Квалификация педагогических кадров как фактор повышения качества дополнительного образования

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время дополнительное образование рассматривается как одно из приоритетных направлений российской образовательной политики, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей. В связи с этим, повысился спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Назрела необходимость в систематическом и непрерывном повышении квалификации педагогических кадров в Центре дополнительного образования.

Одним из методических условий повышения квалификации педагогических кадров, а, следовательно, и повышения качества образования в Центре, на наш взгляд, является обновление и совершенствование методической работы с целью повышения квалификации.

Актуальность и важность обозначенной проблемы для педагогической практики нашего учреждения послужили основанием для определения темы работы “Квалификация педагогических кадров как фактор повышения качества дополнительного образования”.

Цель исследования – обновление содержания методической работы по повышению квалификации педагогических работников учреждения дополнительного образования способствующее повышению качества образовательного процесса.

Объект исследования – процесс по повышению квалификации педагогических работников в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования – внутренняя система методической работы по повышению квалификации педагогов в учреждении, ориентированная на качество дополнительного образования.

Гипотеза исследования: Мы предположили, что система методической работы учреждения будет способствовать повышению квалификации педагогических работников Центра и качества образования при соблюдении следующих условий:

- наличия взаимосвязи между целями, задачами, содержанием, формами, методами методической работы;

- вариативности возможностей повышения квалификации для педагогических работников на различных уровнях;

- поэтапного выстраивания процесса повышения квалификации педагогов;

В соответствии с проблемами, целью и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние действующей системы методической работы по повышению квалификации педагогических работников.

2. Рассмотреть и изучить вопросы теории проблемы повышения квалификации педагогов дополнительного образования в научной литературе Г.Л. Фриш “Высокая квалификация педагогических кадров – залог успеха”; С. Д. Полякова “В поисках педагогической инновации”; М.М. Поташника “Управление профессиональным ростом учителя в современной школе”;

3. Осуществить отбор и конструирование содержания методической работы в рамках повышения квалификации педагогов дополнительного образования, на основе индивидуального, дифференцированного подхода;

4. Проверить в процессе реализации в учреждении эффективность данной системы.

Обновление содержания методической работы в рамках повышения квалификации педагогических работников осуществляется в три этапа с 2007 по 2011 учебный год.

Подготовительно - организационный этап (2007-2008гг.)

На данном этапе проводилась диагностика педагогического коллектива, изучалось и обобщалось состояние проблемы в практике учреждения, проводился анализ литературы, нормативных документов в области дополнительного образования, изучался опыт передовой отечественной практики в организации работы по повышению квалификации педагогов, выявлялись потребности в повышении квалификации, разрабатывались дополнения в программу развития по кадровому потенциалу и совершенствованию содержания, вносились изменения в структуру методической деятельности.

Практический этап (2008-2011гг.)

В практику внедрялась разработанная программа развития “Путь к успеху”, обновление различных форм организации методической работы, как одной из ступеней к повышению квалификации, изучение и использование на практике современных педагогических технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, внедрение в практику методических рекомендаций, сборников практических материалов, организация работы по повышению квалификации педагога на основе взаимодействия муниципальных, областных учреждений, организация работы в данном направлении психологической службы.

Аналитический этап (2011-2012гг.) качественная и количественная обработка полученных результатов, анализ, обобщение полученных результатов.

Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

- определена сущность, функции методической деятельности в учреждении, как одного из условий повышения квалификации педагогов;

- разработан комплекс управленческих и педагогических условий и средств обновления методической работы с целью повышения квалификации педагогических работников;

- изучены и применены подходы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения педагогов;

- обоснованы условия результативности и эффективности этих процессов.

Практическая значимость исследования определяется:

- совершенствованием содержания, направленного на повышение педагогического мастерства, позволяющего решить задачу повышения квалификации педагога дополнительного образования в условиях современного финансирования (стимулирование работников);

- разработанными программами дополнительного образования, методическими разработками и рекомендациями, сборниками практических материалов, использующимися в практике другими образовательными учреждениями дополнительного образования;

- совершенствованием содержания внутренней системы методической работы по повышению квалификации педагогических работников приводящего к эффективности работы самого учреждения.

В 1 главе творческого отчета “Теоретические основы повышения квалификации педагогических работников дополнительного образования”

Проанализированы и обобщены основные предпосылки и направления становления и развития повышения квалификации педагогических работников внешкольных учреждений в ходе исторического развития. Определен круг исследователей, авторов: Н.К. Крупская, К.Д.Ушинский, Д. Дьюи, Э. М. Никитин, М.М. Поташник, А.К. Бруднов, Т.В. Сорокина. В своих работах они анализируют историю процесса повышения квалификации педагогических кадров, в том числе затрагивают, и внешкольное образование. Отражены терминологические понятия различных источников “Квалификация”.

