Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, так как с позиции отечественных психологов, учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Как показывает собственный опыт, метод творческих проектов может эффективно применяться уже в начальных классах.
«…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Целью проектного метода является умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, способность к самостоятельному решению разных жизненных ситуаций.
При этом решаются важные учебно-воспитательные задачи:
- развивается познавательная активность учащихся;
- формируется творческий подход;
- формируется система интеллектуальных, специальных знаний для создания конечного продукта;
- стремление применять полученные знания и умения с пользой не только для себя, но и для окружающих;
- воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Метод проектов всегда ориентирован на организацию самостоятельной деятельности школьника (индивидуальной, групповой, парной), которая проводится в течение определенного участка времени.
Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".
Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Основные этапы проектной деятельности:
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
- актуальность и важность данной проблемы;
- анализ разнообразной информации;
- программа действий;
- разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)
- представляют проект на конференции
- оформляют портфолио
- готовят стендовую защиту
- разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Проект — это «пять П».
Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализ , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.
Какова роль учителя в проектной деятельности учащихся?
Главная задача учителя - создать условия для расширения познавательных интересов детей. Учитель-руководитель проекта должен иметь высокий уровень общей культуры, высокие творческие способности, богатую фантазию. Учитель вызывает самостоятельную активность учащихся, сообразительность и изобретательность.
Развивающий эффект проектной деятельности как раз и находится в зависимости от самостоятельности детей. Надо для каждого возраста подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые подходили бы определенному возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция, сделанная своими руками и т. д. Так же важно, чтобы тема проекта не давалась взрослыми. В крайнем случае, можно предложить выбрать тему из предложенных учителем. Еще лучше, когда тему выбирают учащиеся и учитель совместно. Планирование, реализация и оценка проектов в первую очередь осуществляется самими детьми.
В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Вывод:
Таким образом, работая над проектами , мне удалось:
- повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
В своей работе я активно внедряю технологию «Метод проектов».
С большим интересом дети участвуют в самых разных проектах. Разработаны такие проекты, как: «Россия – Родина моя», «Птицы – наши друзья», «Мое село», «Моя семья», «Красная книга Саргатского района», «Муравьи – хранители лесов» и многие другие.
Предлагаю вашему вниманию проект «Моя родословная».