Методическая разработка "Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"

Разделы: Начальная школа


Цель: дать представление о сложном предложении и его отличии от простого.

Задачи:

  • Закрепить знания о признаках простого предложения.
  • Развивать умения работать со схемами, строить алгоритм работы.
  • Развивать пунктуационные умения учащихся, орфографическую грамотность.
  • Формировать навыки работы в парах, навыки взаимооценивания.
  • Воспитывать любознательность к родному языку.

Оборудование: карточки со словами, алгоритм, предложение простое и сложное, тема урока, домашнее задание, эталон для проверки, карточки для рефлексии.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой.

Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их. Садитесь.

Я предлагаю вам девиз сегодняшнего урока: высказывание Максима Горького "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык"

II. АОЗ

И поэтому урок мы начнем с повторения изученных орфограмм.

На доске записаны несколько слов. Назовите орфограммы в словах. (правописание гласных по глухости-звонкости, безударная гласная в корне)

Открываем тетради записываем число и "классная работа".

Даша пожалуйста выйди к доске, работаешь со первым словом. (опушка - безударный гласный (а) в корне непроверяемый ударением, пишем букву О; правописание согласного в корне слова по глухости-звонкости (парного согласного), проверочное слово опушечка)

Алиса работаешь со вторым словом. (Зеленеют - ударение падает на третий слог, корень -зелен-, безударные гласные е, первый проверяем с помощью слова - зЕлень, второй - зелЁный.)

III. Постановка учебной задачи.

Замечательно. Что вы сейчас записали? (мы записали слова).

Что сейчас записано на доске? (на доске записано предложение; слова; незаконченное предложение)

Зеленеют луга

Над какой темой мы работали до этого урока? (мы работали над темой "Простое предложение")

Предлагаю вам вспомнить признаки предложения. (группа слов связанных друг с другом по смыслу, предложение выражает законченную мысль и в конце ставится знак препинания).

Зеленеют луга.

А теперь это предложение? Почему? (мысль закончена и стоит точка).

Назовите грамматическую основу. (Что - луга, это подлежащее, выражено существительным; луга что делают? зеленеют - это сказуемое, выраженное глаголом.)

Дайте устно характеристику предложению. (повествовательное, невосклицательное, простое, нераспространенное)

Чтобы разбор был полным необходимо составить схему.

[ = -- ],[ = -- ] (появляется схема)

IV. Открытие нового знания.

Соответствует ли схема предложению? Почему? Что появилось нового? (схема не соответствует предложению; появилась ещё одна часть)

Что необходимо сделать с предложением, чтобы оно подходило к этом схеме? (предложение необходимо дополнить)

Зеленеют луга, расцветают цветы.

[ = -- ],[ = -- ].

Теперь предложение подходит схеме? (да)

В чем отличие этого предложения от первого? (две части, две грамматические основы) учитель мелом надписывает цифры 1 и 2 над частями.

Для нас это новый вид предложения. Раньше мы не работали с такими предложениями.

Давайте поставим перед собой цель сегодняшнего урока. (познакомиться с новым видом предложения, узнать его признаки, научиться составлять схемы, уметь находить сложное предложение в тексте)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (предложение усложнилось, расширилось, появилось две части - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(на доске появляется запись)

Скажите пожалуйста, а как связаны части предложения? (связаны с помощью запятой).

Как называется такая связь? (такая связь называется бессоюзной)

Конкретизируйте тему урока. (сложное предложение с бессоюзной связью)

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ

Вы очень хорошо сейчас поработал и я вам предлагаю отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Первичное закрепление.

Предлагаю вам открыть учебник на странице 58. Упражнение 68.

Прочитайте задание до текста. Что необходимо сделать? (отличить сложное предложение от простого и поставить знаки препинания)

(Прочитайте первый шаг задания. (Как ты отличаешь сложное предложение от простого с однородными членами?)

Я предлагаю вам составить алгоритм, который поможет нам в дальнейшей работе.

АЛГОРИТМ.

1. Выделить грамматическую основу.

2. Если грамматическая основа одна, то предложение простое.

3. Если грамматических основ несколько, то предложение сложное.

4. Найти границы грамматических основ и поставить знак препинания.

Замечательно! Вперёд?!

Даниил прочитай текст упражнения.

Можно ли назвать первое предложение сложным? Докажите.

(Первое предложение сложное, т.к. здесь 4 грамматические основы. 1 - солнце печёт, 2 - степь выгорает, 3 - дожди не идут, 4 - ветер-суховей выжигает)

Как же на письме мы оформим части предложения? (с помощью запятой, она разделит части).

Можно ли второе предложение назвать сложным? Докажите.

(Второе предложение простое. Так как в нем одна грамматическая основа - комарьё, мошкара, слепни и оводы носятся.)

Чем распространенно? (Распространенно однородными подлежащими.)

Алиса выйди к доске и составь схему 1 предложения.

[ - = ], [ - = ], [ - = ], [ - = ].

У кого получилось по-другому?

Ваня запиши схему второго предложения.

[ - , - , - и - =].

У кого получилось по-другому?

Назовите признаки сложного предложения (опираясь на алгоритм).

Признаки сложного предложения.

1. В сложном предложении несколько грамматических основ.

2. Грамматические основы на письме разделены запятой.

Молодцы! Потрудились очень хорошо.

Вы справились с таким сложным заданием!

VI. Проверка первичного закрепления. Взаимопроверка.

И теперь я предлагаю вам поработать в парах над упражнением 66, стр.57. Олеся прочитай задание до текста.

Сейчас вы в парах отвечаете на вопросы в задании, говорить можно только шёпотом, на эту работу я отвожу 1 минуту.

Проверяем.

Прочитайте задание после текста.

1 ряд списывает 1 строфу, 2 ряд - вторую, 3 ряд - третью.

Начинаем проверять. Поменялись тетрадями друг с другом, взяли зелёную ручку, проверьте. На доске показаны схемы предложений, сравните и поставьте соответствующую отметку.

VII. Повторение, включение знаний в систему.

Выполним упражнение 67. Прочитайте задание.

Итак, что же нужно сделать? (поставить запятые)

Катя прочитай то, что у тебя получилось.

Есть другой вариант расстановки запятых?

Какую роль в письменной речи играет запятая? (разделяет части сложного предложения и однородные члены)

Спишите то, что у вас получилось.

VIII. Итог урока.

С каким новым видом предложения познакомились? (мы познакомились со сложным предложением, в котором бессоюзная связь)

Что оказалось трудным для вас на уроке?

Над чем нам ещё нужно поработать на следующем уроке?

Значит на следующем уроке мы продолжим работу над сложным предложением. Сегодня где вы уже можете применить знания приобретенные на этом уроке? (дома, выполняя домашнее задание)

Открыли дневники и записали домашнее задание.

Учебник с.69 упр. 1, Д.м. с. 21, упр.38.

Рефлексия.

На партах у вас лежат листочки с видами заданий, которые мы выполняли на уроке. Поставьте напротив каждого задания только один знак, знаки и расшифровка. Что они обозначают есть у вас ниже.

? - что было трудным

Улыбка - что было для вас самым легким

! - интересное задание

!! - над чем необходимо поработать

Возвратимся к девизу урока. Узнали что-то новое на уроке? (узнали). И это является ещё одним шагом к грамотному письму.