Повышение квалификации педагогических работников Центра дополнительного образования представлено во 2 главе, где описан опыт работы учреждения в следующих направлениях:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области” представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования.

По определению М. М. Поташника2, любое образовательное учреждение проходит несколько этапов в своей жизнедеятельности: _ становление, функционирование и развитие. Развитие Центра, в свою очередь, связано с моделированием внутренней системы методической работы ориентированной на повышение квалификации педагогов в учреждении и качества дополнительного образования.

В настоящее время в Центре идёт переход от линейно-функциональной структуры управления к матричной. Структура  матричного типа создаётся при реализации одновременно нескольких направлений деятельности и проходит через педагогический совет, методический совет, методическое объединение, творческие проблемные группы. Важнейшей особенностью такой структуры управления является то, что один и тот же работник может в одной структуре быть подчиненным или руководителем, а в другой – играть другие роли. На переходном этапе основными подразделениями матричной структуры стали творческие группы по различным направлениям, общее руководство которыми осуществляет методсовет. Каждой творческой группой руководит координатор, заинтересованный в качественных изменениях в содержании учебно-воспитательной работы Центра. И одним из первых шагов в организации новой структуры управления стала разработка нормативно-правового обеспечения. В частности, были разработаны положения: о творческих группах, о школе молодого специалиста, о стимулирующей части фонда оплаты труда и другие.

Такая структура позволяет не только существенно повысить гибкость управления, но и   значительно повышает требования к компетенции специалистов, реально влияет на процессы, связанные с личностным развитием педагогов и воспитанников, удовлетворением их образовательных индивидуальных потребностей, развитием их инициативности и становлением самостоятельности.

Опираясь на стратегию управления в учреждении, создана программа развития. Одним из направлений которой, является повышение квалификации педагогических работников “Путь к успеху”. Основное, ведущее звено в системе управления учреждением - методический совет, является органом, координирующим деятельность педагогического коллектива по повышению квалификации.

Профессиональный и творческий рост педагогов Центра дополнительного образования достигается системой непрерывного образования, реализующаяся в трех направлениях.

1. Обучение в учреждениях профессионального образования области. Переподготовку и повышение квалификации работники Центра дополнительного образования осуществляют в КРИПК И ПРО г. Кемерово в различных формах:

- на долгосрочных и краткосрочных курсах;

- проблемно-ориентированных семинарах – практикумах;

- консультациях по различным вопросам;

В настоящее время курсовую подготовку прошли все работнику учреждения. Осуществляя повышение квалификации на курсах в институте педагоги не только приобретают профессиональные знания и опыт других учреждений дополнительного образования, но и делятся с коллегами своим опытом в разных формах: проект, мастер-класс, презентация. А затем, применяют его в практической деятельности с целью повышения качества образовательно-воспитательного процесса.

Непрерывное повышение квалификации педагоги осуществляют и на базе Областного центра дополнительного образования, где участвуют в мастер-классах, по различным направлениям деятельности, в семинарах по вопросам повышения качества дополнительного образования, конкурсах педагогического мастерства.

Принцип непрерывности в повышении квалификации педагогов дополнительного образования на муниципальном уровне осуществляет Информационно-методический центр. Обмен опытом работы на районных методических объединениях, мастер-классах, в творческих группах рассматривается педагогами как осмысление и апробация полученных знаний на курсах повышения квалификации.

2. Обучение внутри учреждения

Известно, что развитие педагогического мастерства педагога происходит главным образом непосредственно на рабочем месте, в условиях естественной профессиональной среды. Использование нами в процессе повышения квалификации педагогов принципа непрерывности означает что:

- послекурсовой период повышения квалификации рассматривается не как перерыв между курсами, а как один из самых важных этапов совершенствования профессионально-педагогической квалификации;

- учет опыта, уровня подготовленности, предыдущих форм повышения

- квалификации педагога, а также выбор форм и методов методической работы, которая является в учреждении важным этапом в повышении квалификации педагога.

Обновление содержания методической работы в учреждении выстроено по следующему принципу. При обучении педагогов внутри учреждения применяется кластерный подход. Коллектив разделён на группы:

  • педагоги высокого мастерства;
  • педагоги совершенствования педагогического мастерства;
  • становления педагогического мастерства - “Школа молодого специалиста”.

