Познавательно-развлекательная игра для учащихся 3–4-х классов "Эрудит-лото"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление:

На доске изображение атрибутов настольной игры лото – карточки и мешочек с бочонками, название программы “Эрудит-лото”, плакат с названиями областей знаний, флажки с вопросами, таблица для подсчёта очков (расчертить на две команды по пять заданий), журнальный столик для ведущего.

Учащиеся сидят за партами, стоящими в два ряда (в центре два игровых стола для будущих участников).

Реквизиты:

Мешочек с бочонками; набор карточек с цифрами от 1, 2, 3; две резиновые игрушки, издающие звуки; две ручки и листы для ответов; сигнальные карточки красного и зелёного цвета (по числу игроков); яркая коробка с пиратскими метками, избушка Бабы-Яги из картона.

Ход игры

1. Приветствие присутствующих

Ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на познавательно-развлекательной программе “Эрудит – лото”.

- Кто такой эрудит? (Ответы детей)

- Что такое лото? (Ответы детей)

Ведущий: Как вы знаете, слово “эрудит” означает человека, обладающего разносторонними познаниями. А слово “лото” - название настольной игры, в которой используются бочонки. Если соединить эти два слова, получиться новая игра, где участники двух команд будут демонстрировать свои знания в разных областях, которые имеют свои номера на бочонках. Эти бочонки будет доставать водящий (водящего нужно выбрать из присутствующих родителей).

Ведущий: Ребята поднимите руки те, кто хотел бы принять участие в сегодняшней игре?

- Я вижу, что желающих много, поэтому предлагаю ребятам, сидящим в… ряду на … месте набрать к себе в команду 4 человек по своему усмотрению. (Набор команд)

- Встречаем команды, которые примут участие в первой игре (команды занимают свои места за игровыми столами в центре класса).

Ведущий: Если команда побеждает в 1 туре, она остается на своём месте, если проиграет – набирается новая команда из зала и игра продолжается. Выигрывает та команда, которая одержит победу в последнем туре.

Ведущий: Предлагаю области знаний, в которых будут состязаться участники (области обозначены карточками разного цвета):

  1. Пираты (карточки розового цвета).
  2. Незнайка и его друзья (карточки синего цвета).
  3. Города и страны (карточки зелёного цвета).
  4. Животный и растительный мир (карточки жёлтого цвета).

5) Драконы, великаны и кое-что ещё… (карточки красного цвета).

Первый тур

Ведущий: Предлагаю водящему достать номер одной из областей знаний (описание предметных областей идёт подряд, водящий может достать любой).

№ 1 “Пираты”

Ведущий: В нашей коробке лежат метки, на них написаны вопросы. Каждый участник обеих команд выбирает себе пиратскую метку с вопросом и пытается на него ответить. Чем больше у команды правильных ответов, тем больше шансов одержать победу в этом туре (ответы команды дают по очереди).

Вопросы.

  1. Какой адрес у пиратов? (Море)
  2. Любимая валюта пиратов? (Золото, пиастры)
  3. Оружие пиратов? (Сабли, пушки, кинжалы, мушкеты)
  4. Домашнее животное пиратов? (Попугай)
  5. Любимый напиток пиратов? (Ром)
  6. Что является конвертом для пиратской почты? (Пустая бутылка)
  7. Где пираты хранят свои сокровища? (В сундуках)
  8. Что больше всего на свете любят пираты? (Деньги)
  9. В какой книге пираты встретили одного старенького доктора? (“Айболит”)
  10. Как называют пиратов в разных странах? (Корсары, каперы, приватиры, буконьеры, флибустьеры).

(Очко защитывать за каждый правильный ответ)

Таблица заполняется по ходу программы (выбрать учеников, свободных от игры в данный момент для заполнения результатов).

 

1 команда

Очки

2 команда

Очки
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

(По итогам набирается новая команда учеников, не принимавших участие)

Ведущий: Прошу водящего достать следующий номер.

