Учимся применять орфографические правила

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

– закрепление понятий о корне и об однокоренных словах; формирование навыка правописания орфограмм в корнях слов на основе теоретических знаний и через систему упражнений;
– развивать орфографическую зоркость и внимание
– воспитывать любовь к малым жанрам фольклора, аккуратность

Ход урока

Организационный момент.

I.

Мы сегодня отправляемся в путешествие. <Слайд 1>

Направо мы пойдем –
К словам с безударной гласной попадем.
Прямо мы пойдем –
В гости к парным согласным зайдем.
Налево пойдем –
К составу слова попадем.
И так в путь.

II.

На листочках записано слово “посадка”.

1. Задание по рядам

1-ый ряд – окончание
2-ой ряд – корень
3-ий ряд – приставка
4-ый – суффикс

На доске. (проверка)

ПОСАДКА

– Из каждого ряда по одному человеку.

Выделяя каждую часть слова, назвать:

что такое окончание, для чего служит (для связи слова в предложении)

что такое корень (общая часть родственных слов)

– что такое приставка (часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

– что такое суффикс (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

2) тетрадь с. 22 упр.3 (Проверить 5 тетрадей)

На доске проверка

Соотнести слова и модели состава слова

Ягодка проход самолёт
Ветка пригород  
  рассказ  

3)Без чего не может существовать слово?(без корня)

4) А какие орфограммы корня вы знаете? (без/ гл.– проверяемые и непроверяемые; парные согласные непроизносимые согласные).

III.

Итак по нашему ориентиру продолжим путь и повернем направо к безударным гласным.

1. с. 21 упр.1 <Слайды 2-35>

– Какие это без/гл. (непроверяемые) или как по-другому их называют? (словарные).

– Назовите слова, в которых нулевое окончание (ветер, город, заяц, карандаш, медведь, месяц)

2) А как проверить безударную гласную в корне?

– Вставить пропущенную букву. <Слайд 36>

Подобрать проверочное слово.

Мы с вами все рассказали про б/гл. А сейчас встанем.

IV. Физминутка.

Мы с вами дальше пойдем (шагают)
В новый городок придем
А в какой – вам решать
Какую дорогу выбирать.
Как скажу я слово “пять”
Надо вам тогда решать.
Если прямо, то руки вперёд
Если налево, то руки в стороны
Итак, раз, два, три, четыре, пять
– Пора нам занять свои места.

V.

Мы в гостях у парных согласных звуков. <Слайд 37>

Сказка – ложь, да в ней намёк –

Добрым молодцам урок. <Слайд 38>

– Как вы понимаете это выражение

(Сказку сочинили люди, а это значит, что на самом деле такого могло и не быть, но сочинили ее, чтобы научить чему – то других.)

Сказка всегда поучает.

– Определите части речи.

– В этих строчках есть слова с парными согласными в корне слова.

– Назовите эти слова.

Сказка-

Ложь – ложный.

Намек – намекать.

Молодцам – молодец.

Запишите слово сказка и подберите проверочные слова

(Как проверить парную согласную в корне)

(Сказка – сказочка, сказочный)

VI. Самостоятельная работа.

С. 22 упр.4

(Индивидуальная доска. Записаны слова, вставить пропущенную букву, записать проверочное слово)

VII. Слайд: <Слайд39>

“В, хорошо, а, лучше, дом, гости ”

– Составить и записать предложение.

(В гостях хорошо, а дома лучше) <Слайд 40>

– Что вам пришлось изменить? (окончание)

– Запишите пословицу?

– Как бы хорошо ни было в гостях, дома всегда лучше, ведь это твой дом, здесь все твоё, все родное.

(Как говорится в поговорке: “Дома и стены помогают ”)

VIII. Итог:

– Какие три дороги мы посетили и повторили правила? <Слайд 41>

Заканчивая урок, жители дают вам последнее задание. (Запись на доске)

Что за пословица, прочитайте её и запишите в тетрадь.

Литература

  1. Учебник: С.В. Иванов “Русский язык”, 2 класс. Часть 2, Вентана – Граф, 2003.
  2. Рабочая тетрадь: М.И. Кузнецова “Пишем грамотно” Часть 2. Вентана – Граф, 2008.