Содержание методической работы по повышению квалификации педагогов зависит от конкретных условий и строится на основе диагностирования проблем, которые испытывают педагогические работники во время образовательно-воспитательного процесса. Изучив потенциальные возможности и проблемы каждого педагога адресно планируем и строим методическую работу более конкретно, индивидуализировано и удобно для каждого педагога. А поскольку методическая работа ориентирована на достижение высокого качества образования в учреждении, она осуществляется в течение всего учебного года и органично вплетается в повседневную практику педагогов.

По масштабности охвата педагогов работа ведётся на трёх уровнях: системном, модульном и локальном.

На системном уровне участвует весь педагогический коллектив. Основными формами работы по повышению квалификации педагогических работников на данном этапе являются:

  • педагогический совет;
  • методические объединения;
  • семинары-практикумы;
  • конкурсы педагогического мастерства

Данные формы позволяют рассматривать проблемы и принимать решения по вопросам образовательно-воспитательного процесса всего учреждения, изучать современные социально-педагогические тенденции, современные образовательные и воспитательные технологии, практические подходы по реализации инновационной деятельности. Все это давно сложившиеся формы и для совершенствования данных форм нами используются различные технологии обучения педагогов:

  • интегрированные (проектные и игровые);
  • кластерные

С целью повышения квалификации педагогов, было выбрано пять актуальных направления. В соответствии с данными направлениями была выстроена тематика педагогических советов, методических объединений. Проблемные семинары – практикумы это “поддерживающая терапия” для педагогов. В течение года, семинары – практикумы проводят либо администрация учреждения, либо приглашенные методисты МОУ ДПО “Информационно - методический центр”. На семинарах обсуждаются наиболее острые вопросы современной педагогики, идет ознакомление с инновациями и новыми подходами к организации обучения. Семинары практикумы носят межпредметный характер, часто семинар выстраивается на основе анализа работы педагога, участники семинара сами определяют “болевые точки” практики и находят решение.

На модульном уровне деятельность осуществляется “Школой молодого специалиста”, творческими проблемными группами по различным направлениям, методическими оперативками и мастер-классами.

“Школа молодого специалиста” объединяет молодых педагогов. И направлена на оказание помощи молодым специалистам. Практика показывает, что особое внимание в работе с молодыми специалистами играют педагоги – наставники. Сущность данного процесса в том, что опытные педагоги, мастера педагогического труда осуществляют шефство над молодыми специалистами, передавая им свой опыт и оказывая педагогическую помощь.

В учреждении осуществляют свою деятельность проблемная творческая группа “Современные педагогические технологии”, которая работает над внедрением в педагогическую практику современных технологий обучения и воспитания (здоровьесбережения, метода проектов, педагогики сотрудничества, учения через обучение, игровых технологий и т. д.)

Проблемная творческая группа “Мой мир” объединяет педагогов Центра, психолога, которые в сотрудничестве с медицинскими работниками районной больницы, воспитателями центра реабилитации социальной помощи семье и детям работают в направлении оказания социально – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, изучают особенности их психолого – физиологического и возрастного воспитания. Педагогами творческой группы проводятся мастер – классы по обмену опыта в данном направлении.

В практику нашего учреждения вошла такая форма повышения квалификации педагогов, как методические оперативки. Проводятся они с разной категорией педагогических работников по различным вопросам учебно-воспитательной работы. Оперативки призваны знакомить педагогов с передовым педагогическим опытом, достижениями педагогики и психологии.

На современном этапе актуализируется проблема развития творческого потенциала педагогов. В связи с этим одной из эффективных форм является мастер – класс, где педагогические работники демонстрируют не только свои творческие достижения, но и применяемые в учебно-воспитательном процессе различные педагогические технологии, технологии в изготовлении изделий. В мастер-классах нет слушателей, там только участники. Именно на мастер – классах педагогическое творчество имеет ярко выраженную личностную специфику. Этим объясняется тот факт, что одни и те же приемы, методы, технологии у разных педагогов дают разный эффект. На выходе мастер – класса каждый из участников создает свой “продукт”.

Обучение педагогов на локальном уровне – это индивидуальная работа с педагогами Центра по вопросам организации педагогической деятельности. По мнению социологов, перспективой развития общества является трансформация деятельности в самостоятельную деятельность, развития - в саморазвитие, а образования – в самообразование. Поэтому одной из форм повышения квалификации педагога является самообразования. В своей организационной деятельности педагоги используют индивидуальный план. В плане отражаются различные направления деятельности: работа над темой, использование при изучении темы различных технологий, выступления по выбранной теме.