Второй тур

№ 2 “Незнайка и его друзья”

Ведущий: Каждой команде выдаётся набор карточек с цифрами. Я задаю вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете один из них и поднимите карточку с цифрой. Ответ даёт тот, кто первый поднимет карточку (после ответа ученика, учитель зачитывает отрывок из произведения).

- На какой улице жили коротышки в Цветочном городе? (Ответ дан курсивом)

  1. Незабудок.
  2. Колокольчиков.
  3. Одуванчиков.

“В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей”. Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательным музыкантом. Он играл на разных музыкальных инструментах. Все слушали музыку и хвалили. Незнайка ему завидовал”. - Какой музыкальный инструмент предложил Гусля Незнайке?

  1. Барабан.
  2. Балалайку.
  3. Гармошку.

- Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.

- Учись, согласился Гусля.

- На чём ты хочешь играть?

- А на чём легче?

- На балалайке!

Ведущий: После того, как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником.

- Кто первым проснулся и увидел на стене свой портрет?

  1. Пончик.
  2. Торопышка.
  3. Доктор Пилюлькин

“Первым проснулся доктор Пилюлькин. Он увидел на стене портрет и стал смеяться”.

Ведущий: Художника из Незнайки не получилось, и он задумал сделаться поэтом и сочинять стихи. Сумел ли его учитель Цветик подобрать рифму к слову “пакля”?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Может быть.

“Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля … - Он долго бормотал, потом сказал: - Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы”.

Ведущий: Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали. Что они мастерили?

  1. Пылесос.
  2. Автомобиль.
  3. Воздушный шар.

“…а когда месяц прошёл, то оказалось, что они сделали автомобиль. Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом”.

Ведущий: Сколько дней Знайка со своими друзьями делал воздушный шар?

  1. Пять дней
  2. Неделю.
  3. Десять дней.

“Вот так полетели! – кричали вокруг, вот так Знайкин шар! Целую неделю возились с ним, и он взял да и лопнул”.

Ведущий: Синеглазка привела Незнайку на кухню. Там был умывальник. Рядом на гвоздике висело полотенце, а на полочке лежали мыло и зубной порошок. Но Незнайка сказал, что терпеть не может зубной порошок, потому что он…

  1. Горький.
  2. Безвкусный.
  3. Невкусный.

“Вот там щётка, вот зубной порошок. Будете чистить зубы, - сказала Синеглазка, протягивая Незнайке зубную щётку.

- Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка.

- Это почему же?

- Невкусный!”

Ведущий: Через реку вёл узенький мостик, похожий на длинный половичок, протянутый с одного берега реки на другой. Он был сделан из какой-то толстой и прочной материи. Из чего был сделан мост?

  1. Из прутьев.
  2. Из стеблей льна.
  3. Из коры берёзы.

“Этот мост сделали наши малышки, - сказала Синеглазка. – Мы плели его целый месяц из стебля льны, а потом малыши помогли нам протянуть его над водой”.

Ведущий: Малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем неплохой коротыш. Остальным малышам, конечно, было завидно, что хвалят Незнайку, и они тоже стали защищать малышек в цветочном городе. С кем из малышек подружился Незнайка?

  1. С Медуницей.
  2. С Кнопочкой.
  3. С Селёдочкой.

“Незнайка подружился с Кнопочкой, и с тех пор, если замечал, что кто-нибудь обижает малышек, он подходил и говорил:

- Ты зачем обижаешь малышек? Смотри, чтобы я этого больше не видел!

Обижать малышек у нас не принято!”

Ведущий: В этом туре выигрывает… команда, потому что у неё было больше правильных ответов.

Подводятся итоги, идёт замена проигравшей команды.

Ведущий: Следующие вопросы будут из области… (Водящий достаёт бочонок)

Третий тур

№ 3 “Драконы и великаны и кое-что ещё…”

Ведущий: Все вопросы о сказочных существах спрятаны у нас в избушке. Избушка, избушка, повернись к нам передом, а к лесу задом. Предлагаю представителям от каждой команды выбрать по очереди вопросы для обсуждения. Тот, кто выбирает карточку с вопросом, в команду не возвращается, пока одна из команд не даст ответ. Как только ответ у команды готов, необходимо сначала подать музыкальный сигнал резиновой игрушкой и только потом ответить на заданный вопрос. (Выбирают вопросы по очереди)

Вопросы.

