти площадь данной фигуры? (Нет.)
- Как же помочь Кузе найти площадь печи, рисунок которой вам дан. Предложите свой вариант.
Работа с карточкой №2 в парах по плану.
1. Измерить длину и ширину каждого прямоугольника.
2. Найти их площадь.
3. Найти площадь печи, сложив площади каждого прямоугольника.
Проверка.
Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, ушат
Давайте прочитаем для чего они служили, и попробуем изобразить их по описанию (кочерга, ухват, ушат, чугунок)
- А теперь сравним ваши рисунки с настоящими изображениями. Смогли ли вы представить их по описанию.
Работа с пословицами
Русские люди сложили немало пословиц и устойчивых выражений о печи, смысл некоторых из них попробуйте определить. Найдём соответствие между выражениями и их значениями.
Все, что в печи - на стол мечи” (Русские люди очень гостеприимны и встречали гостей радушно, стараясь накормить, напоить досыта.)
- “Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!”
- Из избы сор не выноси. (а сожги в печи)
Переносное значение его, надеюсь, известно каждому: не следует разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими людьми, или тайны узкого круга лиц.
– А кто из вас знает, что обозначает это выражение “Начни танцевать от печки”
Его обычно используют в речи, когда берутся за какое-то дело и обозначает оно, что начинать нужно с главного, с самого начала.
Теперь мы знаем, что самое главное в избе – это печь.
Наискосок от печи находился “Красный угол”. Его еще называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами. Здесь всегда горел “небесный” огонь – лампада. В доме всегда горели два огня– земной и небесный .Один - для души, другой - для тела. Святое и простое никогда не находились рядом.
Объединял эти два мира стол.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.
Одежду крестьяне хранили в сундуках.
Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.
Видеосюжет о внутреннем убранстве избы.
Вопросы после просмотра на внимание.
- Сколько окон в избе? Что лежит на полу?
- Где стоит сундук? Ухват? Ушат?
- Что увидели в сюжете, о чём не говорили на уроке?
- Кто догадался какая музыка звучала на протяжении сюжета?
Сени - неотапливаемая пристройка к избе, которая соединяла жилую и хозяйственную части дома, через которые можно было выйти в сарай или на скотный двор. Любая крестьянская семья имела свое хозяйство, огород, сад, охранять которые помогала собака. Собака считалась хозяйкой во дворе.
Домашнее задание. Вы проведём исследование связанное с собакой.
На дворе квадратной формы, периметр, которого - 40м, посадили собаку. Эту собаку посадили на цепь, которую прикрепили к столбу, вбитому в самом центре двора. Длина цепи 5 м. Остались ли на дворе места, не охраняемые собакой.
- Чтобы начать исследование, нужно представить как выглядел двор.
- Какой форму он имел? Чтобы начертить его, что нужно узнать?
Что нужно изменить?(Нужно освободить собаку и построить ей конуру)
Домашнее задание. Найдите площадь собачьей будки (карточка №6)
А теперь немного отдохнём
Физминутка
Собака – хозяйка во дворе, а кошка в избе.
Кот Тимоша жил на крыше. (руки поднять вверх)
Ниже, в доме, жили мыши (наклон вперёд, руками дотронуться до пола)
По стене взбирались мыши, (руками “шагать” от щиколотки- вверх по голени к коленям - по бедру)
Не боясь кота на крыше.
Караулил кот мышей, (повороты головы в сторону, руки к ушам)
Вынув пробки из ушей.
Он готовил мышеловки, (ладони захлопнуть “мышеловка”)
Но мышата были ловки. (попрыгать на месте, руки на поясе)
Спрятавшись за спину Тишки, (ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)
В прятки с ним играли мышки.
Закрепление
- О чём говорили на уроке?
- Что узнали нового ?
Давайте вспомним и повторим новые слова, связанные с избой, которые узнали на уроке
- В каких домах жили люди в старину? (в небольших деревянных избах)
- Что обозначает слово изба?
- Как по-другому можно назвать избу? Почему?
- Без чего изба считалась нежилой? (без печи)
- Как называлось место, где висели иконы?
Инсценировка
Был, говорят, где-то случай такой,
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса. (Все позабыли свои адреса. Ищут, волнуются, смотрят кругом.
- Где моя улица?
- Где же мой дом? Ищут водители:
- Где наш гараж? Мечутся жители:
- Где наш этаж?
Всё перепуталось, всё заблудилось,
К счастью, такое лишь в сказке случилось,
Я рассказала про это нарочно
Чтобы проверить, знаешь ли точно
Где ты живёшь, где построен твой дом,
И хорошо ли ты с домом знаком.
- Назовите улицу, на которой вы живёте.
- Как называется наш посёлок?
- Назовите наш районный центр.
- Назовите область, в которой мы живём?
- Как называется наша страна?
- На каком материке она находится?
- Как называется наша планета?
Это наш общий дом, и надо, чтобы он оставался всегда целым и невредимым. Тогда будут целы и невредимы дома каждого из нас.
Звучит песня Ю. Антонова “Крыша дома твоего”