Одним из условий для формирования мотивации повышения квалификации педагогических кадров является принцип стимулирования творческого роста. Этому в учреждении способствуют различные конкурсы, тиражирование лучших материалов, доплаты, выделение премий из фонда стимулирования, выступления на районных и областных семинарах, открытые мероприятия и т.д.

В настоящее время отрабатываются различные варианты портфолио. Портфолио помогает педагогу реально представить результаты своего труда, сравнить их с результатами труда других педагогов, т.е. провести адекватную самооценку своей деятельности и иметь стимул к самосовершенствованию.

Таким образом, в учреждении создана и работает на протяжении трех лет система повышения квалификации педагогических работников. Она прошла сложный путь апробации различных форм и средств, и потому на сегодняшний день мы характеризуем её как близко к оптимальной, учитывая специфику нашего учреждения. Оценка деятельности по совершенствованию системы методической работы в учреждении проводится не по количественным (число проведенных семинаров, посещенных уроков...), а по качественным критериям. Хотя количественные показатели так же важны в повышении мастерства педагога. И хотя процесс совершенствования данной системы еще не закончен уже прослеживается положительная динамика результатов.

1. Результаты методической работы в Центре:

* по итогам анкетирования выявлен рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью (без боязни, с уверенностью педагоги проводят открытые занятии, мастер-классы, участвуют в конкурсах, проводят выступления на публике.....);

* и как следствие положительный психолого-педагогический климат;

* применение различных форм стимулирования способствует высокой заинтересованности в творчестве и инновациях;

* овладение современными технологиями, активными методами обучение способствует хорошо организованному процессу обучения (занятия педагогов отслеживаются по разработанной творческой группой “Оценке эффективности занятия”. Как видно из мониторинга “Качество проведения открытых занятий” в сравнении с 2007-2008 годом повысился высокий уровень проведения занятий);

* распространение своего педагогического опыта на районных мастер-классах, мо, конкурсах – всероссийских, региональных, районных;

* наличие системы стимулирования;

* у 60% педагогов разработан учебно-методический комплекс по направлениям деятельности;

* 100% педагогов прошли курсовую подготовку, увеличивается количество педагогов с высшей кВ. категорией, в сравнении с 2007-2008 годом увеличилось с 29,6% до 33,3, первой кВ.к с 32,3% до 33,3;

* пересмотрены сроки реализации программ дополнительного образования, пререгатива отводится программам 3,4,5 и более;

* вырос уровень участия педагогов в различных конкурсах педагогического мастерства: конкурсы педагогического мастерства с 30 до 80%, во всероссийских конкурсах- с 5 до 30%, методических материалов с 10 до 50%.

2. Результаты успешности образовательного процесса в учреждении:

* высокий уровень удовлетворенности обучающихся собственной учебной деятельностью, полученными зунами, содержанием в целом, инновациями в учреждении;

* высокий уровень удовлетворенности родителей деятельностью Центра, содержанием, инновациями в учреждении, профессионализмом педагогов;

* разнообразие программ обучения позволяет воспитанникам делать выбор в зависимости от их интересов и более углубленного изучения предметов;

* численный состав воспитанников в 2007-08 году составлял 1140, 09-10 - 943, это объясняется демографической ямой, в настоящее время анализ показал, что численный состав воспитанников учреждения растет (970), что свидетельствует о прочном положении Центра в районе и внушает оптимизм при определении перспектив развития;

* повысилась результативность воспитанников в различных конкурсах.

Вышеизложенные результаты показывают, что совершенствование методической работы с целью повышения квалификации педагогов, оказывает положительное воздействие на педагогический коллектив и как следствие повышает качество образования в учреждении. Поставленная мною в начале исследований гипотеза полностью доказана, что методическая работа в учреждении – это часть системы непрерывного образования педагогов, и профессионального совершенствования педагогов и как результат повышение качества образования в Центре.

Наряду с положительными результатами совершенствования внутренней системы методической работы по повышению квалификации педагогов в учреждении, следует учитывать факторы риска, возникающие на различных этапах:

1. Психологический барьер - “боязнь педагогов” к нововведениям

2. Собственная инерция

3. Разочарование в результате имевших ранее неудач

4. Недостаток времени

Любая система имеет тенденцию к постепенному угасанию своих потенциалов, поэтому принципиально важно поддерживать в ней инновационный дух и творческий поиск, совершенствуя то, что наработано, и применяя новые подходы и идеи. Иначе говоря, совершенствование есть непрерывный процесс, и только развивающаяся система педагогических кадров способна активизировать профессионально-личностный рост педагогов.