Программа волонтерского движения МОУ "Гимназия № 2" г. Сарова "Дороги, которые мы выбираем"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.

Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение.

Деятельность волонтерского отряда МОУ "Гимназия №2" "Мой выбор!" основана на программе волонтерского движения "Дороги, которые мы выбираем".

Наш девиз:

"Думай, когда отвечаешь "нет" и "да"
И помни, что выбор есть всегда!"

Мы ставим для себя такие цели:

  • Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
  • Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность в системе "ровесник-ровеснику".
  • Организация условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.

Данные цели достигаются через реализацию следующих задач:

  • Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
  • Сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
  • Предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность.
  • Сформировать у педагогов школы мотивацию к работе по профилактическим программам.
  • Организовать механизм взаимодействия гимназии с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей "группы риска".
  • Организовать условия, способствующие оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

В нашей деятельности мы руководствуемся следующими федеральными, областными, муниципальными и школьными законодательными актами:

  • Закон РФ "Об образовании";
  • Государственная программа "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года";
  • Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
  • Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
  • ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619;
  • Программа "Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы;
  • Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
  • Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
  • Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
  • Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.98 № 124-ФЗ;
  • Устав школы; Декларация прав учащихся МОУ "Гимназия №2".

Принципами построения работы с учащимися - членами волонтерского отряда являются:

  • Системность;
  • Парциальность (т.е. педагогическая профилактика, рассматриваемая как часть общего процесса воспитания личности и реализующаяся через формирование у ребенка навыков позитивной социальной адаптации);
  • Когнитивная и проблемная адекватность;
  • Опережающее обучение;
  • Опора на механизмы и феномены массового сознания, массовой культуры;
  • Принцип самоуправления;
  • Учет возрастных особенностей учащихся.

Среди основных методов работы можно назвать:

  • Прежде всего, сотрудничество, наставничество, доверие и понимание;
  • Мотивацию к деятельности через поиск интересов подростков; стимулирование и создание ситуации успеха;
  • Педагогическое предостережение, анализ поступков людей и конкретных конфликтных ситуаций, методы переубеждения и переключения на новую общественную деятельность;
  • Опора на личностный потенциал и индивидуальность каждого ребенка, обращение к самолюбию, самоуважению, чувству прекрасного.

В реализации деятельности волонтерского движения участвует широкий круг квалифицированных специалистов, заинтересованных в развитии и совершенствовании этого начинания в гимназии. Их тоже можно назвать волонтерами, т.к. это люди, делающие данную работу по своей воле, а не по принуждению; это добровольцы, разговаривающие на языке юной аудитории, старающиеся вызвать доверие и интерес к себе и к актуальным проблемам современности.

Определение проблем, решение которых совместно с детьми, помогало бы педагогическому коллективу выполнить свои воспитательные задачи, обозначилось при анализе сложившейся в гимназии ситуации и условий для ее изменения в лучшую сторону.

Анализ состояния здоровья обучающихся оказывается тревожным уже на момент поступления детей в школу. Детей 1 группы здоровья всего около 30% от общего количества детей. Но еще более тревожной выглядит картина постоянного ухудшения показателей здоровья детей - растет количество травм школьного и бытового характера, в том числе при нарушениях правил дорожного движения, наблюдается правовая неграмотность учащихся. И то, что в гимназии нет детей, совершающих правонарушения, результат профилактической работы, часть которой успешно могли бы выполнять и сами дети.

Данная работа доказывает свою актуальность, т.к:

  • Формирует здоровый жизненный стиль, активную гражданскую позицию и правовую грамотность успешной, конкурентоспособной личности человека, через привлечение к профилактической работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности.
  • Формирует устойчивые конструктивные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.
  • В процессе работы происходит мощнейшее восполнение дефицита социальной востребованности и реализацию лидерского потенциала, зачастую мнимо реализуемых в асоциальной и даже антисоциальной сферах.
  • Развиваются навыки и совершенствуются знания, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.
  • Таким образом, происходит подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.

Программа деятельности волонтерского отряда "Гимназии №2" "Дороги, которые мы выбираем", состоит из трех модулей - "Здоровье", "Право", "Безопасность", - позволяющих систематизировать, конкретизировать и направить деятельность волонтерского движения.

Так как в гимназии осуществляется углубленное изучение английского языка и литературы, появилась идея перевода названия этих модулей на английский язык: "Health", "The right to:", "Safety".

Целью модуля "Здоровье" является:

Формирование у гимназистов установок на здоровый образ жизни.

