Цель: формировать и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола.
Задачи:
- повторить существенные признаки глагола.
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи.
- воспитывать усидчивость, аккуратность, уважение друг к другу.
Оборудование: учебник, карточки, таблицы.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
- Здравствуйте, сегодня у нас гости. Поприветствуем их. Первыми сядут девочки, вторыми мальчики.
Психологический настрой.
- Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое из них вам больше нравится? (ответы детей). Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, к концу урока хорошее настроение будет у всех.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ.
Расшифруйте анаграммы, найдите “лишнее” слово.
- УАМСМ (сумма)
- ЬАОСТЗРН (разность)
- АОЛЛГГ (глагол)
- ОЕАСТЧН (частное)
(глагол – часть речи; сумма, разность, частное – название математических действий)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока (глагол)
Верно, тема нашего урока - глагол. Сегодня на уроке мы будем формировать и совершенствовать знание о существенных признаках глагола.
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я от вас друзья не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
ЧИСТОПИСАНИЕ.
- Сравните информацию в верхних клетках и в нижних, найдите в ней логичную связь. Это даст возможность заполнить пустую клетку.
Упала | крупная | капля |
? | п | с |
(Капля – существительное, крупная – прилагательное, упала – глагол, значит, вместо знака вопроса должна быть буква “г”).
дом | печь | куст |
о | е | ? |
(В слове дом гласный звук “о”, в слове печь – “е”, а в слове куст – “у”).
1 | 3 | 13 |
А | В | ? |
(В алфавитном порядке первая буква “а”, третья – “в”, тринадцатая – “л”).
- Какое слово можно составит из этих букв? (луг)
- Как превратить слово “луг” в слово “вор”?
Луг-лог-лом-ком-кол-вол-вор.
Итог: по чистописанию.
III. Работа по теме урока.
Сценка “ Глагол”. ( Книга “ Учимся играя”, стр. 333 “Глагол и его друзья” )
а) Оживите картину.
На доске: Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
Прочитайте текст. Вставьте в предложение глаголы. Дополните текст 2-3 своими предложениями. (Наступила, уснула, погасли, качаются, пошёл, белеют ).
- Какими словами “оживили” картину? (глаголы, назовите их).
Почему именно эти слова “ оживили” картину? (Эти слова обозначают действие).
- Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построить предложения, не передать собеседнику никаких сообщений.
Учитель: - О каких двух частях говорил автор? (о существительном и глаголе ).
По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
б) Работа по учебнику. стр. 173 упр. 398.
- Прочитайте
- Найдите в этом стихотворении глаголы (мели, летел, текут).
- На какие вопросы отвечают эти слова? (что делали? мели; что делал? летел; что делают? текут).
- Что обозначают? (действие предмета).
- Как изменяются ? (по временам, по числам).
- Каким членом предложения являются? (сказуемым).
- Спишите, подчеркните глаголы.
Упражнение 402 (устно)
- Прочитайте, И ответьте на вопросы:
- Почему так назван текст?
(Мальчики не помогли котёнку, они гадали, что произойдёт).
- Найдите описание котёнка.
(Маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал).
- За что автор осуждает мальчиков? (за их равнодушие).
IV. Физкультминутка.
Подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, нёс, делать, вынес, сделать, написать, писать.
- Встаньте. При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.
V. Словарно-орфографическая работа.
- У вас на столах карточки. На карточках написаны слова с пропущенными орфограммами. Вам необходимо поставить пропущенную орфограмму, и от данных слов образовать однокоренные глаголы, запишите их.
Взаимопроверка.
VI. Коллективная работа.
Упражнение 399.
- Прочитайте задание.
- Давайте вспомним, на какой вопрос отвечает существительное?
- Что означает?
- На какие вопросы отвечает прилагательное?
- Что означает?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что означает?
(У доски три ученика).
Запишите предложение под диктовку. Весной река разлилась и затопила низкие берега.
- Разберите предложение по членам, составьте схему.
- Разберите по составу: маленькие островки.
- Разберите имена существительные: спасение, зверькам, река.
Домашнее задание: стр. 214, упр. 215
VII. Итог урока.
- Расскажите о глаголе по плану:
1. Что обозначает?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Как изменяется? (по временам и по числам).
4. Каким членом предложения является чаще всего?
VIII. Стихотворение “Я учу глаголы”.
Я пришёл со школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
“Кричать” - кричу,
“Вертеть” - верчу,
“ Двигать” - двигаю,
“ Прыгать” - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Всем спасибо! До свидания!Открываю: наш сосед…
(Он живёт под нами )
Не причёсан, не одет -
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
- Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы,
И учу глаголы…