Урок "Законы постоянного тока". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель урока: закрепить изученный материал по теме "Последовательное и параллельное соединение электрических цепей", экспериментально выяснив основные закономерности. Провести предварительную оценку знаний и умений учащихся по теме, для коррекционного планирования подготовки к контрольной работе и индивидуальных заданий.

Цели познавательной деятельности учащихся:

1. Репродуктивная познавательная деятельность.

Определять параллельное и последовательное соединение электрических цепей на схемах. Знать правила подключения амперметра и вольтметра в цепь. Знать основные закономерности последовательного и параллельного соединения; силы тока, напряжения и их формулы. Применять закон Ома для расчета закономерностей последовательного соединения.

2. Частично-поисковая деятельность.

Уметь находить положения амперметра и вольтметра в электрических цепях по схемам параллельного и последовательного соединения. Применять теоретические знания на практике для самостоятельного исследования электрических цепей и их сборки.

3. Проектно-конструкторская деятельность.

Самостоятельно планировать ход выполнения лабораторной работы. Собирать электрические цепи по самостоятельно составленным схемам.

Оборудование и демонстрации:

1. Комплекты лабораторного оборудования: источник тока, вольтметр, амперметр, резисторы (2 шт.), лампочка, ключ, соединительные провода, памятка по технике безопасности выставляются на каждый стол (Приложение 1).

2. Магнитная доска.

3. Компьютер, с минимальными техническими требованиями: Windows 2000/XP, Pentium-150, 200 Мб свободного дискового пространства, 64 Мб оперативной памяти, СD-ROM, SVGA 800x600;

4. Мультимедийный курс "Физика, 7-11 классы"; "Открытая физика 2.5 (часть 2)"; видеопроектор, экран.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

(домашнее задание на доске).

2. Фронтальный опрос по вопросам на повторение (5 мин.).

3. Сообщение (5 мин.)

(во время сообщения раздать тестовые задания).

4. Заполнение теста (7 мин.).

5. Подготовка к лабораторной работе:

а) запись темы и перечня оборудования (3 мин.);

б) работа на доске со схемами (5 мин.);

в) оформление работы и инструктаж по технике безопасности (2 мин.).

6. Выполнение лабораторной работы (15 мин).

(проверка теста).

7. Итоги урока (оценки за тест - 1мин.).

Ход урока

1. Организационный момент (тетради для лабораторных работ, оборудование, домашнее задание записывается на доске).

2. Фронтальный опрос: предварительно демонстрируются видеофрагменты (Приложение 2).

  1. Дайте определение электрического тока.
  2. Какое направление движения заряженных частиц принято за направление тока в электрических цепях?
  3. Какая физическая величина называется силой тока?
  4. В каких единицах измеряется сила тока?
  5. Что такое напряжение?
  6. Какими приборами измеряют:
  7. а) силу тока;
    б) напряжение?

  8. В каких единицах измеряется напряжение?
  9. Как включают в электрическую цепь:
    а) амперметр;
    б) вольтметр?
  10. Какими бывают электрические цепи?
  11. Какие закономерности существуют для цепи последовательного соединения?
  12. Какие закономерности существуют для цепи параллельного соединения?

3. Сообщение по теме "Георг Ом":

Мы должны сегодня экспериментально проверить закономерности последовательного и параллельного соединения электрических цепей, которые очень давно тоже были получены экспериментально. И сейчас Пронкина Маша и Анфиногенова Олеся расскажут нам об одном из величайших ученых, экспериментаторе в электричестве - немецком физике Георге Оме (показывают подготовленную презентацию на компьютере).

(Приложение 3).

Во время сообщения раздаются тестовые задания. После сообщения объясняется порядок заполнения теста.

4. Заполнение теста (задания по вариантам). (Приложение 4).

5. Подготовка к лабораторной работе:

1) запись темы и оборудования:

(Запись темы и оборудования на главной доске. Обратить внимание на комплект оборудования на столах: наличие, исправность).

2) работа на доске со схемами:

На боковых досках начерчены две схемы и с помощью магнитов крепятся бумажные кружки с обозначениями амперметра и вольтметра. Ребятам предлагается ответить на вопросы графически, меняя положения кружков на готовых схемах.

Вопросы:

1) Как нужно разместить амперметр в цепи, чтобы проверить что:

I1 = I2 = Iобщ. = const

(схема 1. - последовательное соединение)?

2) Как можно проверить, что:

U1 + U2 + U3 = Uобщ.

(схема 1.)?

3) Запишите на доске формулу для расчета общего сопротивления схемы 1.

4) Как поместить амперметр в цепи, чтобы проверить что:

I1 + I2 = I общ.

(схема 2. - параллельное соединение)?

5) Как поместить вольтметр в цепи, чтобы проверить что:

U1 = U2 = Uобщ.= const

(схема 2.)?

6) Запишите на доске формулу для расчета общего сопротивления схемы 2.

Эти этапы решения схем можно отработать с классом на компьютере с помощью программы "Открытая физика" (раздел: электродинамика, схемы постоянного тока).

6. Выполнение лабораторной работы

  • Инструктаж по технике безопасности.
  • Оформление записей и схем.
  • Результаты.

7. Итоги тестирования (объявление оценок).