  1. Как называется чудо-зверь, с которым сражаются богатыри в русских народных сказках? (Змей Горыныч, русские былины).
  2. В одной из сказок… было удивительное животное с одним туловищем и двумя головами. Как оно называлось? (Тянитолкай, К. Чуковский “Доктор Айболит”)
  3. В какой сказке один великан обернулся с горяча мышкой и опомниться не успел, как его съели? (“Кот в сапогах”, Ш. Перро)
  4. Какое существо Баба Яга ласково называла “бриллиантовый ты мой”? (Домовёнка Кузьку из книги Т. Александровой)
  5. Назовите злодея, который свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по – змеиному (Соловей – разбойник, русские былины)
  6. Как звали крысу, с которой дрался Буратино? (Шушара, А. Толстой, “Золотой ключик, или Приключения Буратино)
  7. Как звали спутницу кота Базилио? (Лиса Алиса, А. Толстой, “Золотой ключик, или Приключения Буратино)
  8. Вожак стаи волков, приютивший Маугли? (Акелла, Р.Киплинг, “Маугли”)
  9. Назовите маленьких человечков, взявших в плен путешественника, потерпевшего кораблекрушение. (Лиллипуты, Д. Свифт, “Путешествие Лемюэля Гулливера…”)
  10. Существо, которое летало с помощью нехитрого приспособления на спине (Карлсон, А. Линдгрен, “Три повести о Малыше и Карлсоне”)

Подводятся итоги, идёт замена проигравшей команды.

Ведущий: Пришло время доставать следующий бочонок (водящий достаёт бочонок).

Четвёртый тур

№ 4 “Города и страны”

Ведущий: Я прошу обратить внимание на зелёные флажки, на которых скрыты вопросы. Каждая команда выбирает себе по 5 флажков и готовит ответы в течение одной минуты. По истечении одной минуты команды задают свои вопросы команде – сопернице и сверяют её ответ со своим. Выигрывает та команда, которая ответила на большее количество вопросов.

Вопросы.

1. Назовите столицу Украины? (Киев)

2. Расшифруйте: США (Соединённые Штаты Америки).

3. В каком году был основан город Салехард? (1595)

4. Назовите крупные реки России? (Обь, Енисей, Лена, Волга, Иртыш, Амур)

5. Назовите имя и фамилию писателя, которому открыт дом – музей в Салехарде? (Леонид Лапцуй)

6. Где родились Олимпийские игры? (В Древней Греции)

7. Жители какой национальности проживают на Чукотке? (Чукчи)

8. В какой стране основной пищей является рис? (Китай)

9. Назовите президента России?

10. Как называется наш округ? (Ямало-Ненецкий Автономный округ)

Подводятся итоги, идёт замена проигравшей команды.

Пятый тур

№ 5 “Животный и растительный мир”

Ведущий: Вопросы из этой области находятся на жёлтых карточках. Задавать их будет водящий, ваша задача - записать ответы в том порядке, в каком задаются вопросы. Проверять ответы будем по листочкам. Ответы должны состоять из одного – двух слов.

Вопросы.

1. Какие жуки носят название того месяца, в котором появились? (Майские)

2. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка)

3. Ягоды этого растения похожи на малину, только чёрного цвета (Ежевика)

4. Почему шиповник имеет такое название? (Имеет шипы)

5. Назовите самое большое в мире животное? (Синий кит. Длина - 33 метра, вес до 150 тонн. Такой кит тяжелее 50 слонов)

6. Самая маленькая птица на Земле? (Колибри)

7. Самая высокая трава в мире? (Растение банан – это тропическая трава, достигает высоты 15 метров)

8. Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (Маскировочная окраска)

9. Эти грибы растут большими компаниями на пнях (Опята)

10. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз)

Общее подведение итогов. Награждение команды – победительницы.