Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Разделы: Коррекционная педагогика


Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

Значительные трудности во владении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и д.р.), двигательной сфере создает дополнительные затруднения. Эти нарушение требуют специальной коррекции

Занимаясь детьми с ОНР, мы пришли к выводу, что одной из эффективных коллективных форм коррекционной работы с детьми с речевой патологией и представляют собой логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения, музыки. Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развитие мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного материала содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательная сфера, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. В основе занятий лежит комплексно - игровой метод. Занятия построены на сказочных сюжетах, в соответствии с лексическими темами.

Элементы логоритмики включаются и в другие виды коррекционно-развивающей работы (утренняя гимнастика, игровая деятельность, музыкальные и физкультурные занятия, фронтальные и подгрупповые, индивидуальные занятия и.т.д.) что говорит о тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ и делает коррекционную работу более успешной.

В тесном взаимодействии специалистов ДОУ учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя была разработана система занятий по логоритмике для детей с ОНР, для преодоления основных дефектов речи коррекции и развитии психофизических функций.

Основополагающий принцип проведения занятий - это взаимосвязь речи, музыки и движения.

Цель логоритмического воздействия - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой в конечном итоге - адаптация к условиям внешней среды.

Задачи логоритмического воздействия:

  • Расширять и обогащать словарный запас;
  • Формировать навыки правильного звукопроизношения в различных формах и видах речи и развивать слухо-зрительно-двигательную координацию;
  • Развивать музыкальный, тембровый слух, чувство ритма; речевую, общую, тонкую моторику мимику и пантомимику
  • Развивать психические функции;
  • Воспитывать коммуникативные качества личности, чувство прекрасного через музыкальные образы.
  • Принципы построения логоритмических занятий

Принцип доступности - предполагает правильный подбор заданий, инструкций чередования упражнений их повторяемость. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей.

Принцип дозированности правильный подбор упражнений и игр с умеренной психофизической нагрузкой, общефизиологического воздействия.

Принцип коммуникативной направленности - занятия должны быть насыщены ситуациями, которые побуждают детей к речевой деятельности и общению, включается соответствующий материал, который отбирается с учетом уровня речевого развития детей.

Принцип тематического планирования - тесная взаимосвязь с обучением и воспитанием.

Принцип дифференцированного подхода сообразно возрасту детей структуре и составу нарушенных функций.

Принцип интегрированного подхода - где объединяются задачи развития детской личности, что позволяет собрать в коррекционно-развивающих целях все лучшее, что есть в теории и практики психологии, педагогики и частных методик.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип индивидуального подхода - учет возрастных, психофизиологических и речевых возможностей детей.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

  • Логопедическую, (артикуляционную гимнастику)
  • Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук.
  • Упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям детей, для мышечно - двигательного и координационного тренинга.
  • Вокально-артикуляционные упражнения, для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него.
  • Фонопедическое упражнение по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.
  • Песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
  • Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами развивающие чувство ритма.
  • Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.
  • Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативного образа и мышления.
  • Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
  • Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, с нашей точки зрения, структура занятия может меняться и не всегда включать в себя все перечисленные элементы. На занятиях должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Должны быть созданы условия для возникновения удивления интереса, радости и выражения своих чувств. Занятия должны помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать ситуацию поиска, поощряя любое усилие, с его стороны радуясь его творческим успехам.

Приложение.