Цели урока:
– закрепление понятий о корне и об
однокоренных словах; формирование навыка
правописания орфограмм в корнях слов на основе
теоретических знаний и через систему упражнений;
– развивать орфографическую зоркость и внимание
– воспитывать любовь к малым жанрам фольклора,
аккуратность
Ход урока
Организационный момент.
I.
Мы сегодня отправляемся в путешествие. <Слайд 1>
“ Направо мы пойдем –
К словам с безударной гласной попадем.
Прямо мы пойдем –
В гости к парным согласным зайдем.
Налево пойдем –
К составу слова попадем.
И так в путь.
II.
На листочках записано слово “посадка”.
1. Задание по рядам
1-ый ряд – окончание
2-ой ряд – корень
3-ий ряд – приставка
4-ый – суффикс
На доске. (проверка)
ПОСАДКА
– Из каждого ряда по одному человеку.
Выделяя каждую часть слова, назвать:
– что такое окончание, для чего служит (для связи слова в предложении)
– что такое корень (общая часть родственных слов)
– что такое приставка (часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
– что такое суффикс (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
2) тетрадь с. 22 упр.3 (Проверить 5 тетрадей)
На доске проверка
Соотнести слова и модели состава слова
Ягодка | проход | самолёт |
Ветка | пригород | |
рассказ |
3)Без чего не может существовать слово?(без корня)
4) А какие орфограммы корня вы знаете? (без/ гл.– проверяемые и непроверяемые; парные согласные непроизносимые согласные).
III.
Итак по нашему ориентиру продолжим путь и повернем направо к безударным гласным.
1. с. 21 упр.1 <Слайды 2-35>
– Какие это без/гл. (непроверяемые) или как по-другому их называют? (словарные).
– Назовите слова, в которых нулевое окончание (ветер, город, заяц, карандаш, медведь, месяц)
2) А как проверить безударную гласную в корне?
– Вставить пропущенную букву. <Слайд 36>
Подобрать проверочное слово.
Мы с вами все рассказали про б/гл. А сейчас встанем.
IV. Физминутка.
Мы с вами дальше пойдем (шагают)
В новый городок придем
А в какой – вам решать
Какую дорогу выбирать.
Как скажу я слово “пять”
Надо вам тогда решать.
Если прямо, то руки вперёд
Если налево, то руки в стороны
Итак, раз, два, три, четыре, пять
– Пора нам занять свои места.
V.
Мы в гостях у парных согласных звуков. <Слайд 37>
Сказка – ложь, да в ней намёк –
Добрым молодцам урок. <Слайд 38>
– Как вы понимаете это выражение
(Сказку сочинили люди, а это значит, что на самом деле такого могло и не быть, но сочинили ее, чтобы научить чему – то других.)
Сказка всегда поучает.
– Определите части речи.
– В этих строчках есть слова с парными согласными в корне слова.
– Назовите эти слова.
Сказка-
Ложь – ложный.
Намек – намекать.
Молодцам – молодец.
– Запишите слово сказка и подберите проверочные слова
(Как проверить парную согласную в корне)
(Сказка – сказочка, сказочный)
VI. Самостоятельная работа.
С. 22 упр.4
(Индивидуальная доска. Записаны слова, вставить пропущенную букву, записать проверочное слово)
VII
. Слайд: <Слайд39>“В, хорошо, а, лучше, дом, гости ”
– Составить и записать предложение.
(В гостях хорошо, а дома лучше) <Слайд 40>
– Что вам пришлось изменить? (окончание)
– Запишите пословицу?
– Как бы хорошо ни было в гостях, дома всегда лучше, ведь это твой дом, здесь все твоё, все родное.
(Как говорится в поговорке: “Дома и стены помогают ”)
VIII. Итог:
– Какие три дороги мы посетили и повторили правила? <Слайд 41>
Заканчивая урок, жители дают вам последнее задание. (Запись на доске)
Что за пословица, прочитайте её и запишите в тетрадь.
Литература
- Учебник: С.В. Иванов “Русский язык”, 2 класс. Часть 2, Вентана – Граф, 2003.
- Рабочая тетрадь: М.И. Кузнецова “Пишем грамотно” Часть 2. Вентана – Граф, 2008.