Класс "Баян". Освоение основных исполнительских штрихов "legqto" и "staccato"

Разделы: Музыка


Цели урока:

1. Учебные:

Выработать навыки исполнения штрихов “legato” и “staccato”;

2. Познавательные:

  1. Знакомство с вальсовым аккомпанементом.
  2. Познакомить с творчеством композитора Д. Б. Кабалевского, выдающимся педагогом,
    основателем системы изучения уроков музыки в общеобразовательной школе, автором
    опер “Кола Бруньон”, “Семья Тараса”, многочисленных фортепианных пьес для детей и
    юношества.

Задачи урока:

  1. Научить правильному меховедению в заданных пьесах;

  2. Ознакомить со сложными размерами такта 4/4, 6/8.

  3. Ознакомить с вальсовым аккомпанементом как с разновидностью танцевального жанра на примере русской народной песни “Степь да степь кругом”.

Дидактический материал:

Литература:

  1. Хрестоматия баяниста 1-2 класс для ДМШ. – М., 1979.
  2. Судариков, А. Основы начального обучения игры на баяне: Методическое пособие / А.
    Судариков. – М.: Сов. композитор, 1979.
  3. Судариков, А. Исполнительская техника баяниста / А. Судариков. – М.: Сов. композитор,
    1986.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.);
  3. Освоение и закрепление нового учебного материала:
    3.1. Работа над штрихом “staccato” в пьесе Д, Б. Кабалевского “Маленькая полька” (15 мин.); Объяснение задания на дом (1 мин.)
    3.2. Освоение и закрепление нового учебного материала. Разбор произведения и работа над штрихом “legato” в русской народной песне “Степь да степь кругом” (20 мин); Объяснение задания на дом (1 мин.);
  4. Подведение итогов и результатов занятия (3 мин.).

Содержание урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

В начале урока необходимо проверить домашнее задание, данное на предыдущем занятии. В данном случае – это проигрывание каждой партии пьесы Д. Б. Кабалевского “Маленькая полька” штрихом “поп legato” (не связно), который изучался в предыдущем семестре.

3. Повторение материала:

На предыдущих уроках подробно теоретически анализировалась данная пьеса, попутно были изучены септокорды в партии левой руки и отработаны повороты кисти в партии правой руки, т.к. в этом случае применяется наиболее удобная аппликатура.

3. Освоение нового учебного материала:

Перед студентом ставится задача – освоить игру нот, написанных четверными длительностями штрихом “staccato”, остальные половинные ноты выдержаны штрихом “поп legato”. Необходимо пояснить студенту, что “Полька” – это легкий упругий веселый танец, и если не подчеркнуть это соответствующим штрихом “staccato” (остро отрывисто), то нужного характера пьесы не получится.

Необходимо объяснить учащемуся методику исполнения штриха “staccato”, которая состоит из 3 основных частей:

  • Замах пальца,
  • удар пальца
  • отскок от клавиатуры.

4. Закрепление учебного материала:

На примере одной ноты необходимо добиться нужного исполнения штриха и закрепить его на примере первых двух тактов пьесы.

5. Объяснение задания на дом:

К следующему уроку выучить отдельно партию правой руки до конца, исполняя все четвертные ноты штрихом “staccato”, соблюдая нужную аппликатуру и смену меха через два такта.

6. Освоение нового учебного материала:

При первом ознакомлении с русской народной песней “Степь да степь кругом” необходимо разобрать ее теоретически: сначала выясняем тональность песни, по знакам это может быть фа-мажор или ре-минор. По последней ноте и аккомпанементу в левой руке выясняем тональность фа-мажор. Далее переходим к размеру 6/8. Уточняем, что это сложный размер, состоящий из двух простых: 3/8 + 3/8. Поэтому считать легче на счет раз-два-три и раз-два-три. Далее смотрим на штрихи. Фразировочные лиги по два такта также обозначают, что мелодия исполняется штрихом “legato” (плавно связно). Также в мелодии в конце фраз имеются длинные ноты, обозначенные длительностью “половинная с точкой”. Для расшифровки данной длительности необходимо посчитать общее количество восьмых нот, сложить их в четвертные, а затем “в половинную с точкой”, вспомнив, что точка, стоящая рядом с нотой, удлиняет ее наполовину ее самой. Прохлопав ритм со счетом, можно переходить к проигрыванию партии правой руки со счетом, соблюдая указанную аппликатуру.

7. Закрепление нового материала:

На одном уроке невозможно выучить всю пьесу, поэтому необходимо на примере первой фразы добиться исполнения штриха “legato”, показав, как пальцы должны двигаться – плавно связно с глубоким нажимом без промежутков, и в то же время не наползая нота на ноту.

Добившись правильного исполнения первой фразы на “legato” правой рукой, переходим к партии левой. Следует обратить внимание на ноту “си бимоль”, т.к. эта тема является новой для студента. Необходимо показать на левой клавиатуре или начертить в его тетради схему расположение данной ноты. Проиграв со счетом левую руку, следует обратить внимание на вальсовый аккомпанемент, в котором нужно играть мягкий выдержанный бас и короткие аккорды. Можно попросить студента вспомнить движения танца “вальс” и представить приседания в танце на первую долю, что убедит студента удлинить басовую ноту, т.к. она еще и приходится на сильную первую долю такта.

8. Задание (на дом): выучить в русской народной песне “Степь да степь кругом” отдельно каждую партию, при этом в партии правой руки добиться верного исполнения штриха “legato” со сменой меха через два такта и соблюдением аппликатуры.

В партии левой руки обратить внимание на выдержанное исполнение баса и короткие аккорды.

9. Подведение итогов и результатов занятия.