через:

  • Популяризацию имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.
  • Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся гимназии.
  • В рамках данного направления мы проводим школьные Декады здоровья с выходом приглашенных специалистов, работников гимназии и ребят-волонтеров на классные часы, интерактивные и ролевые игры, занятия с элементами тренингов, КВНы; проводятся конкурсы рисунков и плакатов, спортивные мероприятия, экскурсии, всевозможные опросы и анкетирования, разработка памяток, и многое другое.
  • В результате анализа современных проблем молодежи на одно из первых мест наши волонтеры поставили существование проблемы пивного алкоголизма. Именно эта тема была первой для разработки профилактического занятия со старшеклассниками.

В модуле "Безопасность" происходит:

Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.

посредством:

  • Ознакомления младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия).
  • Развития навыков безопасного поведения.
  • И организации условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.

С младшими школьниками наши волонтеры проводят конкурс рисунков "Что ты знаешь о дороге?", участвуют в городских конкурсах "Красный, желтый, зеленый" и "Мой друг - велосипед", акции "Внимание, дети!". Кроме того, волонтерам очень понравилось проводить различные мероприятия с участниками детского летнего оздоровительного лагеря при гимназии.

В данном направлении мы тесно сотрудничаем с инспектором по пропаганде ОГИБДД.

Правовой модуль реализуется через:

Содействие формированию и развитию правовой культуры гимназистов организацией условий, способствующих развитию интереса учащихся к правовым основам.

Формированием умения гимназистов действовать в соответствии с нормами правовой культуры граждан.

Профилактикой проявлений экстремизма.

Взаимодействие с волонтерами построена так, что сначала мы проводим тренинги командообразования, информируем ребят по различным темам, учим проведению интерактивных мероприятий с различными возрастными категориями учащихся, чтобы затем уже сами волонтеры проводили эти занятия.

В рамках данного модуля мы с волонтерами разработали цикл занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии, среди тем которого можно назвать следующие:

  • "Кто такой свободный человек?"
  • "Права и обязанности школьника"
  • "Что такое "право на уважение"?
  • "Нарушение прав людей может привести к конфликтам"
  • "Как разрешать конфликты мирным путем?"
  • "Конвенция о правах ребенка"
  • "Как стать обязательным человеком"

Для своих сверстников волонтеры-старшеклассники проводили Интернет-уроки "Имею право знать!" по материалам официального сайта Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков, в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.

Одним из основных условий результативности деятельности волонтерского движения является, конечно же, взаимодействие специалистов различных областей в методической и организационной работе, при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

Программа волонтерского движения "Дороги, которые мы выбираем" является взаимодополняющей с другими целевыми программами, реализующимися в МОУ "Гимназия №2":

  • Программой "Ура! Каникулы";
  • "Образование и здоровье";
  • Программой по психолого-социально-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья "Понимание и поддержка";
  • Программой профилактики аддиктивного поведения "Путь к успеху";
  • Социально-психолого-педагогической программой "Профориентация".

Среди результатов деятельности нашего волонтерского объединения "Мой выбор!" можно назвать:

За два года функционирования волонтерского отряда наблюдается значительная динамика количества ее членов;

Участие ребят в региональном этапе Всероссийского конкурса социальной рекламы "Новый взгляд" (номинация - "Социальный видеоролик");

Участие в городском конкурсе по пропаганде ЗОЖ "Мы выбираем жизнь" (номинация - "Лучшее освещение темы профилактики наркомании средствами массовой информации");

Активное участие в социально-значимых акциях "Доброе сердце" (подразумевающей шефство над детьми коррекционного Д/С №46/2 и Вознесенского реабилитационного центра "Надежда"), в акциях "Застава" и "Чистый город".

Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне и внешне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сами подростки постепенно обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих.

В Приложении 1 представлен ролик социальной рекламы - самостоятельное творчество наших ребят-волонтеров, в котором они постарались отразить свое отношение к жизни, к тому, что нужно мылить, чувствовать, действовать, выбрать активную гражданскую позицию; свой долг тратить не на пустое времяпрепровождение, а на творчество.

Хочешь быть активным - буть им!

Живи ярко!

В деятельности нашей нет готовых схем,
Мы ищем решения жгучих проблем.
The right to be active,
The right to be heard,
Право на голос волонтерство дает!

Мы все, как один, одного хотим:
Stop smoking! А здоровью - да!
Наркотикам - NO!
Насилию - Not!
Культура, право и спорт - вперед!

Приложение 2 - презентация Программы волонтерского движения "Дороги, которые мы выбираем"