Формирование информационно-технологической компетентности учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

Разделы: Математика


Для формирования информационно-технологической компетентности учащихся коррекционной школы возможно использование тестовых заданий, созданных в оболочке “Конструктор тестов”. Данная матрица позволяет педагогу самому создавать тесты для учащихся.

Тесты можно составлять по всей теме, по отдельным её фрагментам, правилам, понятиям.

Область применения также разнообразна. На уроках учитель может использовать тест с целью быстрой проверки знаний учащихся, для закрепления материала, а в конце изучаемой темы для контроля полученных знаний. Выполнять тест можно на различных этапах урока, например: во время устного счёта (одна часть класса работает фронтально, другая индивидуально выполняет тест), во время решения примеров, когда учащиеся одновременно работают в тетради и по очереди выполняют тест и т.д.

Каковы ещё “плюсы” оболочки “Конструктор тестов” для педагога:

- можно создавать разноуровневые тесты;

- выбирать форму теста, содержание теста (использовать текст, рисунки, формулы и т.д.);

- самим формулировать задание;

- определять количество вопросов и ответов;

- задавать степень трудности задания;

- выбирать алгоритм тестирования, способы оценивания (зачёт-незачёт, оценка);

- можно вводить временные ограничения;

- выбирать какую информацию отображать на экране во время теста (длительность теста, количество оставшихся вопросов, результат правильности ответа и т.д.);

- по шкале оценивания определять критерии оценки.

Положительные моменты для учащихся при работе с электронным тестом:

- овладеть работой с ним можно за 1-2 урока;

- если во время тестирования какие-то вопросы вызывают затруднения, то ученик может пропустить их и вернуться к ним в конце теста;

- после прохождения теста дети могут увидеть количество верных и неверных ответов, в каких заданиях была допущена ошибка (по окончанию теста “Конструктор” по желанию ученика укажет правильный ответ в ошибочном задании), время, затраченное на выполнение теста;

- учащиеся сразу видят результат (оценку) своей работы.

Использование “Конструктора тестов” позволяет активизировать деятельность учащихся на уроках, разнообразить процесс обучения, экономить время, а учитель получает возможность сразу увидеть пробелы в знаниях учащихся.

Цели:

Коррекционно-образовательная:

  • Закрепить знания о соотношении мер длины, массы, времени, стоимости, показав, что от этого зависит правильность решения примеров с числами, полученными при измерении.

Коррекционно-развивающая:

  • Развивать навыки работы на компьютере через умение выполнять электронные тесты.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения через работу в группах.

Здоровьесберегающая:

  • Профилактика утомления, нарушения осанки в ходе проведения гимнастики и через режим смены динамических поз.

Форма проведения: Урок с применением ИКТ.

Тип урока: Урок закрепления ЗУН.

Класс: 7 СКОУ VIII вида.

Оборудование: учебник для 7 класса СКОУ VIII вида под редакцией Т.В. Алышевой (издательство “Просвещение”, 2006г.);

  • набор монет достоинством от 1 до 50 копеек;
  • конверт с набором цифр, карточкой обратной связи;
  • карточки с числами, полученными при измерении;
  • карточки с круговыми примерами;
  • тест (2 варианта);
  • карточки с примерами (2 варианта).

Ход урока

Дети входят в класс, встают около парт.

I. Оргмомент.

- Здравствуйте. Сегодня за каждое правильно выполненное задание вы можете заработать деньги.

II. Устный счет.

- Сейчас за парту сядет тот, кто правильно прочитает числа. <Приложение 1>

(Ученик, правильно выполнивший задание, получает монету достоинством “1 копейка”.)

- Распределите данные числа по мерам длины, массы, времени, стоимости.

<Приложение 2>

(Дети, разделившись на 4 группы, выполняют задание. Группа, правильно выполнившая задание, получает монеты достоинством “1 копейка”.)

Задача.

“Купили 3 кг 500 г конфет, а печенья на 1 кг 200 г больше. Сколько печенья купили?”

(Задачу читает и проверяет ученик. За правильный ответ дети получают монеты достоинством “1 копейка”.)

Круговые примеры. <Приложение 3>

(Учащиеся, разделившись на 2 группы, выполняют задание. Группа, правильно выполнившая задание, получает монеты достоинством “1 копейка”.)

III. Тема урока.

- Как называются меры длины, массы, времени, стоимости?

(Числа, полученные при измерении.)

- Какие арифметические действия с данными числами будем выполнять сегодня на уроке?

(Сложение и вычитание.)

- Откройте тетрадь и запишите число и тему урока.

(Дети самостоятельно выводят тему урока.)

IV. Физминутка.

Упражнение “Сова”.

V. Повторение пройденного материала (решение задачи).

- Для чего нужны числа, полученные при измерении? Где вы встречаете данные меры?

(Подвести ответы детей к тексту задачи.)

- Откройте учебник, с. 99, № 321.

1. Чтение задачи.

2. Разбор задачи.

3. Составление схемы краткой записи задачи.

4. Определение количества действий.

5. Составление вопросов и решение задачи по действиям.

(Ученики самостоятельно решают задачу. За правильный ответ дети получают монеты по “50 копеек”.)

VI. Физминутка.

Гимнастика для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

VII. Выполнение теста.

Учащимся предлагается на выбор два варианта теста. <Приложение 4>

(За правильно выполненный тест дети получают монеты по “10 копеек”.)

VIII. Повторение пройденного материала (решение примеров).

Детям предлагаются 2-уровневые карточки с примерами. <Приложение 5>

(Дети самостоятельно выбирают карточки. За каждый правильно выполненный пример получают монеты по “5 копеек”.)

IX. Итог урока (рефлексия).

- Что сегодня повторяли на уроке?

- Что трудно было на уроке?

- Посчитайте заработанные сегодня деньги и определите, какую оценку за урок вы получили. <Приложение 6>