Большой объем умственной нагрузки на занятиях по математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые бы активизировали мысль и учебную деятельность обучаемых, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Эти методы получили название «активных». Активными называют такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер.
Появление и развитие активных методов обучения обусловлено новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. В век бурных темпов роста информации, знания необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто, главным образом, путем самообразования.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и студентов.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить; способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению поставленной задачи, желание не только понять учебную ситуацию, но и способы ее добывания; развивать критический подход к суждениям других; независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они развиваются в деятельности. Именно активные методы обучения, побуждающие к мыслительной и практической деятельности, развивают столь важные интеллектуальные качества человека.
Отличительными особенностями активных методов обучения являются:
- принудительная активизация мышления;
- длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс;
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и самостоятельности;
- постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей.
- Опыт применения форм и методов активного обучения решает ряд задач:
- развитие профессиональной компетентности специалиста;
- формирование целостного представления о профессии;
- обучение коллективной мыслительной деятельности и приобретение опыта социального взаимодействия;
- воспитание ответственного отношения к делу;
- приобретение опыта инновационной деятельности в контексте будущей профессии.
Активные методы делятся на имитационные и неимитационные.
Неимитационные методы: проблемная лекция, семинар, практические занятия, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой, педагогические игровые упражнения – разновидность развлекательных игр (викторины, состязания, кроссворды и пр.).
Характерной чертой неимитационных методов является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между обучающими и обучаемыми (студентами).
Имитационные методы:
- неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, упражнения – действия по инструкции (лабораторные практические работы по инструкции), выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики;
- игровые: имитация деятельности на тренажере, разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая игра.
Имитационные методы наиболее эффективны при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической производственной деятельности.
Каждый из видов занятий, обеспечивающий активное обучение, отличается определенными признаками, имеет свое назначение и рациональную область применения. При планировании следует помнить, что применение активных методов обучения требует значительного времени. Поэтому наряду с ними используются и традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ. Только их сочетанием (без неоправданного уклона в какую-либо сторону) можно достигнуть активизации учебного процесса.
Интересен опыт подготовки и проведения учебного занятия обобщающего повторения по теме «Показательная и логарифмическая функции». Учебное занятие обобщающего повторения по любой теме провести достаточно не просто из-за большого объема материала, но с другой стороны, по этой же причине, его можно сделать интересным, применяя активные методы обучения. На этом занятии можно не только систематизировать и обобщить изученный материал, но и устранить пробелы, уделить внимание вопросам, которые на предыдущих занятиях по какой-либо причине были упущены, или им недостаточно было уделено времени.
Стержневым вопросом темы «Показательная и логарифмическая функции» является понятие степени и логарифма числа, а так же их свойства. Поскольку понятие степени и логарифма у студентов были сформированы на достаточном уровне, вся работа на этом этапе занятия проводилась устно:
- устный счет, одно из заданий которого было нетрадиционным: нужно было найти ошибку в рассуждениях;
- математический диктант, по окончании которого была проведена самопроверка, в результате которой каждый студент получил оценку.
С большим интересом были заслушаны небольшие сообщения (2-3 минуты), которые были подготовлены студентами заранее по темам:
а) из истории развития логарифмов;
б) применение логарифмов на практике.
При повторении свойств показательной и логарифмической функции работа велась фронтально, в быстром темпе. Вопросы были подобраны так, чтобы еще раз рассмотреть взаимосвязь между обратными функциями, формируя у студентов более прочные знания. После этого была проведена практическая работа: каждый студент получил миллиметровую бумагу с заданным на ней графиком, нужно было построить другие графики методом преобразования данного относительно осей координат (листки с решения сдаются на проверку), после чего решение одного варианта было разобрано с использованием кодоскопа.
Чтобы активизировать деятельность студентов была проведена игра «Кто быстрее?» в которой одновременно могут принимать участие два студента, целью каждого из них является достижение верхней ступени лестницы (рис1). Игра носит соревновательный характер, проходит живо, интересно.
Рис. 1
После игры студенты самостоятельно решали упражнения на нахождение области определения функции.
При изучении данной темы, студенты должны научиться решать логарифмические и показательные уравнения и неравенства. Поэтому на этом этапе занятия, было уделено внимание повторению основных способов решения уравнений: на экране высвечивались различные виды уравнений, студенты (устно) определяли метод решения. Затем с учащимися был разобран еще один способ – графический, после чего решено более сложное уравнение, требующее глубоких знаний по рассматриваемой теме.
На заключительном этапе занятия был проведен «мини-зачет» (20 мин.), форма работы – групповая (по 4 человека). Цель зачета – проверка усвоения знаний и умений по теме. Карточки с заданиями получает каждый студент, в них – одно уравнение и одно неравенство (показательное и логарифмическое). Примеры подобраны так, чтобы все основные способы решения были использованы. На решение дается 10-12 минут. Затем студенты рассказывают ход решения друг - другу, тем самым проверяя правильность решения (10 – 12 минут). Если при проверке пропущена ошибка, то оценка снижается всем на 1 балл. В конце занятия работы сдаются на проверку преподавателю.
Последний этап занятия можно провести и в другой форме. Учебная группа делится на подгруппы по четыре человека по уровням обучения: III уровень - высокий, II - средний, I- низкий. Каждой группе даются задания, соответствующие уровню усвоения материала данной группой. На доске чертится таблица, в которую после решения каждого примера, один из членов группы вносит ответ. Побеждает та команда, которая первой заполнит таблицу:
Пр№1 | Пр.№2 | Пр.№3 | Пр.№…. | |
1 группа | ||||
2 группа | ||||
………. |
Сегодня неоспоримым фактом является вхождение Интернет в образовательное пространство, использование ресурсов которого не просто расширяет наши возможности, но и делает образовательный процесс более увлекательным для студентов. Кроме того, использование любых средств ИКТ увеличивает долю самостоятельной работы студента, а использование интерактивной доски значительно повышает не только мотивацию студентов, но и влияет на качество и результативность учебного занятия.
Активные методы обучения, а также ИКТ могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями (Приложение 1), закреплении, формировании умений и навыков. Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные методы обучения, преподаватель добивается активизации мыслительной деятельности обучаемых, вызывая интерес к изучаемой дисциплине, что в свою очередь способствует более глубокому и осмысленному усвоению изучаемого материала.